Сообщение для воспитателей на окружном семинаре "Опыт работы ДО по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"
консультация

Виданова Наталья Витальевна

Этот материал актуален для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_na_okruzhnom_seminare.doc76.5 КБ
PDF icon programma_seminara_2015.pdf1.18 МБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОКРУЖНОМ СЕМИНАРЕ:

 «СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

И ЕЕ   ЗНАЧЕНИЕ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

 

«ОПЫТ РАБОТЫ

ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Составил: педагог- организатор ГБОУ Школы №2075 ДО№2

                                                                                                         Виданова Н.В.

        г. Москва

          2015г.

Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого- любви  
к своей семье , к своему жилищу, к своему
детскому саду. Постепенно расширяясь,  
эта любовь переходит в любовь к родной  
стране, к ее истории, прошлому и  
настоящему,  ко всему человечеству
Д.С. Лихачев

Проблема патриотического воспитания  подрастающего поколения сегодня  одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм,  во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но, в силу последних перемен, все более  заметной стала утрата нашим  обществом традиционного российского патриотического сознания.
      Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем  воспитания патриотизма  в работе с детьми дошкольного возраста.
              Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического  воспитания детей дошкольного возраста.

Задача воспитания  чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием.

 Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями  родного поселка и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «С чего начинается Родина».

 Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Работа над  проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот  период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие  качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Приступая к воспитанию  у детей любви к родному краю, мы  продумали, что целесообразнее  начать работу с  закрепления и расширения знаний детей  о ближайшем окружении: о семье , семейных отношениях, детском саде, его предназначении,  понимания значимости труда сотрудников  д/с  в воспитании детей и подготовки их к школе, рассказать детям  о традициях, истории поселка, познакомить с достопримечательностями, памятниками, особо выделив черты, наиболее характерные для данной местности. Отобранный соответствующий материал поможет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен их родной поселок, край.  

С этой целью педагогическим коллективом был разработан проект «С чего начинается Родина».

Проект  разработан в соответствии с документами :
Закон РФ « Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266-1  ( с изм. на 16 марта   2006г.)
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное    постановлением Правительства Российской Федерации  от 12 сентября 2008. № 666
  Международная конвенция о правах ребенка
Концепция содержания  непрерывного образования ( дошкольное и начальное  звено).  
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред.

Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой,   Т.С. Комаровой - 2-е изд., испр. и доп. – М: Мозаика- синтез,2011г.
 

Цель проекта: Воспитание у детей гражданских чувств, чувства любви к семье, детскому саду,  родному краю, к Родине. Развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, родному поселку. Систематизация знания детей, педагогов и родителей  о родном крае;

Формирование основ правового сознания у дошкольников.  

Исходя из этих целей, были поставлены  следующие задачи :

Для детей:

Формировать у детей 5-6 лет  представления о своей малой Родине: о семье, доме, детском саде, селе в    котором они живут.
Расширить  знания детей о родном поселке: истории, символики, достопримечательностях,  социальных и промышленных объектах, их назначении .

Формировать любовь к родному поселку и интерес к прошлому и настоящему родного края.

Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в поселке, сопричастности к этому.

 Развивать бережное отношение к своему поселку (достопримечательностям, культуре, природе).

Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Закрепить знание детьми некоторых правах человека (право на имя, на любовь и заботу родителей, на медицинское обслуживание, на жизнь, на игру) 

Для педагогов:

Расширить знания педагогов об истории поселка;

Создать условия, методическое обеспечение проекта, стимулировать желание детей найти новые знания, помочь каждому ребенку почувствовать гордость за свой поселок;

Для социальных партнёров: испытать чувство единения, соучастия, желание передать свои знания;

Для родителей: совместный поиск информации об истории возникновения поселка, его названии; подбор и сочинение стихотворений о поселке;

Определены продукты проекта: открытое занятие : «Экскурсия по поселку Шишкин Лес», макет поселка, выставка рисунков «Милый сердцу уголок», выставка семейных поделок из природного материала , книга стихотворений о поселке;

Участниками проекта стали дети 5-6 лет, их родители. Воспитатели, музыкальный руководитель, изомастер, инструктор по физическому воспитанию.

 Тип проекта информационно-практический, то есть информация, полученная  детьми в процессе воспитательно- образовательной работы по данной теме находит свое отражение в различных видах детской деятельности- игре, художественном творчестве, труде, создании макетов, выставок при активном участии педагогов ДОУ, родителей и социальных партнеров.


Проект среднесрочный и реализуется в три этапа.

На первом этапе – подготовительном  (организационном):

С детьми: провели педагогическую диагностику по нравственно –патриотическому воспитания, исходя из которой, у 65 % детей отметили низкий уровень знаний истории поселка, достопримечательностей родного края; 

Выделили  проблему  на основе опыта детей, исходя из их интересов и потребностей:
 в ходе организации  беседы с детьми  подвели детей к вопросу о  том,   что такое малая Родина , что мы о ней знаем и  что хотим узнать;

Разработали с детьми план действий по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью чтобы узнать больше о  семье, детском саде, родном поселке : воспитателю, родителям;

-выяснили, в каких источниках можно найти информацию: в книгах, в ходе экскурсий, просмотре фильмов…

Была сформулирована значимая проблема, на решение которой направлен проект: воспитание у детей  чувства патриотизма, любви к своей малой Родине, обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию.

С педагогами: на этом  этапе был создана творческая группа по  реализации проекта, отбор участников проводился по желанию самих педагогов включиться в проект. Главным критерием при этом была готовность педагогов к открытости и изменениям в работе с детьми.

Педагогическому коллективу предстояло решить следующие задачи:

-изучить мнение родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта и возможности семей по поддержке образовательного процесса;

-скоординировать действия педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды;

-разработать систему мероприятий по ознакомлению детей с родным краем,

 подготовить основные методические материалы и необходимые дидактические пособия;

 Так же, была определена основная образовательная область  программы: социализация;  образовательные области,  содержание которых включено в проект: познание, коммуникация,  социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, труд, музыка.

Педагоги творческой группы провели корректировку перспективно-тематическое планирования работы по теме,  разработали критерии знаний детей о родном поселке для  детей старшей группы, подобрали информационные ресурсы для самообразования педагогов- организовали выставку методического материала по реализации проекта, обобщили опыт работы и провели анализ методических разработок.

Так же  подобрали дидактическое и методическое оснащение проекта:

 Методическое обеспечение:

1.Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.

2.Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

3.М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

4.Н.В.Алешина»Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»/ Москва 2008г./

5. Г.Н.Данилина «Дошкольнику -об истории и культуре России» /Москва. Аркти. 2005г./

 6.Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?» /Москва. Творческий  Центр. 2004г/

7.М.Д.Маханева, Т.М.Козлова «Работаем в проектном режиме» Методист ДОУ 2011 № 8

8.Материалы Интернет.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

1.Подобрали литературу о  родном крае, его достопримечательностях

2.Подобрали  произведения о семье, детском саде, взаимоотношениях  и играх детей, о родном поселке, символике.

3.Подобрали наглядный материала (иллюстрации, фотографии,  слайды с изображением достопримечательностей родного края),

4.Подготовили разные  материалы  для трудовой деятельности: коробки, проволоку цветную бумагу, паролон.

5.Подготовили изобразительные материалы для продуктивной деятельности: бумагу, карандаши, гуашь, щетинистые кисти, тычки.

6.Подобрали дидактические игры: «Собери флаг и герб поселка», «Узнай и назови общественные здания поселка», «Узнай герб поселка», «Бабенские игрушки»

7.Выставки  рисунков «Милый сердцу уголок», фотоальбомы: «Моя семья», «Мой поселок».

8.Создание экспозиций в мини-музее родного края: предметы быта родного края, достопримечательности поселка, промысел «Бабенская игрушка»

9.Создали презентации: «Наш поселок- Шишкин Лес», «Санаторий Михайловское», «Центр «Бабенская игрушка»

10.Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление  музыкального зала, использование мультимедиа).

С родителями: с целью изучения общественного мнения родителей было предложено ответить на вопросы анкеты. Проведенное среди  родителей  анкетирование показало, что:

Большинство родителей согласилось с тем, что дети должны знать историю и достопримечательности родного края, что эту работу надо начинать как можно раньше, но

80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения поселка  из-за высокой занятости;

40 % родителей затрудняются в знании истории поселка, края;

Было  проведено групповое родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», в ходе которого познакомили родителей с целями и задачами проекта, совместно обсудили формы сотрудничества и возможную помощь в его реализации проекта:  помощь в изготовлении  макета, творческое участие в создании сборников стихотворений о поселке, участие в конкурсах, фотовыставках.

Основной, деятельностный этап:

Основная цель этапа- воспитание у детей  гражданских чувств: любви к семье, детскому саду, родному краю.

В ходе реализации проекта  работа проводилась по четырем тематическим блокам: «Моя семья», бес «Детский сад»,   «Мой поселок Шишкин Лес» ,«Знакомство с символикой поселка : флаг , герб, гимн».

С темой «Моя семья» дети знакомились в течении первой недели. Главная задача этой темы- расширить представление детей о семье; дать понятие о  родословной; учить ориентироваться в родственных отношениях; закрепить знание имени и отчества родителей, места работы родителей; формировать умение последовательно и четко рассказывать о своей семье; воспитывать любовь и уважение к членам семьи, желание оказывать посильную помощь дома. Дети изучали художественную литературу, играли в сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Семья», «Кафе», «Театр», «Парикмахерская» и др.; с детьми были проведены беседы:  «С кем я живу» , «Мои братья и сестры», «Как я помогаю маме», «Мои бабушка и дедушка», «Моя родословная».

Занятия продуктивной деятельностью:  лепка«Устроим выставку посуды»,рисование«Мой дом», конструирование «Дом в котором я живу» помогли отразить полученные впечатления.

В конце недели были оформлены фотовыставки: «Отдыхаем всей семьей»; проведен конкурс семейных поделок из природного материала; проведен спортивный праздник «Мама, папа, я-спортивная семья».

Для повышения педагогической компетентности родителей, были оформлены памятки о воспитании детей.

Тема второй недели –«Наш любимый детский сад»

Задача педагогов на этом этапе- систематизировать знания детей о детском саде, его предназначении, о важности труда каждого сотрудника детского сада в создании условий для роста и развития детей; о любви и заботе сотрудников детского сада о детях. Детям читали художественную литературу: Е.Серовой «Не терпит мой папа безделья и скуки»,  Е.Благининой «Посидим в тишине», Л.Квитко «Бабушкины руки»;рассказ Н.Артюховой «Трудный вечер»;

 проводили беседы: «О детском саде»», «О труде завхоза», «Как я помогаю маме»; организовывали сюжетно- ролевые игры: «Детский сад», «Больница», «Семья», «Кафе».... В процессе организации экскурсий : «Знакомство с трудом заведующей», «Знакомство с трудом кладовщика » -дети посетили кабинеты, подсобные помещения учреждения, познакомились с трудовыми обязанностями сотрудников, пообщались с ними, уяснили значимость труда  и заботы каждого из них для детей, посещающих детский сад.

В конце недели была оформлена фотовыставка «Как мы занимаемся в детском саду», макет «Детский сад».

Главными задачами при изучении темы «Мой родной поселок» были:

уточнение и расширение знаний детей о родном поселке, его достопримечательностях, традициях.

Воспитание интереса к жизни поселка ,любви к родному краю, желание заботиться о его процветании. Дети просмотрели  тематические фильмы: «Санаторий Михайловское», «Бабенские игрушки», «Наш поселок Шишкин Лес», посетили центр «Бабенская игрушка», где познакомились с процессом точения и росписи игрушек», поиграли в народные игрушки и игры; мини-музей родного края в детском саду, где рассмотрели макет поселка, иллюстрации с изображением общественных учреждений поселка. Познакомились со стихотворениями о поселке, сочиненными  самими жителями. Занятия художественным  творчеством: лепка «Кружка украшенная цветком»,рисование:«Строители строят новый дом», «Бабенские матрешки»

аппликация «Наш поселок», ручной труд: «Лягушки в нашем пруду» позволили творчески отразить в продуктивной деятельности полученные в ходе работы  знания и впечатления.

Для повышения педагогической компетенции родителей  по данной теме была проведена консультация «Путешествие в историю родного края». Родители в свою очередь с интересом откликнулись на предложение сочинить  небольшие стихотворения о поселке, принять  участие в изготовлении макета поселка.

В конце недели была организована выставка детских рисунков «Милый сердцу уголок».

Следующей темой было «Знакомство с символикой поселка: флаг, герб, гимн»

Дети закрепили знания о том, что такое символика; рассматривая флаг и герб выделяли цвета , узнавали о том, что они символизируют; знакомились с изображениями на гербе, их значением; прослушали гимн поселка.

Совместно с воспитателями изготавливали дидактическую игру «Собери флаг, герб поселка»

Для родителей была проведена консультация «Герб, флаг, гимн»

Так, из поведенной работы  на основном этапе видно, что наряду с традиционными видами деятельности (беседами, сюжетными и дидактическими играми, художественным творчеством )

план работы включал организационные формы, основанные на взаимодействии всех участников образовательного процесса: детей,  родителей и педагогов.

На заключительном этапе была проведена диагностика  знаний детей. Анализ полученных результатов и сравнение их с  данными первой диагностики показали, что уровень знаний детей повысился. Дети получили много знаний о ближайшем окружении: семье, детском саде, родном поселке; повысилась компетенция и заинтересованность родителей в этом вопросе. Завершением проекта стало открытое занятие «Путешествие по родному поселку». Проект позволил детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы. Объединение различных образовательных областей в решении данной темы позволил детям  целостную картину окружающего мира- свою малую Родину. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность, объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что интерес родителей к тому, чем заняты их дети в детском саду значительно повысился. Все рисунки детей будут собраны в альбом, планируется изготовление книги детско-родительского творчества «Стихотворения о родном поселке» для  других возрастных групп, так же планируется провести повторный  опрос родителей  о проведенной работе в рамках проекта.  Не смотря на то, что работы над проектами только началась, и мы еще испытываем определенные трудности, но такую работу надо проводить в детском саду. И начинать работу по формированию у детей гражданских чувств, чувства любви к родному краю необходимо как можно раньше, чтобы через несколько лет  никто не сказал про наших воспитанников: «Это потерянное поколение».

                                                 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно - прикладного искусства".

Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу - патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами и национальностями, насел...

Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"...

Опыт работы на тему: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Опыт работы на тему: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников....

Опыт работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к искусству родного края».

Предлагается материал по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к искусству родного края...

Методическая разработка: ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом».

laquo;Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России»....

Опыт работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через реализацию проекта "Россия - Родина моя""

Презентация "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через реализацию проекта "россия - Родина моя"...