Доклад для педагогов РМО группы детей дошкольного возраста 4-5 лет на тему: Поддержка детской инициативы через трудовую деятельность
статья (средняя группа)
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rmo_dekabr_17.docx | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗЕРНЫШКО»
Г. БАЛАШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Доклад для педагогов РМО
группы детей дошкольного возраста 4-5 лет
г. Балашова и Балашовского района
на тему:
Поддержка детской инициативы
через трудовую деятельность
Подготовил: воспитатель Антонова Елена Александровна
Балашов 2017 г.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
Инициатива -(от.франц. initiative, от лат. initium — начало), почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии.
В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг».
- проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок способен к волевым усилиям;
- пытается самостоятельно объяснять явления природы и поступкам людей;
- способен к принятию собственных решений.
Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками.
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.
Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального ребенка.
Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности.
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, помогать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Задачи которые решаются через трудовую деятельность в ДОУ:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатами;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Формы работы которые используются в трудовой деятельности:
- Самообслуживание
- Дежурство (по столовой, по подготовке к совместной образовательной деятельности, в уголке природы – полив растений).
Повторить алгоритм подготовки к дежурству: назначить дежурного вυ соответствии с графиком дежурства, вымыть руки, надеть фартуки, повторить сервировку стола к завтраку, обеду, ужину в соответствии с алгоритмом. Разместить алгоритмы дежурства в уголок дежурства
- Хозяйственно-бытовой труд:
- помощь в уборке группы.
Предложить детям убрать на местоυ игрушки, проверить с детьми порядок в группе. Перед тем как дети пойдут одеваться, обсудить погодную обстановку на улице, объяснить, напомнить, уточнить с детьми правила поведения в приёмной комнате.
- перестановка в предметно-развивающей среде группы и др.
- Труд в природе:
работа на осеннем участке – сбор урожая, заготовка природного материала для поделок;
работа на зимнем участке – изготовление кормушек для птиц, их подкормка; уборка снега, изготовление цветного льда;
работа на весеннем участке – изготовление скворечников и подкормка птиц; участие в посадке и поливке растений;
работа на летнем участке –полив растений.
- Ручной труд (поделки из природного и бросового материала, бумаги, картона, поролона, ткани, дерева и др.):
- изготовление атрибутов для игры, предметов для познавательно-исследовательской деятельности и др.
- Проектная деятельность.
В поддержке детской инициативы в трудовой деятельности необходимо:
- выбирать оптимальный уровень нагрузки на ребенка (перегрузка вызывает отрицательное отношение к труду, а недостаточная нагрузка вызывает привычку трудиться без должного напряжения);
- систематически приобщать ребенка к труду;
- нацеливать ребенка на положительный результат в труде;
- выражать уверенность в будущем успехе ребенка;
- положительно оценивать промежуточные результаты детей, т.к. труд может быть отсрочен во времени;
- поощрять проявление инициативы;
- вовремя оказать косвенную помощь, подсказать желаемое действие, не беря инициативу на себя.
Работа с семьей по поддержке детской инициативы
Необходимо нацелить родителей на поддержания в ребенке любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.
Рекомендации по развитию детской инициативы для родителей.
- Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной.
- Инициатива — первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить — годы. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом. Даже если это увлечение вам кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в Интернете и т.д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно. Если вы поощряете интерес ребенка, он быстрее прислушается к вашим требованиям.
- Не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности любой деятельности — наличие стойкого интереса к ней.
Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе.
- Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.
- Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас примером, когда вы занимаетесь домашними делами, с интересом.
- Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями.
Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы— то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем — творить.
Рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности.
1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка.
- Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами (игрушками) с целью развития его трудолюбия.
- Поощрение высказывания оригинальных идей.
- Использование личного примера.
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
- Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
- Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
- Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы стараемся строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.
Используемые источники:
- Веракса Н.Е. Инициатива в ДОУ журнал Современное дошкольное образование № 5/2011
- «Развитие воли и произвольности в дошкольном возрасте» М. издательство «Институт практической психологии» Воронеж. 1998. стр 256.
- Т.И. Бабаева г. Санкт - Петербург «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе».
- http://doshkolnik.ru/skoro-v-shkolu/10849-inniciativa.html
- http://doshkolnik.ru/skoro-v-shkolu/10849-inniciativa.html
- http://sdo-iournal.ru/ioumalnumbers/iniciativa-v-dou.html
- http://www.ug.ru/archive/56676
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста через игру и путем прочтения художественной литературы"
« Нравственное воспитание старших дошкольников через игру и путем прочтения художественной литературы».Нравственное воспитание - понятие всеобъемлющее, глубокое, закладывать основы которог...
Доклад "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи через проектную деятельность"
Создание эмоционально-комфортного климата в группе и личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, поддержка инициативы детей-это успешное социально-личностное развитие детей через проек...
Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через разные виды образовательной деятельности»
Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основой для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других ...
Поддержка детской инициативы через проектную деятельность дошкольников
Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают боятся высказать свое мнение. Проект дает ребенку возможность найти себя – опре...
Доклад Тема: «Формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста в трудовой деятельности»
для аттестации...
доклад "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, с применением интегрированных педагогических технологий, через проектную деятельность"
Материал выступления на конференции "Организация проектной деятельности обучающихся как одна из трудовых функций педагога"(2019). Повышение качества образования и воспитания посредством внед...
Доклад по теме: "Условия для развития детской инициативы через игровую деятельность"
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.Инициативно...