Любовь к Родине начинается с семьи
статья (подготовительная группа)

Малий Наталья Александровна

     Характеризуя современное российское общество можно отметить нарушение ценностных установок у молодого поколения, а новые «идеалы» деструктивны, разрушают личность, семью. Противники России разнообразят способы влияния на деградацию народа. Стимулируют национализм, межэтнические, межконфессиональные конфликты, навязывают молодежи чуждые нашему менталитету и морали идеалы, стараются «переписать» историю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gazetu_-_kopiya.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь к Родине начинается с семьи

Автор Малий Н.А. –

старший воспитатель

 МАДОУ МО г. Краснодар

«Детский сад №216»

     Характеризуя современное российское общество можно отметить нарушение ценностных установок у молодого поколения, а новые «идеалы» деструктивны, разрушают личность, семью. Противники России разнообразят способы влияния на деградацию народа. Стимулируют национализм, межэтнические, межконфессиональные конфликты, навязывают молодежи чуждые нашему менталитету и морали идеалы, стараются «переписать» историю.

     «Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности и тогда они победят себя сами.»

Отто фон Бисмарк.

    Здравомыслящая (неравнодушная) часть общества понимает, что воспитание подрастающего поколения – одна из главных проблем и задач государства. Для решения этой проблемы необходимо объединение усилий родителей и педагогов. Патриотизм основывается на любви к конкретным матерям, друзьям, объектам (скверу, улице, речке и т.д.). Дети не рождаются патриотами, их должны научить взрослые своими поступками, примерами.

     «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности».

В.А. Сухомлинский

     Знание истории, культуры края, где родился, о песнях и праздниках, ратных подвигах родственников, земляков, является базой для формирования у дошкольников осознанного отношения к Родине.

      В нашем образовательном учреждении МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216» традиционными стали совместные с родителями мероприятия, проводимые в рамках месячника по военно-патриотическому воспитанию:

- тематические вечера «Мой папа – солдат Российской Армии»;

-спортивные развлечения «Мы будущие солдаты»;

-оформление мини-музеев в группах «Боевые награды родных»;

-фотовыставка «Мой папа служил в Армии»;

- акция «По страницам семейного альбома»;

-акция «Рассвет» (дети совместно с родителями расклеивают в подъезде листовки об истории освобождения города Краснодара в годы Великой Отечественной войны);

- семейные экскурсии в краснодарский государственный историческо-археологический музей-заповедник имени У.Д. Фелицына и к памятникам родного города.

     Активно привлекаем к участию родителей, рекомендуя рассказывать детям о войне, ориентируясь на возраст. Главное – подбирать такие слова, чтобы дети слушали с интересом, исключая жестокие исторические факты. С ребенком можно возложить цветы к памятнику погибшим воинам и рассказать, что памятник воздвигли в честь смелых людей, которые отдали свою жизнь, защищая нас, будущие поколения. 

       В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

       По страницам семейного альбома. Всем детям интересно узнать, что было, когда их еще не было на свете. В каждой семье, наверное, есть альбом со старыми или даже старинными фотографиями. Пожелтевшие, они хранят изображения лиц тех людей, которые дали жизнь вашим родителям, а значит дали жизнь и вам. Ваша мама показывала вам эти снимки, рассказывала о них. Пришла пора и вам рассказать ребенку о прадедах - героях прошлого. Лучше начать разговор, рассматривая снимки. Пусть прадедушка, которого ребенок никогда не видел, станет для него родным человеком. Рассказать о нем подробнее. Попытаться определить: на кого больше вы похожи – на маму, бабушку или дедушку? Обратить внимание малыша на то, каким статным, храбрым, мужественным выглядит он на снимке.

Начать лучше свой рассказ так: «Давно на нашу землю пришли злые люди – враги, фашисты. Прадедушка и тысячи таких же смелых, как он, мужчин дали им отпор – отправились защищать Родину. Дедушка был танкистом. Вот здесь он стоит рядом с танком. Сражаться ему пришлось очень долго. Несколько раз прадедушка был ранен, поправлялся и вновь возвращался в строй». В процессе рассказа необходимо объяснить ребенку незнакомые слова. Как правило, дети очень любят слушать такие рассказы, постоянно возвращаются к ним, просят вспомнить детали.      В каждом роду кто-то воевал и, возможно, в семье до сих пор сохранились ордена и медали или письма с фронта. Предлагаем родителям посвятить время с детьми изучению наград и чтению писем вслух. Обратить внимание на эмоциональное состояние, настроение фронтовика, который хотел спокойно жить, но вынужден был расстаться со своими родными, чтобы воевать и спасать свою Родину от жестокого врага. И картина далекого прошлого запечатлеется в памяти ребенка.

       Бабушкин сундук. Во многих домах хранятся старые вещи. Некоторые из них стали настоящими реликвиями: военный ремень, трофейный бинокль или другие вещи. Возможность малышу полюбоваться этими «сокровищами», потрогать, рассмотреть со всех сторон очень обрадует. А потом важно ответить на сотню волнующих его вопросов.

       Семейные экскурсии в музей позволят детям увидеть форму солдат, награды, оружие, каски, фляжки, плащ-палатки, фотографии военных лет, письма бойцов, там хранятся их биографии.

       Дошкольникам нравится посещать памятные места города. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, важно показать ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Можно показать ребенку мемориалы, отвести его к Вечному огню, возложить цветы, рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.

      Накануне праздника по телевидению всегда транслируются фильмы о войне и кадры военных лет. Родители вместе с ребенком могут устроить семейный вечер просмотра военных фильмов: «В бой идут одни старики», «Аты — баты шли солдаты», «А зори здесь тихие». Смотреть лучше только отрывки. Маленький ребенок слишком впечатлителен. Обо всех ужасах войны ему знать не нужно. В фильмах звучат песни военных лет. Они поднимали дух бойца, вселяли веру в победу, звали в бой, напоминали о доме. Дети быстро запоминают эти песни и подпевают героям фильма или родителям.

Хорошие фильмы – прекрасный помощник в разговоре о войне. Очень важное правило в обсуждении фильмов о войне – не торопиться отвечать на вопросы детей. «Почему его награждают, а он плачет?», «А почему они победили, а музыка все равно грустная?». Необходимо детей спрашивать: «А как ты думаешь? Как бы ты сам объяснил?». Предлагаем делать паузы, предоставлять ребенку возможность догадаться самому, достроить цепочку смыслов.

       Хранить память о войне, о ее героях нам помогают книги. Они играют огромное значение в   формировании исторического сознания. Хорошо подобранные рассказы и повести позволяют понять и раскрыть, что такие качества как мужество, проявленное в боях при защите Родины присуще людям только высокого долга, истинным патриотам своего Отечества. Высокие нравственные идеалы отражаются в произведениях о Великой Отечественной войне, в которых смысл человеческой жизни видится как служение людей Родине и Отечеству. Слушая отрывки из произведений, дети сопереживают персонажам, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей. Стихи о Великой Отечественной войне Сахарова А.М. «Души моей очарование», «Вот эта огненная Курская Дуга», «Май сорок пятого народы не забудут» являются важной составляющей патриотического воспитания. Они рассказывают о подвигах и мужестве солдат, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на детское сознание вдохновляюще.

    Список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми, а затем совместно обсудить полученные впечатления о прочитанном:

  • С.П.Алексеев «Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книга    посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы.
  • Е. Благинина «Шинель» - о детстве, лишенном радостей по чьей – то злой воле, подраненном войной, заставившей рано повзрослеть.
  • А.Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу.
  • С.М. Георгиевская «Галина мама». Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести.
  • Ю.П.Герман «Вот как это было». Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания. 
  • В.Ю. Драгунский Арбузный переулок. («Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.
  • А.М. Жариков «Смелые ребята», «Максим в отряде», «Юн бат Иванов».
  • В.А.Осеева «Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.
  • К.Г. Паустовский «Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.
  • И. Токмакова «Сосны шумят» - о том, как война долгие годы не отпускает человека.
  • Шишов А. «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.
  • Ю.Яковлев «Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге не кто иной, как родной дедушка, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.
  • Л.Кассиль «Твои защитники»;
  • С.Михалков «День Победы».                                                                                                                                     

 Дома можно прочитать стихи о войне, детские книги: "Последний штурм", "Тринадцатый лыжник", "Операция "мост", "Я и ты солдат", "Главное войско". Можно включить военные песни, уточнить, что независимо от звания и должности, все эти люди – герои. Обязательно следует рассказать детям о своем отношении к этому празднику.      

      Каждый родитель стремиться привить ребенку качества, которые в будущем помогут ему достичь успеха: целеустремленность, умение быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, настойчивость. К сожалению, бывает, что родители забывают о таких важных понятиях, как «сопереживание», «великодушие». И случается, что дети вырастают черствыми, эгоистичными людьми. От этого страдают в первую очередь сами родители, в конечном итоге – человечество. В наших силах помочь малышу стать сильным и добрым, мужественным и милосердным одновременно! В нашем распоряжении — исторический пример Великой Отечественной войны 1941 – 1945годов. Злые и жестокие враги получили достойный отпор. Мужественные и храбрые солдаты никогда не теряли силы духа, сражаясь до последнего, защищая свою Родину, свой дом. Нам есть на кого равняться!
     Вся эта работа сложится в общую картину и понимание, осознание детьми своей принадлежности к Великой истории, вызовет чувство гордости за своих предков и стремление быть достойными их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любовь к Родине начинается с семьи

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения...

Любовь к Родине начинается с семьи.

Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Во...

«Работа с родителями: любовь к Родине начинается с семьи»

«Работа с родителями: любовь к Родине начинается с семьи»...

Проект "Любовь к Родине начинается с семьи"

Проект "Любовь к Родине начинается с семьи"...

методическая разработка проекта "Любовь к Родине начинается с семьи"

Любовь к родному краю, культуре, родной речи начинается с любви к своей семье, к своему дому, улице, городу.Для ребенка семья - это основная среда развития,...

Любовь к Родине начинается с семьи

Воспитание патриотизма начинается в семье....

Методическая разработка Лэпбук «Любовь к родине начинается с семьи»

Данная методическая разработка разработано для детей возрастом от 3 до 7 лет дошкольных учебных учреждений и может быть использовано в образовательных областях: познавательное развитие, развитие речи,...