"Экологическое воспитание детей"
консультация (средняя группа)

Иванченко Марина Николаевна

экология в нашей жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ekologicheskoe_vospitanie_detey_v_seme.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТАРАСИХИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №30 «РЯБИНКА»

Воспитатель: Иванченко М. Н.

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей в семье»

               Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

             С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

             Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

            Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

             Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

              Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

              Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить, видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

               Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям.

 

                 Пожелание вам -  воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

                      «Живой букварь»   В.Орлова

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Учит по календарю

По живому букварю

Птицы учат пению

Паучок терпению

Учит нас пчелиный рой

Дисциплине трудовой

Обучает жить в труде

И по справедливости

Учит пас правдивости

Учит снег нас чистоте

Учит солнце доброте

У природы круглый год

Обучатся нужно

Нас деревья всех пород

Весь большой лесной парод

Учит крепкой дружбе.

Анкета  «Отношение   родителей   к   проблеме экологического   воспитания»

1 .     Что такое  экология?

__________________________________________________________________________

2.        Есть ли у Вас комнатные растения  и какие? Если нет, то почему?

__________________________________________________________________________

3.        Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

4.        Посадили ли Вы дерево?

5.        Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

6.        Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

7.        Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

8.        Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

9.        Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

10.      Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?

11.      Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

12.       Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

13.       Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

14.    Как вы думаете, получает Ваш ребенок знания о природе в детском саду?                                                                                                

Анкета «Отношение   родителей   к   проблеме экологического   воспитания»

1 .     Что такое  экология?

__________________________________________________________________________

2.        Есть ли у Вас комнатные растения  и какие? Если нет, то почему?

__________________________________________________________________________

3.        Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

4.        Посадили ли Вы дерево?

5.        Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

6.        Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

7.        Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

8.        Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

9.        Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

10.      Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?

11.      Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

12.       Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

13.       Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

14.    Как вы думаете, получает Ваш ребенок знания о природе в детском саду?                                                                                                

Приложение 1

Дидактические игры по ознакомлению с деревьями и растениями  во 2 – ой

младшей группе.

Название

Цель

«Угадай растение по описанию»

Умение учитывать названые признаки предмета; развивать наблюдательность.

«Найди листок, какой покажу»

Учить детей находить листочки по показу.

«Сложи картинку» (пейзажные)

Учить собирать из частей целое изображение.

«Такой листок, лети ко мне»

упражнять в нахождении листьев по сходству.

«Раз, два, три – дерево назови» (береза, сосна, платан)

Закрепить названия деревьев.

«Собери дерево из частей»

Учить собирать из частей целое (синтез.)

«Отгадай мою загадку» (о деревьях)

Учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.

«Найди растение»

По словесному указанию находить нужное растение, закреплять название  растений.        

«Научи мишку мыть растение»

Учить детей ухаживать за растениями.

«Какая сегодня погода» (сюжетные картинки)

Учить по описанию выбирать нужные картинки.

«Найди дерево по описанию»

Умение учитывать названые признаки предмета; развивать наблюдательность.

 

Приложение 2

Хоровод «Берёзка»

1Мы вокруг березки

Хороводом стали,

Яркие платочки

Высоко подняли.

Припев:

Ты, березка, посмотри, посмотри, посмотри.

Как танцуют малыши, малыши, малыши!

2. Мы вокруг березки

Весело гуляли,

Весело гуляли,

Ножками шагали.

3. Мы с тобой, березка,

Поиграем в прятки.

Отгадай, березка,

Где же все ребятки?

4. А теперь, березка,

Нам пора проститься,

Нам пора проститься,

Низко поклониться.

Приложение 3

Конспекты непосредственно образовательной деятельности

Прогулка «Деревья»

Цель: развитие слуховой  и образной памяти, связной речи, фантазии.  

Задачи:

  • Формировать умение распределять внимание, устанавливать соответствия  между предметами;
  • Развивать мелкую моторику, самоконтроль;
  • Воспитывать творческий подход к делу, чувство взаимоподдержки.

 Оборудование: набор листиков.

 Ход: 

 Воспитатель:

                - В сад весенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья,

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам,

Мы пойдем гулять.

Дети становятся змейкой и идут за воспитателем по дорожкам, тропинкам. Называем деревья, дети собирают листья.

Воспитатель подводит к берёзе.

              Воспитатель:

А вот и берёзка.

                             Берёзка белый сарафан надела,

                             Кудри завила, косы заплела.

                             До чего же хороша,

                             Словно девица – душа!

Ребята, посмотрите, как на берёзке шелестят листочки, кажется, она зовёт нас к себе в гости.  А что это берёзка держит в своих «руках – веточках»? Давайте посмотрим?

Да это же письмо! И адресовано нам. Сейчас прочитаем. (Чтение письма Берёзки, выполнение её заданий).

Письмо Берёзы

Дорогие ребята!

Наконец – то вы ко мне пришли,  уж так я вас ждала, уж так ветками качала, листочками шелестела,  чтобы вы меня услышали. Я вам подарю свои листочки, но сначала выполните мои желания и задания.

Погладьте мою кору, понюхайте её и скажите: чем мы с моей соседкой сосной похожи, а чем отличаемся. А как вы узнали, что мы с сосной деревья? Может, мы травинки? Докажите мне, что я – дерево!

Еще ребята у меня к вам просьба. Очень мы, березы любим, слушать стихи. Я сегодня именинница, порадуйте меня!

Спасибо вам, ребята, за  все! Возьмите мои листочки на память.

Приходите ко мне ещё, не забывайте меня!

                                                                                                   Ваша Березка.

- Погладить, понюхать.

- Рассказать, чем похожи и чем отличаются с соседкой сосной.

- Доказать что она дерево.

  ( Дети объясняют, что у дерева - один ствол. Он твердый, а у кустарников -  много стволиков растущих из земли. У травинок не бывает больших стволов).

По просьбе берёзки рассказывают стихи, которые выучили на занятиях.

Чтение письма до конца.

Игра «С какого дерева лист?».

Воспитатель показывает найденный лист, дети, называют с какого дерева, какого цвета лист.

 Воспитатель предлагает детям поднять опавшие листочки, напоить березу и взрыхлить землю под ней, чтобы её корешки лучше дышали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...