Приосколье и Великая Победа
статья (старшая группа)

Понкратова Анна Владимировна

Победу ковали не только солдаты в бою, но и труженики тыла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu_doroga_muzhestva.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Дорога мужества»

Из воспоминаний участницы строительства железной дороги Старый Оскол – Ржава Поповой Александры Афанасьевны

                                                Понкратова Анна Владимировна воспитатель

                                                          МБДОУ детский сад №15 «Дюймовочка»

Аннотация Велик подвиг советского народа в годы военного лихолетья. Подрастающее поколение должно знать не только о подвиге солдат, но и о самоотверженном трудовом подвиге женщин, детей и стариков в тылу.

         Однажды   с семьёй  поехала к своей тете Поповой Александре Афанасьевне в Староивановку  помочь по хозяйству.

         Возле дома встретились с почтальоном. «Вот вам газеты и письмо от президента. Передайте хозяйке. В письме было следующее: «Уважаемая Александра Афанасьевна! Сердечно поздравляю Вас с 60-летием Великой Победы» Далее были слова благодарности за Победу в Великой Отечественной войне. Президент желал ей  доброго здоровья и благополучия. Я была удивлена и попросила более подробно рассказать о причине президентского поздравления. Сели пить чай и Александра Афанасьевна начала свой рассказ о том, как молоденькой девчонкой строила железную дорогу Старый Оскол – Ржава. «Тяжелые были времена, трудные, голодные и холодные. Мужиков в деревне не осталось – ушли на фронт, жили одни бабы, старики и детишки. В тот год настроение у сельчан было не плохим – Сталинград от фашистов отстояли, погнали их обратно. Но слышно было так же, что немец готовится к наступлению. В конце мая в деревню приехали агитаторы –ребята в военной форме. Они стали объяснять населению боевую обстановку и задачи, которые надо было решить в данный момент. Чтобы оказать помощь Красной Армии, необходимо было построить железнодорожную ветку до Ржавы. Сказали так же, что стройка дороги продлится два месяца.

        Народу собрали много, очень много: девчонок, в основном, молодежь из сел, деревень. Вместе с нами работали и бойцы красной армии. Строительная колонна, в которой я работала, справлялась с дневными заданиями очень хорошо. Уставали сильно на работе, но что значит – молодость: и влюблялись, и плясали, и песни пели…Выпускали на нашей стройке боевые листовки, в которых называли имена передовиков соревнования. Я не раз слышала, что перевыполняли сменное задание на 250%. Это очень хорошо, считала я, дорогу построим быстрее. Наша Томара - старшая по группе, всегда заботилась о том, чтобы нас вовремя накормили, раздали сухой паёк, а так -же подвезли инструмент, подогнали подводы, обеспечили работой. А как работали! Я весила тогда 48 килограммов, рост 156 сантиметров, а не уступала в работе взрослым женщинам. Ручные носилки с грунтом таскали бегом, пели песни, шутили, смеялись. Нам читали старшие товарищи военные сводки, новости с фронта. Даже концерт для рабочих показывали. Приезжали корреспонденты из газеты, фотографировали нас и во время работы. Уставали очень, ночью тоже приходилось работать. Опасности подстерегали строителей дороги в лице недремлющего врага: мы строим, а он не раз прилетал на самолётах бомбить нас. Наши самолёты сражались в небе с фрицами, чтобы без опаски люди работали. Считай, дорогу построили всего за месяц. Я не присутствовала на митинге по поводу окончания строительства. Но я знала, что как только отстроили объект, сразу  пошли составы с пушками, боеприпасами, продовольствием для наших бойцов. После стройки я поехала домой, так как мама заболела и  не могла работать, а 6-летний братишка пух с голода. Забрала братца с собой в Старый Оскол. Здесь устроилась проводником на железную дорогу. Дали общежитие, сухой паёк, кормили бесплатно в столовой по карточкам, а так же одеждой обеспечили. Из юбки сшила брату брючки, из гимнастерки – рубашечку. Сапоги отдала подружка. Вот так и снарядила Володю. А поек на двоих делили.

         Работать проводником в военных эшелонах было трудно: военная дисциплина, большая ответственность. Война ведь не женское дело. Сопровождала эшелоны с танками, с самолётами, с продовольствием. Ребята, с которыми приходилось работать в эшелонах, называли меня малышом,  делились рафинадом, консервами, хлебом. Добрые были люди, отзывчивые. Я ведь не только ростом была мала. Чтобы взяли в проводники пришлось прибавить себе 2 года. Сорок два года проработала я на железной дороге. Замуж я так и не вышла.  Война забрала  наших женихов… Брат Володя вырос, выучился, женился. Теперь вы у меня есть. Я ведь никому не говорила, что участвовала в строительстве этой дороги – документов – то никаких не осталось. Мама только знала, да подружки.

         Приехали ко мне молодые люди, поздравили с 60-летием Курской битвы и вручили медаль. Я заплакала, вспомнила про стройку дороги и спросила, откуда они знают, что я  там работала?  Молодой человек сказал, что нашли списки строителей Дороги Мужества. Держу я в руках этот памятный знак и как будто в то время вернулась. Не забыли, значит».        

         Я вдруг ясно осознала, как молоденькая девчонка с сотнями своих ровесниц самоотверженно работала в тылу и не подозревала о том, что совершает свой трудовой подвиг во имя Великой Победы. Этот рассказ был для меня лично откровением. В моей семье деды не принимали участие в войне. Я считаю, что Александра Афанасьевна внесла свою лепту в великое дело Победы над врагом не хуже любого мужчины.

       В целях увековечивания подвига строителей железной дороги Старый Оскол – Ржава постановлением губернатора Белгородской области Е.С. Савченко от 26 февраля 2007 года было принято решение соорудить памятник в Старом Осколе.  А 9 июля 2008года состоялось его торжественное открытие.  Присутствовали на открытии оставшиеся в живых женщины – строители той самой железнодорожной ветки Старый Оскол – Ржава. Я в очередной раз гостила у тетушки и показала ей фотографию  памятника. Она посмотрела, вздохнула и промолвила: «Память теперь останется для всех…»  

        В 2009 году не стало моей тети Александры Афанасьевны Поповой. Остались фотографии, небольшой архив и дорога, построенная в годы военного лихолетья, которая и сегодня продолжает служить людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне музыкального руководителя Самсоновой Юлии Александровны...

Проект, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Великая Победа великого народа"

Гражданская позиция не может возникнуть вдруг, из неоткуда. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к ро...

"...Славим в светлый День Победы всех, кто в бой великий шли!" Сценарий праздничного утренника для детей старших групп (5-6 лет), посвящённого 70-летию Великой Победы

Куприянов Виталий Владимирович,музыкальный руководитель МАДОУЦентр развития ребёнка "Умка"г. Новый Уренгой "...Славим в светлый День Победы всех, кто в бойвеликий шли!"Сценарий праздничного утрен...

Конкурс юных чтецов, посвященный 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне, «Тебе, Великая Страна! Тебе, Великая Победа!»

В рамках коллективного проекта "Литературное воспитание, как средство личностного развития дошкольника", реализуемого в детском саду, проводился конкурс юных чтецов, посвященный  70-летней годовщ...

ПРОЕКТ К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ «Я помню! Я горжусь!» Информационно-ориентированный проект посвященный 70-летию великой Победы в Великой отечественной войне.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–па...

Проект «Детям о Великой Победе!» посвященный к 75летию победы в Великой Отечественной войне. Руководитель проекта Гилязова Елизавета Андреевна

Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у дошкольников ясные представления о войне 1941–1945гг.Цель: Расширят...