Роль воспитателя в преодолении агрессивного состояния у детей
презентация для интерактивной доски
Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии? » Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vospitatelya_v_preodolenii_agressivnogo_sostoyaniya_u_detey_.pptx | 87.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь». Росс Кэмпбелл (американский профессор клинической педиатрии и психологии )
Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии? » Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития. И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Но, иногда агрессия необходима для выживания и носит функции защиты и сохранения «своей среды» или конструктивного ее изменения.
Итак, что же такое агрессивное поведение и агрессия? Агрессивное поведение - это специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку, или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. В настоящее время большинством исследователей принимается следующее определение: • Агрессия - это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. • Детская агрессивность – это следствие неудовлетворенных потребностей детей в любви, признании и нужности другому человеку.
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия – агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств, как через какую-либо форму(крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы) - Чувство вины – возможное убеждение субъекта в том , что он является плохим человеком, а также ощущаемые им угрызения совести.
Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют: • скандалы в семье, • применение физической силы во время семейных ссор (драки) , • грубое, жестокое обращение с ребенком, • привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п. , • просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах , • одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»
Очень часто причиной агрессивности детей являются семейные отношения. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессию во много раз чаще, если видит её в семье, унижение друг друга, взаимные оскорбления и упреки в повседневной жизни накладывают отпечаток на поведение ребёнка, порождают его жестокость и агрессивность по отношению к другим. • Если родители сегодня говорят детям одно, завтра им удобно сказать другое, негативно отзываются об учителях, воспитателях, навязывают свои противоречивые высказывания ребенку, то , это безусловно, способствует растерянности, раздражительности, озлоблению против родителей, против педагогов, сверстников и других людей. • Если семья помогает ребенку преодолевать трудности, умеет слушать ребенка, включает в общение доброту, ласку, то тем самым вызывает у него расположение, способствует преодолению агрессивности.
Характерные особенности агрессивного поведения ребенка: • о тказывается от коллективной игры; • с лишком говорлив; • ч резмерно подвижен; • н е понимает чувств и переживаний других детей; • ч асто ругается со взрослыми; • с оздает конфликтные ситуации; • п ерекладывает вину на других, и мпульсивен; • часто дерется, • не может адекватно оценить свое поведение; • имеет мускульное напряжение, суетлив ; • часто специально раздражает взрослых.
. Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку. Психологи говорят, что с агрессивными или демонстративными детьми работать легче, чем с замкнутыми или заторможенными, так как они быстро дают понять, что с ними происходит.
• Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стиля воспитания в семье. Если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации. • Педагогическое сопровождение такого ребенка и сотрудничество с его семьей, имеет чрезвычайно важное значение, ведь ребенок, посещающий детский сад, проводит в нем большую часть дня и то, как он научится справляться со своими трудностями, во многом зависит не только от родителей, но и от педагога. И, здесь, основным средством, приходящим на помощь воспитателю в работе с агрессивным ребенком, является игра.
Пути преодоления агрессии. • Работа с гневом. • Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. • Формировании способности к эмпатии , доверию, сочувствию, сопереживанию. • Сказкотерапия . • Песочная терапия. • Ролевые игры. • Игротерапия .
Способы борьбы с гневом: • Обзывалки (единственное условие этой игры слова не должны быть обидными и не иметь ругательный смысл в реальной жизни: «А ты -морковка») • Громкий крик (просто громкий крик, глубокое дыхание и громкий звук способны снимать даже очень сильный стресс) • Если ему хочется чего-нибудь стукнуть дайте ему в руки выбивалку для ковров и отправьте выколачивать подушку • Листок гнева (это достаточно большой лист бумаги на котором изображено какое-то чудовище, ребенок может выместить на нем свои негативные эмоции)
Упражнения, направленные на снятие детского гнева и агрессивности. • «Стаканчик для крика». • Громко спеть любимую песню. • Пускать мыльные пузыри . • Устроить соревнования: «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее прибежит». • Быстро нарисовать свою «обиду» и заштриховать ее. • Скомкать несколько листьев бумаги, а затем выбросить их. • Топать ногами. • Втирать пластилин в картонку или бумагу. • Посчитать до десяти. • Самое конструктивное - спортивные игры, бег. • Вода хорошо снимает агрессию .
Игры упражнения, направленные на профилактику агрессивного поведения детей • Упражнение « Здоровалки ». Цель: знакомство, вхождение детей в новую ситуацию, коллектив, создание рабочего настроения. Ход упражнения. Дети встают в круг. Каждый ребенок по кругу здоровается со всей группой и представляется. Первый представляется воспитатель. Когда все дети представятся, сходятся к центру и обнимаются вместе.
Подвижные и дидактические игры направленные на профилактику агрессивного поведения детей • Игра «Пожелание» Цель: воспитание доброжелательного отношения к ребятам в группе. Ход игры: Дети садятся в круг вместе с воспитателем, передавая «волшебный цветок»(мяч), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь красивой (смелым, добры м)» и т.д.
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения. Ход игры: Воспитатель и дети садятся в круг. Воспитатель загадывает загадку: В мыльной воде родился В шарик превратился К солнышку полетел Да не долетел, лопнул. (мыльный пузырь). Воспитатель или дети по очереди выдувают мыльные пузыри, остальные ловят, испытывая при этом радость и хороший эмоциональный настро й.
Игра «Рисуем эмоции» Цель: Выражение осознания своего эмоционального состояния. Ход игры: детям предлагается нарисовать свои эмоции пальцами. Для этого необходимо использовать баночки с гуашевой краской. После того, когда все дети закончат выполнение задания, ведется обсуждение рисунков. Продолжительность — 10 мин.
Поощрение и наказание Поощрять ребёнка вы можете взглядом, жестом, действием, ласковым словом и т.д. Наказание же допустимо, если оно: - следует немедленно за поступком; - объяснено ребенку; - не жестокое, хотя может быть суровое; - оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества; - не унижает ребёнка, а способствует пониманию негативности его поступка.
Рекомендации: • Не проявляйте грубости в присутствии детей. • Старайтесь поощрять миролюбивые поступки детей в присутствии группы. • Объясняйте и совместно с детьми обсуждайте эти поступки. •Вовлекайте ребенка в общую игру, сначала на второстепенные роли, затем на все более важные. Как можно чаще организуйте совместную деятельность детей, пытаясь исключить. • Участвуйте в игре вместе с детьми, чтобы не допустить исключения ребенка из игры. Привлекайте внимание детей к достижениям друг друга. • В ходе игр по возможности избегайте инструкций, нравоучений, замечаний; не делите детей на плохих и хороших. • Препятствуйте появлению в группе игрушек, выпускаемых по сюжетам «детских боевиков». • Организуйте общение между детьми без привлечения каких-либо . предметов . . Общение должно строиться на сосредоточенности, на партнере, а не . на средстве общения (предмете, игрушки, участвующей в игре).
Рекомендации: • Если имеется видеомагнитофон — показывайте отечественные мультфильмы , организуйте их обсуждение, проигрывайте с детьми отдельные эпизоды. • Обеспечьте условия для выплеска агрессивных стремлений детей в социально приемлемой форме. Это можно сделать путем создания уголка, где находились бы спортивный инвентарь (велосипед, груша, канаты, батут и др.). • Совместно с детьми изготовляйте близким людям (мамам, папам, бабушкам, дедушкам…) поделки на различные праздники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей в преодолении агрессивного поведения детей
Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать причины агрессивных действий ребенка, какие принять меры по преодалению негативно-эмоциональному поведению ребенка? Я постараюсь ответить на все э...
Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей
Цель: Систематизировать знания об особенностях агрессивных проявлений детей дошкольного возраста и о способах их профилактики в условиях ДОУ и семьи....
Консультация для педагогов и родителей на тему:«Роль воспитателя в преодолении агрессивного поведения у детей»
Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо пс...
Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Процесс профилактики и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ носит протяженный во времени характер, а результаты оказываются несколько отсроченными. Основополага...
Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей
Данный семинар-практикум будет интересен работникам дошкольного образования: педагогам-психологам, методистам, воспитателям, а также родителям детей дошкольного возраста. Семинар позволяет систематизи...
Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста (2 часть)
При наличии определенных знаний, умений, а также при партнерском подходе к общению с ребенком, склонным к агрессивным проявлениям, можно снизить уровень его агрессии и обучить конструктивным способам ...
Семинар-практикум для педагогов на тему: "Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей"
Данный методический материал будет интересен и полезен не только педагогам ДОУ, но и родителям детей, имеющих данную проблему. Цель семинара-практикума: систематизировать знания педагогов о...