Роль воспитателя в преодолении агрессивного состояния у детей
презентация для интерактивной доски

Калинина Римма Анатольевна

Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии? » Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль воспитателя в преодолении агрессивного состояния детей.

Слайд 2

«Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь». Росс Кэмпбелл (американский профессор клинической педиатрии и психологии )

Слайд 3

Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии? » Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития. И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Но, иногда агрессия необходима для выживания и носит функции защиты и сохранения «своей среды» или конструктивного ее изменения.

Слайд 4

Итак, что же такое агрессивное поведение и агрессия? Агрессивное поведение - это специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку, или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. В настоящее время большинством исследователей принимается следующее определение: • Агрессия - это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. • Детская агрессивность – это следствие неудовлетворенных потребностей детей в любви, признании и нужности другому человеку.

Слайд 5

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия – агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Слайд 6

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств, как через какую-либо форму(крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы) - Чувство вины – возможное убеждение субъекта в том , что он является плохим человеком, а также ощущаемые им угрызения совести.

Слайд 7

Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют: • скандалы в семье, • применение физической силы во время семейных ссор (драки) , • грубое, жестокое обращение с ребенком, • привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п. , • просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах , • одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»

Слайд 8

Очень часто причиной агрессивности детей являются семейные отношения. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессию во много раз чаще, если видит её в семье, унижение друг друга, взаимные оскорбления и упреки в повседневной жизни накладывают отпечаток на поведение ребёнка, порождают его жестокость и агрессивность по отношению к другим. • Если родители сегодня говорят детям одно, завтра им удобно сказать другое, негативно отзываются об учителях, воспитателях, навязывают свои противоречивые высказывания ребенку, то , это безусловно, способствует растерянности, раздражительности, озлоблению против родителей, против педагогов, сверстников и других людей. • Если семья помогает ребенку преодолевать трудности, умеет слушать ребенка, включает в общение доброту, ласку, то тем самым вызывает у него расположение, способствует преодолению агрессивности.

Слайд 9

Характерные особенности агрессивного поведения ребенка: • о тказывается от коллективной игры; • с лишком говорлив; • ч резмерно подвижен; • н е понимает чувств и переживаний других детей; • ч асто ругается со взрослыми; • с оздает конфликтные ситуации; • п ерекладывает вину на других, и мпульсивен; • часто дерется, • не может адекватно оценить свое поведение; • имеет мускульное напряжение, суетлив ; • часто специально раздражает взрослых.

Слайд 10

. Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку. Психологи говорят, что с агрессивными или демонстративными детьми работать легче, чем с замкнутыми или заторможенными, так как они быстро дают понять, что с ними происходит.

Слайд 11

• Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стиля воспитания в семье. Если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации. • Педагогическое сопровождение такого ребенка и сотрудничество с его семьей, имеет чрезвычайно важное значение, ведь ребенок, посещающий детский сад, проводит в нем большую часть дня и то, как он научится справляться со своими трудностями, во многом зависит не только от родителей, но и от педагога. И, здесь, основным средством, приходящим на помощь воспитателю в работе с агрессивным ребенком, является игра.

Слайд 12

Пути преодоления агрессии. • Работа с гневом. • Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. • Формировании способности к эмпатии , доверию, сочувствию, сопереживанию. • Сказкотерапия . • Песочная терапия. • Ролевые игры. • Игротерапия .

Слайд 13

Способы борьбы с гневом: • Обзывалки (единственное условие этой игры слова не должны быть обидными и не иметь ругательный смысл в реальной жизни: «А ты -морковка») • Громкий крик (просто громкий крик, глубокое дыхание и громкий звук способны снимать даже очень сильный стресс) • Если ему хочется чего-нибудь стукнуть дайте ему в руки выбивалку для ковров и отправьте выколачивать подушку • Листок гнева (это достаточно большой лист бумаги на котором изображено какое-то чудовище, ребенок может выместить на нем свои негативные эмоции)

Слайд 14

Упражнения, направленные на снятие детского гнева и агрессивности. • «Стаканчик для крика». • Громко спеть любимую песню. • Пускать мыльные пузыри . • Устроить соревнования: «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее прибежит». • Быстро нарисовать свою «обиду» и заштриховать ее. • Скомкать несколько листьев бумаги, а затем выбросить их. • Топать ногами. • Втирать пластилин в картонку или бумагу. • Посчитать до десяти. • Самое конструктивное - спортивные игры, бег. • Вода хорошо снимает агрессию .

Слайд 15

Игры упражнения, направленные на профилактику агрессивного поведения детей • Упражнение « Здоровалки ». Цель: знакомство, вхождение детей в новую ситуацию, коллектив, создание рабочего настроения. Ход упражнения. Дети встают в круг. Каждый ребенок по кругу здоровается со всей группой и представляется. Первый представляется воспитатель. Когда все дети представятся, сходятся к центру и обнимаются вместе.

Слайд 16

Подвижные и дидактические игры направленные на профилактику агрессивного поведения детей • Игра «Пожелание» Цель: воспитание доброжелательного отношения к ребятам в группе. Ход игры: Дети садятся в круг вместе с воспитателем, передавая «волшебный цветок»(мяч), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь красивой (смелым, добры м)» и т.д.

Слайд 17

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения. Ход игры: Воспитатель и дети садятся в круг. Воспитатель загадывает загадку: В мыльной воде родился В шарик превратился К солнышку полетел Да не долетел, лопнул. (мыльный пузырь). Воспитатель или дети по очереди выдувают мыльные пузыри, остальные ловят, испытывая при этом радость и хороший эмоциональный настро й.

Слайд 18

Игра «Рисуем эмоции» Цель: Выражение осознания своего эмоционального состояния. Ход игры: детям предлагается нарисовать свои эмоции пальцами. Для этого необходимо использовать баночки с гуашевой краской. После того, когда все дети закончат выполнение задания, ведется обсуждение рисунков. Продолжительность — 10 мин.

Слайд 19

Поощрение и наказание Поощрять ребёнка вы можете взглядом, жестом, действием, ласковым словом и т.д. Наказание же допустимо, если оно: - следует немедленно за поступком; - объяснено ребенку; - не жестокое, хотя может быть суровое; - оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества; - не унижает ребёнка, а способствует пониманию негативности его поступка.

Слайд 20

Рекомендации: • Не проявляйте грубости в присутствии детей. • Старайтесь поощрять миролюбивые поступки детей в присутствии группы. • Объясняйте и совместно с детьми обсуждайте эти поступки. •Вовлекайте ребенка в общую игру, сначала на второстепенные роли, затем на все более важные. Как можно чаще организуйте совместную деятельность детей, пытаясь исключить. • Участвуйте в игре вместе с детьми, чтобы не допустить исключения ребенка из игры. Привлекайте внимание детей к достижениям друг друга. • В ходе игр по возможности избегайте инструкций, нравоучений, замечаний; не делите детей на плохих и хороших. • Препятствуйте появлению в группе игрушек, выпускаемых по сюжетам «детских боевиков». • Организуйте общение между детьми без привлечения каких-либо . предметов . . Общение должно строиться на сосредоточенности, на партнере, а не . на средстве общения (предмете, игрушки, участвующей в игре).

Слайд 21

Рекомендации: • Если имеется видеомагнитофон — показывайте отечественные мультфильмы , организуйте их обсуждение, проигрывайте с детьми отдельные эпизоды. • Обеспечьте условия для выплеска агрессивных стремлений детей в социально приемлемой форме. Это можно сделать путем создания уголка, где находились бы спортивный инвентарь (велосипед, груша, канаты, батут и др.). • Совместно с детьми изготовляйте близким людям (мамам, папам, бабушкам, дедушкам…) поделки на различные праздники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в преодолении агрессивного поведения детей

Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать причины агрессивных действий ребенка, какие принять меры по преодалению негативно-эмоциональному поведению ребенка? Я постараюсь ответить на все э...

Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей

Цель: Систематизировать знания об особенностях агрессивных  проявлений детей дошкольного возраста и о способах их профилактики в условиях ДОУ и семьи....

Консультация для педагогов и родителей на тему:«Роль воспитателя в преодолении агрессивного поведения у детей»

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо пс...

Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Процесс профилактики и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ носит протяженный во времени характер, а результаты оказываются несколько отсроченными. Основополага...

Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей

Данный семинар-практикум будет интересен работникам дошкольного образования: педагогам-психологам, методистам, воспитателям, а также родителям детей дошкольного возраста. Семинар позволяет систематизи...

Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста (2 часть)

При наличии определенных знаний, умений, а также при партнерском подходе к общению с ребенком, склонным к агрессивным проявлениям, можно снизить уровень его агрессии и обучить конструктивным способам ...

Семинар-практикум для педагогов на тему: "Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей"

Данный методический  материал будет интересен и полезен не только педагогам ДОУ, но и родителям детей, имеющих данную проблему. Цель семинара-практикума: систематизировать знания педагогов о...