Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Дорога жизни»
методическая разработка (подготовительная группа)

Сурина Ирина Сергеевна

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Дорога жизни»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия,

 посвящённого 75-летию полного освобождению Ленинграда

от фашисткой блокады в подготовительной группе детского сада на тему «Дорога жизни»

Цель: формирования интеллектуальной компетентности дошкольников на примере жизни взрослых и детей в тылу врага во время блокады Ленинграда.

Задачи:

  • развивать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны.
  • расширять знания детей об истории города-героя Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду.
  • активизировать словарный запас детей по лексической теме «Блокада Ленинграда»
  • воспитывать любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ.

Пособия и оборудования: презентация, картинки о блокаде, электронный носитель с музыкальными композициями.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Слайд 1. Героическая оборона Ленинграда вошла в историю как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа русских людей.

872 дня в огненном кольце, в тисках беспощадного голода, три зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнём выстояли ленинградцы.

Торжественно-траурная линейка, посвящённая 69 годовщине полному освобождения Ленинграда от фашисткой блокаде считать открытой

Сегодня на нашей линейки, мы с вами поговорим о «Дороге жизни».

Слайд 2. С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни.  Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград  с "большой землёй"  по Ладожскому озеру.

Слайд 3. Основными задачами «Дороги жизни» были эвакуации людей из блокадного Ленинграда и доставка продуктов и военных грузов обратно в город.  

Зимой машины мчались вереницей

И лёд на Ладоге трещал.

Возили хлеб для северной столицы,

И Ленинград нас радостно встречал.

Слайд 4. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием.  20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики.

Слайд 5. Зимой 1942-1943 гг. одновременно с двух берегов началось строительство 35-километровой «свайно-ледовой железнодорожной переправы». Строители (в основном женщины!) пробивали во льду полыньи и забивали в дно сваи. Сверху укладывали настил, на который монтировали железнодорожное полотно. К середине января 1943 г.было построено чуть меньше половины дороги. По рельсам уже ходили первые поезда, но 18 января 1943 г. блокаду сняли.

Слайд 6. 7. Всего Дорога жизни просуществовала с 12 сентября 1941 по 30 марта 1943 года.

Она работала вне зависимости от того, была Ладога скована льдом или нет. Всего за полтора года работы Дороги жизни в Ленинград по воде было доставлено 840 тыс. тонн грузов и вывезено 578 тысяч человек.

Слайд 8. Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера в Ленинградской области в поселке Осиновец находится музей "Дорога жизни".

Слайд 9. Станция "Осиновец" служила важным железнодорожным узлом в годы блокады Ленинграда. Вдоль железнодорожного пути от Петербурга до станции установлены памятные километровые столбы. У вокзала стоит памятник-паровоз, работавший на дороге жизни в 1941 - 1944 годах. 

Слайд 10. На площадке перед музеем «Дорога жизни»  расположились автомобиль ГАЗ-АА (поднят в 1947 г. со дна Ладожского озера), ЗИС-5 и другие, транспортный самолёт Ли-2, катер типа МО-4, самоходный тендер, буксирный пароход "Ижорец" № 8, зенитные, полевые и корабельные орудия.

Слайд 11. Мемориальная доска на здании вокзала:
«29 марта 1942 года станция “Ржевка”, на которой скопилось большое количество вагонов с боеприпасами и цистерн с горючим, была подвергнута сильному артиллерийскому обстрелу противника. Взрывами огромной силы и огнем были уничтожены вокзал, стоявшие на путях эшелоны и жилые дома поселка. Погибли сотни людей, железнодорожники, военнослужащие, работники милиции, эвакуируемые ленинградцы и жители поселка. Помни о тех, кто отдал жизнь в борьбе за Ленинград!»

Слайд 12. Возле   памятника   «Цветок жизни »  высажено     900 берез, по одной березе за каждый день блокады.  До сих пор в январские дни березы украшают алыми галстуками.

Слайд 13, 14. Недалеко от города Всеволожска (Ленинградская область), там, где сходились две дороги, ведущие к Ладоге,  расположился памятник  «Румболовская гора».  Композиция памятника проста и выразительна: огромные металлические листья дуба и лавра символизирует Жизнь и Славу.

Слайд 15.  Есть разные дороги - магистральные, городские, деревенские, разбитые и ухоженные, есть даже гоночные и кольцевые, но была и есть одна дорога, цена которой -  жизнь ленинградцев, и не вспоминать о ней нельзя.

В пальцы свои дышу –

Не обморозить бы.

Снова к тебе спешу

Ладожским озером.

Фары сквозь снег горят,

Светят в открытый рот.

Ссохшийся Ленинград

Корочки хлебной ждет.

Не повернуть руля.

Что – то мне муторно…

Близко совсем земля,

Ну что ж ты, полуторка.

(А. Розембаум.)

(Вкл. Реквием, Моцарт)

Хочется вспомнить водителей вот этих самых полуторок, которые ценой своей жизни привозили продукты в осаждённый Ленинград.

Помните!
Через века, через года, -
помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
помните!

Не плачьте!
В горле  сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны! Хлебом и песней,
Мечтой и стихами, жизнью просторной,
каждой секундой, каждым дыханьем
     будьте достойны!

Люди!
Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою  ценою завоевано счастье,
      пожалуйста, - помните!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по экологии с элементами мнемотехники в старше – подготовительной группе на тему «Из жизни диких животных».

Развитие логического и образного мышления , внимания и воображения, слуховой и зрительной памяти посредством устанавливания ассоциативных связей с помощью приемов мнемотехники...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Дорога добра"

Воспитатель ставит задачи духовно-нравственного воспитания детей...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Дорога и мы"

Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода....

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ЗДОРОВАЯ ЖИЗНЬ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ«ЗДОРОВАЯ ЖИЗНЬ»...

Конспект занятия (подготовительной группы) на тему: "Витамины и здоровый образ жизни" с использованием ИКТ

Конспект занятия (подготовительной группы) на тему: "Витамины и здоровый образ жизни" с использованием ИКТ...

Конспект экскурсии в аптеку в подготовительной группе по теме: «Дорогою добра!»

Расширять знания детей о пролфессиях работников социальной сферы....

Конспект экскурсии в аптеку в подготовительной группе по теме: «Дорогою добра!»

Экскурсия в аптеку(знакомство с аптекой)Слайд 1, 2Цель: расширять знания детей о профессиях  работников социальной сферы, познакомить детей с назначением аптеки.Слайд 3Задачи: 1) формирование пер...