Статья по теме: Специфика изобразительных умений дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
статья
Изучение изобразительных умений у детей с интеллектуальной недостаточностью в специально организованных условиях в ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Специфика изобразительных умений дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Изобразительная деятельность является одним из наиболее эффективных видов деятельности ребёнка, в процессе которой происходит тренировка и развитие у ребёнка внимания, памяти, образных представлений, что является чрезвычайно важным при подготовке к школьному обучению, так-как она вызывает значительный эмоциональный отклик у детей.
Во время занятий воспитатель должен лепить, рисовать, выполнять аппликацию для детей или вместе с ними. Любая деятельность должна сопровождаться активной речью воспитателя, требовательностью выполнения правильных навыков действия с изобразительным материалом.
Переход от одного этапа обучения изобразительным умениям происходит после полного закрепления предыдущих навыков.
Лучшей формой можно считать комбинированные занятия с переходом от конструирования и лепки к рисованию, от обучения действиям с предметами к их фиксированию в рисунке, так как рисование является наиболее сложной формой предметной деятельности, требует подготовки восприятия, мелкой моторики рук и эмоций детей.
Все занятия проводятся в первую половину дня по подгруппам. В группах первого-второго годов обучения продолжительность занятий -10-15 минут, в группах третьего-четвертого годов обучения — до 30 минут.
Обычно занятие строится следующим образом:
1. Подготовительная часть. Ее содержание составляют: знакомство детей с тем материалом которым они будут манипулировать, беседы, рассматривание готовых изображений, чтение сказок, проведение специальных подготовительных игр или упражнений по развитию восприятия свойств предметов, формированию зрительно-двигательной координации.
2. Основная часть. Проводится организованное обследование натуры перед предметной лепкой, рисованием, аппликацией; анализ образца перед декоративным рисованием, аппликацией; анализ образца перед конструированием; планирование содержания сюжетных рисунков и др. После этого дети приступают к работе. Начинается совместная или самостоятельная деятельность детей.
3. Заключительная часть. В конце занятия деятельности детей дается оценка их работам, она должна быть положительной и эмоционально окрашенной.
Изобразительная деятельность занимает большое место в коррекционно -воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Изучение продуктивной деятельности необученных детей с интеллектуальной недостаточностью показало, что вне специально организованного обучения, без особых педагогических условий овладение ими рисованием, лепкой, конструированием чрезвычайно затруднено, а для большинства невозможно в дошкольном возрасте. Ребенок с нормальным развитием к 4-м годам может изобразить предмет, дети с интеллектуальной недостаточностью в этом возрасте не могут выполнить даже самые примитивные изображения.
Целью изобразительной деятельности, является формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью, системы первоначальных изобразительных навыков и умений в процессе практической деятельности. Для реализации поставленной цели определены общие задачи:
1. Развитее у детей адекватных эмоциональных реакций при рассматривании доступных их пониманию различных предметов;
2. Развитие у детей восприятия основных свойств и качеств изображаемых предметов (цвет, форма, величина, фактура);
3. Формирование, уточнение и обогащение представлений об объектах окружающего мира;
4. Развитие целенаправленных движений кисти и пальцев рук, движений обеих рук под контролем зрения;
5. Знакомство с элементарными материально-техническими средствами изобразительной деятельности;
6. Обучение детей приемам рисования с помощью традиционных (рисование карандашом, красками) и доступных нетрадиционных техник изображения («пальцевая живопись», рисование штампом, губкой, помазком);
7. Создание условий для развития у детей относительно самостоятельной изобразительной деятельности.
Для успешной изобразительной деятельности каждого ребенка, независимо от его умственных и моторных возможностей, необходимыми условиями являются:
1. Создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, предварительное наблюдение во время прогулки за объектами окружающей действительности, обыгрывание предметов, предназначенных для изображения;
2. Обеспечение разнообразных сенсорных ощущений детей (зрительное, тактильно-кинестетическое обследование; музыкальное сопровождение деятельности детей, если нет медицинских противопоказаний);
3. Организация предметной среды (специальные столы и мольберты, большие листы бумаги для рисования; материально-технические средства обучения: карандаши средней мягкости, различные по форме волоска кисти: плоские и круглые, по размеру: средние и толстые; краски, тушь, гуашь; приспособления: подвижные и стационарные, для фиксации оптимального положения тела ребенка для работы);
4. Формирование удобной позы ребенка при рисовании (лежа, сидя в свободном положении) при помощи специальных приспособлений (в свободном, при помощи мягких модулей, или в фиксированном положении, когда это необходимо);
5. Проведение специальных упражнений по развитию движений пальцев и кисти рук;
6. Обязательная совместная деятельность детей и учителя (сопряженные и полусопряженные действия).
У детей с интеллектуальной недостаточностью, с которыми не проводилась специальная работа, направленная на формирование изобразительной деятельности, очень часто даже до поступления в школу сохраняются однообразные, кратковременные, хаотичные действия с карандашами. Эти действия не имеют изобразительной направленности, лишены игровых моментов, изображения никак не связываются детьми с окружающими предметами. В тех немногих случаях, когда умственно отсталый ребенок оказывается способен изобразить определенный предмет, само изображение отличается чрезвычайной примитивностью, как по форме, так и по содержанию, в основном, назвать предметным такое изображение можно лишь условно. Предметное изображение появляется лишь к 6-7 годам только под влиянием специального обучения. Только к школьному возрасту воспитывается положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности.
Исследование рисунков умственно отсталых детей показало, что у них совсем не встречаются изображения людей, животных и живых существ вообще, в них нет связного содержания или определенных, даже самых простых сюжетов. В рисунках более старших детей, обучение которых осуществляется без достаточного учета их психического развития, почти не встречается игрового и речевого сопровождения, изобразительного творчества. Предметные изображения содержат ошибки в пространственном расположении частей предмета, в них отсутствуют существенные детали при наличии второстепенных, неправильно отражено количество деталей. Искажается форма частей и деталей объектов. Рисунки отличаются фрагментарностью, неполнотой.
Трудности в овладении предметным изображением в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников, с интеллектуальной недостаточностью тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной игровой деятельности, речи, т. е. тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности.
По форме рисунок фактически не имеет предметного содержания. При этом у ребенка не возникает положительного отношения к рисованию и готовому рисунку. В данном случае изображение теряет свою основную функцию – функцию отражения. Кроме того, продолжительность работоспособности детей очень невелика.
И даже в условия специального обучения часто происходит лишь формирование графических навыков. У детей нет даже самого начального эмоционального интереса к деятельности. Единственный мотив рисования – подчинение требованию взрослого. Именно поэтому они совсем не рисуют в свободное от занятий время, не дорожат своими рисунками, с легкостью их выбрасывают.
При копировании готовых рисунков-образцов без должной опоры на предметы умственно отсталые дети часто недостаточно ориентируются в собственном изображении: они не в состоянии соотнести части выполненных ими рисунков и реального предмета, не узнают элементы своего рисунка. Педагоги обращают особое внимание на мотивацию деятельности. Важно то, что деятельность детей не мотивированна, не желанна. Ребенок оказывается неспособен выразить в образной форме впечатления; полученные в жизни и игре, по-новому пережить этот опыт.
Проблемы в овладении изобразительной деятельностью возникают у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью из-за трудностей при выполнении двигательных приемов. Дети неправильно держат карандаш, кисть. В их действиях нет последовательности, нет точности, плавности движений. Нарушена зрительно-двигательная координация. Характерно значительное перенапряжение рабочих мышц и слабая дифференцированность движений пальцев. Накопление изобразительного опыта способствует освоению необходимых для исполнения движений.
Для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью на протяжении длительного времени остается непознанным функциональное назначение объекта. А очень важным качеством эстетического восприятия является его осмысленность. До тех пор, пока ребенок не поймет содержание воспринимаемого, эти объекты не могут быть восприняты им эстетически. На основе практических действий с предметами, игровой деятельности и обучения способам восприятия эстетическое воспитание умственно отсталых дошкольников осуществляется успешно.
К концу дошкольного возраста только при условии систематического обучения, дети с интеллектуальной недостаточностью, овладевают способностью адекватно воспринимать:
1. различные изображения;
2. без помощи взрослого могут обследовать предмет перед изображением;
3. создают сюжетные изображения по мотивам сказок, сюжетных игр;
4. дают словесный отчет о содержании выполненного изображения, с помощью взрослого, а иногда и самостоятельно
5. намечают содержание будущего изображения и этапы его выполнения.
У детей формируется довольно стойкое положительное отношение к рисованию, они много времени посвящают этому занятию, любят показывать свои рисунки окружающим.
Но в условиях спонтанного развития, дети с интеллектуальной недостаточностью, не поднимаются до уровня создания изображений в соответствии с поставленной задачей.
Именно поэтому изобразительная деятельность, как метод коррекционной работы с детьми с нарушением интеллекта, заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций. Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Занятия по изобразительной деятельности с детьми с нарушениями интеллекта помогает снизить уровень тревожности, формирует эмоционально-позитивное настроение, активизирует познавательное развитие, совершенствует навыки учебной деятельности: произвольности, самоконтроля и самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительная деятельность как средство психического развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Взгляды ученых на необходимость занятий изобразительной деятельностью дошкольников с ЗПР....
Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с и...
Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с и...
Статья:"Специфика развития физических качеств дошкольников с интеллектуальной недостаточностью."
Специфика развития физических качеств дошкольников с интеллектуальной недостаточностьюВ физическом, как и в психическом, развитии ребенка с нарушениями интеллекта имеются общие тенденции с развитием н...
Статья на тему: "Специфика адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ"
ldquo;Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...
статья "Создание условий для социального развития дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в детском саду"
В статье рассматривается теория вопроса о создании условий для социального развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в условиях ДОУ....
Статья на тему "Особенности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью"
Интеграция в общество детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как ...