Проект "Какая прелесть эти сказки!"
проект (средняя группа)
В проекте описывается работа по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста с использованием сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kakaya_prelest_eti_skazki.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 103 «Теремок»
Проект
«Какая прелесть эти сказки!»
Выполнила: воспитатель
Чадная Елена Анатольевна
г. Нижний Новгород
2018год.
Актуальность проекта.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,
агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.
Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены
представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии,
справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому
считаем, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать
малышу нравственную суть каждого поступка. Детям сложно самостоятельно
разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств, быть
добрым, внимательным, справедливым. Много еще не зная и не умея, дети
часто нарушают установленные нормы общества. Зная тот факт, что именно художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность, я считаю работу со сказкой – наиболее доступным средством нравственного воспитания. Ведь содержание сказок показывает примеры дружбы и честности, трудолюбия и товарищества. Характерно и для сказки торжество справедливости, победа добра над злом, счастливый конец для доброго героя. Поэтому, на мой взгляд, сказки помогают ребенку выработать то или иное отношение кокружающей действительности, к поступкам людей, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому.
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению с
русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в
детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе
маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.
«Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».
Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.
Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку? Ещё наши предки занимались воспитанием детей, рассказывая им занимательные истории. Они не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей и учили их жизни.
Сказка,- говорил А.Фромм,- также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
Но мало прочитать сказку, важно её прожить! А как это сделать?
Фромм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит!
Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Сказка расширяет поле сознания и поведения ребенка, влияет на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот банк может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации- так и останется в пассиве. Если мы вместе с ребенком размышляем над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, будут находиться у ребенка не в пассиве, а в активе. Не в подсознании, а в сознании. Так постепенно удается подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.
Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.
Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов- это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.
По мнению детских психологов и психотерапевтов, сказочная реальность для психологического развития ребенка является такой же необходимой питательной средой, как свежий воздух для физического здоровья. Сказки динамичны, вызывают эмоциональный отклик, стимулируют познавательную активность детей и предлагают выход из сложного положения, стратегии правильного поведения в различных ситуациях.
Всё, что мы даём слушать детям, должно давать только положительный эффект. В этом случае сказкотерапия будет важной и необходимой альтернативой всему негативному и разрушительному, что хлынуло на наших детей из многочисленных средств массовой информации и окружающей жизни.
Исходя из актуальности, была определена цель и задачи:
Цель: Сформировать представления о моральных нормах и правилах, регулирующих отношения между людьми, у детей 4-5 лет с помощью сказки.
Задачи:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2. Помогать усвоению детьми нравственных качеств: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
3. Развивать познавательные способности: умение думать, сравнивать, оценивать поступки сказочных героев.
4. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым.
5. Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для родителей.
Методы реализации задач:
- поиск информации в специальных источниках;
- мониторинг нравственного и эмоционального развития;
-информационно – образовательная работа с детьми.
Этапы реализации проекта.
Этапы | Содержание | Сроки |
Этап №1 | Подготовительный: - Диагностирование детей; -Сообщение родителям о цели и реализации данного проекта. -Изучение методической литературы - Подбор художественной литературы для детей; -Разработка методического материала к проекту | Сентябрь 2018г. |
Этап №2 | Практический: познавательный, игровой, творческий | Сентябрь 2018 – Январь 2019г. |
Этап №3 | Завершающий: Контрольно-оценочный | Февраль 2019г. |
План работы над проектом.
№ | Мероприятия | Сроки |
Работа с детьми. | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. | Диагностика детей по социально – личностному развитию детей с использованием методик : «Закончи историю» Урунтаева Д.А., Афонькина Ю.А. «Сюжетные картинки» Урунтаева Д.А., Афонькина Ю.А «Раскрась рисунок» Урунтаева Д.А., Афонькина Ю.А «Занятие по русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко» «Занятие по русской народной сказке «Заюшкина избушка» Занятие по русской народной сказке « Маша и медведь» «Занятие по русской народной сказке « Гуси – лебеди» Презентация работы. -Свободная деятельность -Игровая терапия Дидактические игры: «Сочиняем сказки» «Расскажи сказку» «Что сначала?» «Чьи это вещи?» «Угадай сказку» Беседы: «Мой любимый сказочный герой» «Сказка ложь, да в ней намёк….» Сюжетные творческие игры: «Салон красоты» «Театр моды» «Театр масок» «Сказочная мастерская» Чтение художественной литературы. Продуктивная деятельность детей. Досуг «В гостях у сказки». Работа с родителями. Разработка и подбор методического материала, практических рекомендаций по социально- нравственному воспитанию детей. Анкетирование родителей по данной проблеме. Проведение родительского собрания на тему: «Воспитание сказкой». Консультация по данной теме: «Роль сказки в воспитании у детей нравственных качеств». «Значение сказок во всестороннем развитии дошкольников». Творческая мастерская. (Совместное творчество детей и родителей) Конкурс «Сочини свою сказку» «Любимый сказочный персонаж моего ребёнка». «День открытых дверей». Оборудование и пополнение развивающей среды. Оформление сенсорного уголка. Создание и пополнение фонотеки (для проведения музыкотерапии и релаксации). Изготовление необходимых атрибутов для драматизации сказок: « Сказочная комната», «Сказочный ларец с волшебными предметами», «Ковёр – самолёт» , костюмы и др. Пополнение театрального уголка в группе ( куклы – марионетки) Итоги работы. Презентация. Фотовыставка. Выставка работ родителей и детей по сказкам. Оборудованная предметно – развивающая среда
|
Сентябрь2018г. Январь 2019г. Октябрь 2018г.
Ноябрь 2018г. Декабрь 2018г Январь 2019г. Сентябрь 2018г. Декабрь 2018г. В течение проекта В течение проекта. В течение проекта. В течение проекта. В течение проекта. В течение проекта. Сентябрь2018г. Октябрь 2018г. Ноябрь 2018г. Декабрь 2018 г.
Январь 2019г. Февраль 2019г Февраль 2019г В течение проекта. В течение проекта. В течение проекта. В течение проекта. Январь Февраль Январь |
Ожидаемые результаты.
При условии реализации данного проекта рассчитано получить следующие результаты:
- у детей появились предпосылки нравственных качеств;
- дети стали оценивать поступки героев;
- дошкольники стали более дружелюбны как по отношению к сверстнику, так и к окружающим;
- дети активнее стали отзываться на просьбы и поручения взрослых и товарищей;
Оценка результатов:
- Для оценки эффективности данного проекта по нравственному и эмоциональному развитию детей провести диагностику в начале и конце работы, используя соответствующие методики.
- Оценка качества практической деятельности будет оцениваться при проведении фотопрезентации, ознакомлении с видеоматериалами.
- По окончании проекта будет проведено анкетирование родителей по оценке эффективности проекта.
Подводя итог проделанной работе, можно с уверенностью сказать, что ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Методическое обеспечение.
- Программа «От рождения до школы» Н.Е. Варакса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.
- «Арт-терапия в работе с детьми» М.В. Киселёва.
- «Формы работы со сказкой» Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева.
- «Воображение и творчество» Г.Ануфриева журнал «Дошкольное воспитание» № 12, 2008 г.
- «Сказка, как средство воспитания дошкольника» Л.А. Литвинцева 20012г.
- Диагностика «Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста». Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.
Приложение
Перспективный план по проекту «В гостях у сказки»
Тема занятия | Цели | Методы, приемы. |
Блок 1 (октябрь) (2 занятия) Сказка «Петушок и бобовое зернышко». | Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь. Развивать мелкую моторику. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать | 1. Рассказывание сказки. 2. Отгадывание загадок. 3. Дидактические игры: «Что умеют делать звери» «Какой, какая, какое?» «Кто сумеет похвалить» «От каждого по словечку» 4. Развивающая игра «А если бы...» 5. Придумывание нового названия сказки. 6. Придумывание нового конца сказки. |
Блок 2 (ноябрь) (2 занятия) Сказка «Заюшкина избушка» | Систематизировать представление о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов; умение подбирать антонимы, синонимы, употреблять местоимения в речи, согласовывать прилагательные и существительные. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление. | Чтение сказки. Беседа. Дидактические игры: «Напишем письмо герою» «Закончи предложение» «Кто знает другое слово» Развивающие игры: «А если бы...» «Хорошо-плохо» Сочинение загадок. Пересказ эпизода сказки от имени героя. Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя. |
Блок 3 (декабрь) (2 занятия) Сказка «Маша и Медведь» | Продолжать формировать умения подбирать антонимы, прилагательные согласовывать с существительными в роде, числе, падеже; составлять словосочетания , подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов. Активизировать словарь. Продолжать развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач. | Чтение сказки. Пересказ с помощью иллюстрации. Придумывание нового названия сказки. Придумывание загадок. Дидактические игры: «Дополни предложение» «Какой, какая, какое» «Задай вопрос герою» Развивающие игры: «А если бы...» «Хорошо-плохо» Придумывание нового окончания сказки. Изменение сюжета сказки. |
Блок 4 (январь) (2 занятия) Сказка «Гуси-лебеди» | Систематизировать представления о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы; умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении. Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач. | Чтение сказки. Беседа. Дидактические игры: «Кто сумеет похвалить» «Назови ласково» «Задумай слово» «От каждого по словечку» Развивающие игры: «А если бы...» «Хорошо-плохо» Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию. Придумывание нового названия сказке. Придумывание нового окончания сказки. Изменение сюжета сказки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что за прелесть эти сказки..."(по сказкам А.С.Пушкина)
театрализованное занятие...
Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»
Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!» Сказки великого русского поэта А. С. Пушкина - это кладезь народной мудрости и богатый материал в работе с деть...
"что за прелесть эти сказки"Экологические сказки.
Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда то был ребенком. Поэтому уместность использования сказок...
Викторина по сказкам "Что за прелесть эти сказки"
Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по чтению художественной литературы , развитию речи "Что за прелесть эти сказки"...
Что за прелесть эти сказки ( сказка о золотой рыбке А.С.Пушкин)
Тематическая аппликацияматериал: картон,цветная бумага, клей ПВА, гречневая каша, бусины, ракушки, бахрома, паетки....
Сценарий праздника " Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" по сказкам А.С. Пушкина. (старшая и подготовительная группы)
Сценарий праздника " Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" по сказкам А.С. Пушкина. (старшая и подготовительная группы)...
Проект по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки"
Проектная деятельность по методу "Три вопроса". Цель проекта: развитие познавательного, воспитательного и эстетического значение для детей, расширение знания об окружающем мире через творчество А. С. ...