Воспитание основ толерантности,как одной из значимых черт личности.
статья (старшая группа)

Тюшева Светлана Николаевна

Воспитание толерантной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_tolerannosti_tezisy_tyusheva_s.n.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Тюшева С.Н., воспитатель

                                                                  МДОУ «ЦРР детский сад - «Дружба»

Качканарский ГО

Воспитание основ толерантности, как одной из значимых черт личности

В современном обществе часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность  нужно воспитывать путём развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире  непохожих людей. Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе стремлюсь сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.

Воспитание толерантной личности - одна их главных задач современности. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка: обществом, под воздействием отношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того чтобы сделать этот процесс целенаправленным, в своей деятельности придерживаюсь определённых принципов:

1. Принцип субъективности. Опора на самостоятельную активность ребенка, стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.

2. Принцип адекватности. Соответствие содержания и средств воспитания, ориентирование на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.

3. Принцип рефлексивной позиции. Ориентация на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

4. Принцип индивидуализации. Определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.

5. Принцип создания толерантной среды. Формирование в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, задействую большой спектр мероприятий и разные виды деятельности дошкольников: проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира; сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; русские народные подвижные игры; проведение русских народных праздников, например таких как «Масленица», «Рождество» в соответствии с народным календарем; знакомство детей с традициями народов разных стран; с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах; игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

В непрерывной организованной деятельности использовала разнообразные методические приёмы:

1. Игры и игровые упражнения, направленные на:

- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Этюды и упражнения направленные на:

- воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5. Применение наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6. Продуктивные виды деятельности - рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,

7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

8)Театрализованные представления.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей и является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума. Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями: анкетирование, совместные праздники, круглый стол, конкурсы «Моя родословная», выставки совместных рисунков;  тренинги, семейные игротеки; тематические дни в группе; целевые экскурсии совместно с детьми по городу. Согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, основ толерантности.

Считаю, что в результате целенаправленной работы по формированию толерантности в условиях дошкольного образовательного учреждения достигнуты следующие результаты:

- Воспитанники стали осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что каждый человек уникален и неповторим.

- Дети научились общаться с разными людьми, умеют осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей.

- Каждый мой воспитанник понимает, что он может совершенствоваться и развиваться - завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня, чувствует постоянную поддержку в разных ситуациях - как успеха, так и неудач.

Практика показывает, что современный ребёнок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей. Считаю, что вся эта работа может и должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении - первой ступени формирования толерантной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание основ толерантности в музыкально-художественной деятельности дошкольников

Формирование установок толерантного сознания и навыков толерантного взаимодействия, развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста....

Воспитание основ толерантности у дошкольников (Статья)

Воспитание основ толерантности у дошкольников....

Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста

Сотрудничество детского сада с семьей по воспитанию толерантности у воспитанников....

Родительское собрание «Поговорим о толерантности» Консультация «Воспитание основ толерантности у дошкольников»

Семья является хранителем нравов и обычаев, семейных традиций, которые играют немаловажную роль в формировании нравственного состояния  и облика человека. Важно всё, начиная с самых незначительны...