Воспитание гражданственности детей в играх.
статья (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание гражданственности детей в играх. | 543.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание гражданственности является задачей государственной важности. Наличие гражданского общества - важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни.
В настоящее время возникает необходимость более глубоко изучить и переосмыслить потенциал гражданского воспитания для воспитанников дошкольных образовательных учреждений с точки зрения его содержательной и практической стороны. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что формирование гражданских навыков, гражданской позиции, гражданственности необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, а также этот процесс должен осуществляться не только в стенах образовательных учреждений, но и в домашних условиях. Дети с раннего возраста должны освоить ценности общества, в котором живут. Должны знать свои права и уважать права других.
Патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувства патриотизма и гражданственности.
В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной.
Задачи гражданского воспитания в дошкольном образовательном учреждении могут быть следующие:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Задачи гражданского воспитания решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Большое значение для детей имеет игра. Она выступает как способ познания мира, стимулирует инициативу и творчество. В игре ребенок в соответствии с сюжетом или игровыми правилами сам строит свои отношения в качестве субъекта общения. На этом основании важное место в гражданском воспитании дошкольников занимают игровые формы: лексические игры, сюжетно – ролевые, народные игры, соревнования, игровые ситуации, способствующие созданию эмоциональной атмосферы, повышению познавательной активности детей, раскрытию их творческого потенциала.
В данном пособии представлены игры, которые направлены на воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Их могут использовать воспитатели, родители, а также те, кому интересна эта тема.
Дидактические игры
по нравственно - патриотическому воспитанию
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний, позволяет
открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.
Игра «Мой адрес…»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города, номер дома, квартиры, телефона ,этаж закрепить знание
права на жильё, неприкосновенность жилища.
Материал: мяч.
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит:
Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
Игра «Наш детский сад»
Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. .Закрепить
умение ориентироваться по плану в пространстве
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского
сада. Планы детского сада, 1, 2 этажа, группы
Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве
Игра «Поиски добрых слов»
Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините»,
воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости., связь слова и поступка, слово и отношение
Материал:
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует извиняться ,
где и когда, как применяются эти вежливые слова
Игра «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».
Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.
Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует себя вести в том
или ином месте, какие поступки хорошие..
Игра «Наша страна».
Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице
Материал:
иллюстраций, фотографий
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают
Игра «Малая Родина».
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего
города, памятниках и достопримечательностях г. Заводоуковска.
Материал: иллюстраций, фотографий города Заводоуковска.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают .
Игра «Флаг России»
(города Заводоуковска и Тюменской области
г. Тюмени)
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны (города,
области, областного центра) закрепить основные цвета флага, что они обозначают?
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России
Игра «Расскажи о своей семье»
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать
значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о
членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перечень дидактических игр для детей младшего возраста по формированию грамматического строя речи и воспитанию гражданственности и патриотизма
Материал будет полезен воспитателям групп младшего дошкольного возраста по воспитанию гражданственности и патриотизма и развитию коммуникативных способностей детей....
Методические рекомендации "Влияние игровой деятельности на воспитание гражданственности патриотизма у детей дошкольного возраста"
Данная разработка представляет собой методические рекомендации по введению элементов гражданского и патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении через игровую деятель...
Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе логопеда.
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма. Необходимо уделять внимание этому направлению при развитии речи дошкольников....
дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста по формированию грамматического строя речи и воспитанию гражданственности и патриотизма
подборка дидактических игр для младших дошкольников по формированию грамматического строя речи и воспитанию гражданственности и патриотизма по темам...
Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»
Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания г...
консультация для воспитателей " Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе логопеда""
quot;Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе"...
План-конспект проведения педагогического совета в форме деловой игры «Создание условий для воспитания гражданственности и развития патриотического потенциала детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса»
Цель педсовета: закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности.Форма проведения: делов...