Предметная среда как средство раскрытия и развития личностного потенциала ребенка
статья
В статье раскрыт вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pprs_kak_sr-vo_razvitiya_lichnosti.docx | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметная среда как средство раскрытия и развития
личностного потенциала ребенка
Лудина Вера Михайловна, старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 6» г. Чебоксары
Изменяться, сохраняясь, или продолжаться, меняясь, -
вот что поистине составляет нормальную жизнь
человека и, следовательно, прогресс.
Пьер Леру
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
п. 3.3. «Требования к развивающей предметно-пространственной среде»
3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала:
- пространства Организации, Группы,
- пространства территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок),
- материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
3.3.2. 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать
- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, - возможности для уединения.
- реализацию различных образовательных программ;
- необходимые условия в случае организации инклюзивного образования;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной:
1) соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы;
2) оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы);
3) организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
4) для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
трансформируемой
возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
полифункциональной:
1) разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
2) наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
вариативной:
1) наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
2) периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
доступной:
1) для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
2) свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
3) исправность и сохранность материалов и оборудования.
безопасной:
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
В Письме Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 февраля 2014 год № 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО» раздел III пункт 3.1. употребляются два сходных термина, которые, относятся к разному содержанию и которые следует различать: «развивающая предметно-пространственная среда» и «образовательная среда».
Развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель, и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы).
Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе, развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в Стандарте.
Извлечение из Методических рекомендаций для педагогических работников «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»:
«…Целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач.
Функциональный модуль – это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря (далее – Перечень) по видам детской деятельности для организации пространства (группы, уличного участка и т. п.) для решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы ДОО.
В свете современных тенденций развития вариативных форм дошкольного образования необходимо учитывать специфику пространственного решения для обеспечения реализации образовательной деятельности. Для организации РППС в ДОО следует рассматривать пространство в рамках имеющихся возможностей образовательной деятельности.
РППС может включать следующие функциональные модули:
- «Игровая»
- «Физкультура»
- «Музыка»
- «Творчество»
- «Логопед»
- «Психолог»
- «Уличное пространство»
- «Бассейн»
ООП ДОУ не предъявляет каких-то особых требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды, помимо требований, обозначенных в ФГОС ДО.
Насыщенная РППС становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Стоит подчеркнуть необходимость создания единого пространства детского сада.
Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения. Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского сада, включая те, которые предназначены для взрослых. Доступ в помещения для взрослых должен быть ограничен, но не закрыт, т.к. труд взрослых всегда интересен детям.
- Для всестороннего развития необходимо предоставить возможность дошкольникам полностью использовать среду и принимать активное участие в ее организации. Продукты детской деятельности в качестве украшения интерьеров детского сада насыщают здание особой энергетикой, позволяют дошкольникам понять свои возможности в преобразовании пространства.
- Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками.
- Необходимо также предусмотреть «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. Такие уголки можно создать, перегородив пространство ширмой, стеллажами, разместив там несколько мягких игрушек, книг, игр для уединившегося ребенка.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
- уголок для сюжетно-ролевых игр;
- уголок ряжения (для театрализованных игр);
- книжный уголок;
- зона для настольно-печатных игр;
- выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок;
- уголок для игр с водой и песком;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности де тей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
- игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Также могут быть следующие центры активности:
- «Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);
- «Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
- «Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;
- «Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников;
- «Спортивный центр», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей.
ППРС детского сада №186 г. Ульяновска предполагает разделение группового помещения на следующие центры активности, взятые ими из опыта работы детских садов Китая. Это:
- Речевой центр;
- Центр экспериментирования;
- Центр интеллектуального развития;
- Центр творчества;
- Игровой центр.
Принцип зонирования по АНО «Институт решения проблем образовательной политики «Эврика» предполагает:
- центр создания художественных образов
- центр конструирования
- центр речи и письма
- центр счета и начала «математики»
- центр экспериментирования и наблюдения
- зоны уединения
- зона крупно-моторной активности
- музыкальный центр (включая уголок ряжения, уголок музыкальных инструментов, оборудование для театра и драматизаций)
- зоны презентации детских работ
- центр принятия культурного многообразия
- центр воды и песка
- центры, регламентированные приоритетными направлениями работы ДОО.
Показатели, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей это:
- Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
- Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
- Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
- Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
- Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
Литература:
1. Карабанова, О. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
2. Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08-249
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
5. Радионова О.Р. Развивающая предметная среда в дошкольном воспитании. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12–14 апреля 2000 г.). – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – С. 208–209.
6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. – М.:УЦ Перспектива, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный подход к целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности в художественно-эстетической деятельности
Консультация для воспитателей...
Использование интегрированного подхода к целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности в художественно-эстетической деятельности
Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии (который, к сожалению,...
Совместная деятельность педагога и детей старшего дошкольного возраста с целью раскрытия творческого потенциала ребенка «В гостях у сказки»
Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи:Образовательные:Способствовать использованию как вербальных (темп, сила голоса, интонационная вы...
Презентация "Использование интегрированного подхода к целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учётом его индивидуальности в художественно – эстетической деятельности"
Изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения....
Раскрытие творческого потенциала ребенка через организацию кружковой работы по театрализованной деятельности
Данный вид деятельности обуславливает особое взаимодействие педагогов и детей на базе свободной творческой атмосферы, поощрения детской инициативы и любознательности, свободы выражения своего мнения, ...
«Раскрытие внутреннего потенциала ребенка посредством музыки»
Неделя творчества «Мастерская талантов»Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста-актуальная проблема современной педагогики. Воспитание детей, имеющих творческое начало и ...
Вокальная импровизация как средство раскрытия творческого потенциала ребенка дошкольного возраста
Моя статья "Вокальная импровизация как средство раскрытия творческого потенциала ребенка дошкольного возраста" рассчитана на музыкальных руководителей детскийх садов, а также применима к мла...