Программа «Давай поговорим»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Программа «Давай поговорим»
Цель данной программы: повысить темп развития речи детей посредством игровой деятельности, способствовать освоению языка, грамматического строя.
Задачи:
- Пересказывать литературные произведения, самостоятельно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.
- Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе
- Сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью взрослого строить свой рассказ по заданной теме
Содержание программы включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Работа с воспитанниками направлена на развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с другими образовательными областями:
- Познавательное развитие. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
- Социально-коммуникативное развитие. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
- Художественно-эстетическое развитие. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного).
- Физическое развитие. Развитие мелкой моторики обеих рук. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Программа включает в себя:
- перспективный план работы с детьми;
- перспективный план работы с родителями;
- цикл игровых занятий;
- сделала подбор театральных игр и постановок.
В процессе обучения дошкольников используется целый спектр методов:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение)
- наглядный (наблюдение, демонстрация, ТСО)
- практический (игра, упражнения)
Результатом данной работы стало: повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность. Позитивное взаимодействие детей в коллективе; раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности; целостное воздействие на речевую систему; речевое раскрепощение ребенка.
Комплексно-тематическое планирование
Время проведения | Тема и цели детско – взрослой деятельности | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | ||
Сентябрь | Рассказывание об игрушках | Рассказывание по картине «Кошка с котятами» | Описание игрушек | Рассказывание об игрушках | |
Учить: - составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида; - правильно произносить в словах звуки [с], [с'], выделять в речи слова с этими звуками; - вслушиваться в звучание слов. Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Закреплять: - произношение пройденных звуков: [у], [а], [г], [к], [в]; - представления о значении терминов «слово», «звук» | Учить: - составлять рассказ по картине вместе с воспитателем и самостоятельно; короткий рассказ на тему из личного опыта; - соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей | Учить: - называть признаки, действия описываемой игрушки, связывать между собой предложения; - произносить звук [с] длительно, на одном выдохе, отчетливо и внятно проговаривать слова. Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Закреплять умение соотносить названия животных с названиями их детенышей. Формировать представления о предлогах «за», «под», «на», «в», навыки их применения в речи. Отрабатывать навыки правильного произношения звуков [с], [с'] | Учить: - составлять описание игрушки; - называть характерные признаки и действия; - составлять короткий рассказ на тему личного опыта (при поддержке воспитателя и самостоятельно). Обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушки), их свойств, действий, которые можно с ними совершать | ||
Октябрь | Рассказывание по набору игрушек | Рассматривание иллюстраций к сказке ( по выбору воспитателя) | Рассказывание о действиях и качествах предмета в диалоге | Рассказывание об игрушках. Дидактическая игра «Петрушка, угадай мою игрушку» | |
Октябрь | Закреплять правильное произношение изолированного звука [з]. Учить различать на слух разные интонации, пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания | Учить: - пересказывать короткую - пользоваться точными на | Развивать навыки диалогической речи, общения в парах друг с другом (со сверстниками), со взрослым. Учить: - самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них; - понимать и активно использовать в речи интонацию - вслушиваться в звучание - выделять в словах заданный | Учить: - описывать предмет, не называя его; - задавать допросы и отвечать Развивать навыки диалогической речи | |
Ноябрь | Рассказывание на тему из личного опыта. Дидактическая игра«Устроим кукле комнату» | Рассказывание по картинке «Собака со щенятами» | Описание игрушки | Описание й сравнение кукол | |
Учить: - высказываться на тему личного опыта, предложенную - правильно называть предметы мебели, рассказывать об их | Побуждать к составлению небольшого связного рассказа по картине. Учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта | Учить: - составлять короткий описательный рассказ по игрушке; - слышать и правильно произносить звук [ш], изолированный, в словах и фразах; - правильно регулировать тембр голоса; - вслушиваться в слова, подбирать слова, сходные по звучанию | Учить: - описывать и сравнивать кукол; - правильно называть наиболее характерные описательные - строить законченные предложения. Закреплять представления о понятии «мебель». Развивать навыки выразительной речи | ||
Декабрь | Описание одежды | Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» | Рассказывание по набору игрушек | Рассказывание по картине «Таня не боится мороза» | |
Учить: - описывать зимнюю одежду; - правильно называть предметы зимней одежды; — выделять на слух и правильно - подбирать слова на заданный звук. Формировать представление о назначении зимней одежды. Закреплять понятие «одежда» | Учить: - пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавая прямую речь персонажей; - самостоятельно подбирать слова со звуком [с] | Побуждать составлять короткие рассказы по набору игрушек. Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Закреплять навыки правильного произношения звука [ж] в словах и фразах. Учить: - выделять звук [ж] в словах; - произносить четко и ясно - правильно пользоваться интонацией, говорить достаточно громко | Учить: - составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем; - выделять звуки в слове; - подбирать слова на заданный звук | ||
Декабрь | |||||
Январь | Рассказывание по набору игрушек. Дидактическая игра «Похвалялись звери» | Описание внешнего вида друг друга | Рассказывание по набору предметов | Сравнение предметных картинок | |
Учить: - составлять короткий рассказ по набору игрушек вместе с воспитателем; - понимать смысл загадок, - выделять четко и правильно звук [ч'] в словах и фразах, Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями | Учить: - составлять описания внешнего вида и предметов одежды друг друга. Дать представление о том, что звуки в словах располагаются в определенной последовательности | Упражнять: - в составлении рассказа о предметах и действиях с - в образовании названий посуды. Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Учить: - правильно произносить звук [ч']; - отчетливо проговаривать | Учить: - сравнивать объекты на картинках по величине, цвету; - подбирать слова, сходные |
Февраль | Описание картинок | Рассказывание по картине «Мама моет посуду» | Описание предметных картинок | Описание овощей. Определение овощей на ощупь, по словесной характеристике.Дидактическая игра«Чудесный мешочек» | |||
Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Учить: - составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки; - четкому и правильному произношению звука [щ']; - выделять звук [щ'] в словах | Учить: - составлять рассказ по картине «Мама моет посуду». Укреплять артикуляционный аппарат специальными - произношение звука [щ']; - представление о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности | Учить: - составлять описание картины; - называть ассматриваемый - давать оценку описываемому объекту (предмету). Укреплять артикуляционный аппарат специальными - навык произношения звука [щ']; - умение различать твердые и мягкие согласные звуки. Учить выделять звук в словах | Закреплять умение правильно называть овощи, описывать цвет, форму и другие качества. Расширять представления об овощах. Учить: - выделять в овощах определенные свойства; - правильно классифицировать овощи | ||||
Март | Описание предметов и игрушек | Пересказ рассказа Н.Калининой «Помощники» | Описание предметов и игрушек. Отгадывание загадок | Рассказывание по картине «Куры» | |||
Продолжить учить составлять описания предметов, игрушек. Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Учить: четкому и правильному произношению звуков [л], [л']; | Учить: - пересказывать близко к содержанию текст рассказа Н. Калининой «Помощники»; - замечать несоответствия в передаче содержания текста при слушании рассказа товарищей. | Продолжать учить: - описывать предметы; - определять и называть первый звук в слове. Упражнять: - в образовании форм глагола «хотеть»(хочу - хочет, хотим-хотят); | Учить: - составлять короткий рассказ по картине «Куры»; - сравнивать петуха, курицу и цыплят. Закреплять: - умение самостоятельно подбирать слова, сходные и несходные по звучанию; | ||||
Март | -- выделять на слух звуки [л], [л'] в словах; - подбирать слова со звуком [л] или [л']. - подчеркнуто произносить звук в слове; - различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; - определять первый звук в слове | Закреплять: названия предметов посуды по аналогии и обращать внимание на несхожесть некоторых названий; - представления о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков. Учить самостоятельно подбирать слова со звуками [с], [ш] в начале, середине, конце слов | Закреплять: - навык правильного произношения звуков [л], [л'] в изолированном виде, в словах и фразах; - умения интонационно выделять заданный звук в слове; - подбирать слова на заданный звук. Учить: - выделять звуки [л], [л'] в речи; - правильно пользоваться вопросительной и утвердительной интонациями; - выделять голосом определенные слова | ||||
Апрель | Закрепление обобщающих понятий. Подбор слов на заданный звук | Рассказывание об игрушках.Дидактические игры «Узнай по описанию», «Чего не стало?» | Рассказывание о предметах.Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | Описание игрушек.Дидактическая игра «Что изменилось?» | |||
Продолжать формирование навыков связной речи. Учить: - подбирать нужные по смыслу слова; - четко и правильно произносить звуки [р], [р']; - подбирать слова с этими звуками; - внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответствующей интонацией. Закреплять усвоение обобщающих понятий: одежда, овощи, мебель. | Учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки. Закреплять: - представления о том, что слова звучат; - состоят из звуков; - звуки в слове разные; - умение самостоятельно заканчивать слово, названное воспитателем | Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Учить: - слышать звуки [р], [р'] в словах; - подбирать слова с этими звуками; - четко и ясно произносить слова и фразы, насыщенные звуками [р], [р']; - произносить чистоговорку отчетливо в разных громкости и темпе. | Продолжать обучение описанию внешнего вида предметов, их характерных признаков. Учить пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных. Обратить внимание на то, что все названия детенышей звучат похоже на названия взрослых животных того же вида. Закреплять представления о том, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности. | ||||
Апрель | Укреплять артикуляционный аппарат детей специальными упражнениями. Развивать умения: - определять и называть первый звук в слове; - подбирать слова на заданный звук | Закреплять умения: - в произношении звуков [р], [р']; - составлении описания предмета; - рассказывании о внешнем виде, качествах и свойствах предмета | Развивать умение самостоятельно находить разные и похожие по звучанию слова | ||||
Май | Рассматривание и описание картинок, иллюстраций | Беседа о домашних животных.Дидактическая игра«Назови правильно» | Беседа о транспорте | Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | |||
Учить: - составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки; - четко и правильно произносить сочетание звуков [из]; - уместно употреблять в описательной речи предлог из | Формировать представления о домашних животных. Сообщить новые сведения о животных. Учить правильному произнесению названия детенышей домашних животных | Обогатить и уточнить: - представления о транспорте; - понимание общественной значимости труда шофера, водителя | Познакомить с содержанием русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Учить находить и выделять в сказке особенности композиции (присказка, зачин). Дидактическая игра «Сказка на новый лад» |
План работы с родителями на учебный год
- Индивидуальная консультация «Игры и упражнения для развития речи детей»
- Помощь в оформлении фотоальбома «Семейные фотографии»
- Практикум для родителей «Игры, направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников».
- Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет».
- Консультация «Словесные игры с мячом и их влияние на развитие речи детей».
- Тематическая консультация «Как учить стихи играючи».
- Показ открытого занятия для родителей «Ребята спешат на помощь!».
Учебно – методическое сопровождение
- Раздаточный материал: предметные и сюжетные картинки;
- Демонстрационный материал: алгоритмические таблицы, картины; наборы игрушек; муляжей;
- Книги; наборы открыток.
Развивающая предметно-пространственная среда
- Наборы сюжетных и предметных картинок по темам:
«Одежда», «Игрушки», «Транспорт», «Еда», «Будь осторожен!», «Сказки», «Противоположности», «Времена года» и другие.
- Наборы игрушек «Ферма», «Зоопарк».
- Алгоритмические таблицы.
- Альбом «Наша группа» - фотографии детей и их родителей (утренники, летний отдых, труд на даче, семейные или групповые праздники, игры детей в группе и на прогулке).
- Дидактические игры типа «Лото», «Четвёртый лишний», «Логические цепочки».
Используемая литература
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Петрова, Т. И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. М.: Школьная Пресса, 2004.
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Альбом детского словотворчества "Давай поговорим"
Альбомы детского словотворчества могут использоваться в работе с родителями в любой дошкольной группе. Альбомы дают возможность воспитателям закрепить пройденный материал, выявить необходимость работы...
Давайте поговорим
(Советы молодым родителям)Радует, что число новорожденных растет, а значит, прибавляется больше забот и ответственности тому, кто находится рядом с ними. Находиться рядом - значит не только опекать, н...
Конспект утреннего приёма детей среднего дошкольного возраста "Давайте поговорим!"
конспект может быть интересен педаггогам Доу...
Пятый год жизни - "Давай поговорим"
Консультация для родителей содержит рекомендации по развитию речи детей пятого года жизни...
Дополнительная общеобразовательная программа «Давай поговорим»
Мы часто наблюдаем детей, речь которых детей мало понятна окружающим, отдельные звуки не произносятся, попускаются и заменяются другими. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в разв...
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию "Давай поговорим"
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию "Давай поговорим"...
Речевые игры дополнение к программе "Давай поговорим"
Речевые игры дополнение к программе "Давай поговорим"...