Сообщение для воспитателей на окружном семинаре "Опыт работы ДО по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"
консультация
Этот материал актуален для воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_okruzhnom_seminare.doc | 76.5 КБ |
programma_seminara_2015.pdf | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОКРУЖНОМ СЕМИНАРЕ:
«СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»
«ОПЫТ РАБОТЫ
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Составил: педагог- организатор ГБОУ Школы №2075 ДО№2
Виданова Н.В.
г. Москва
2015г.
Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого- любви
к своей семье , к своему жилищу, к своему
детскому саду. Постепенно расширяясь,
эта любовь переходит в любовь к родной
стране, к ее истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству
Д.С. Лихачев
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм, во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но, в силу последних перемен, все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием.
Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного поселка и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «С чего начинается Родина».
Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Приступая к воспитанию у детей любви к родному краю, мы продумали, что целесообразнее начать работу с закрепления и расширения знаний детей о ближайшем окружении: о семье , семейных отношениях, детском саде, его предназначении, понимания значимости труда сотрудников д/с в воспитании детей и подготовки их к школе, рассказать детям о традициях, истории поселка, познакомить с достопримечательностями, памятниками, особо выделив черты, наиболее характерные для данной местности. Отобранный соответствующий материал поможет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен их родной поселок, край.
С этой целью педагогическим коллективом был разработан проект «С чего начинается Родина».
Проект разработан в соответствии с документами :
Закон РФ « Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266-1 ( с изм. на 16 марта 2006г.)
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008. № 666
Международная конвенция о правах ребенка
Концепция содержания непрерывного образования ( дошкольное и начальное звено).
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред.
Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой - 2-е изд., испр. и доп. – М: Мозаика- синтез,2011г.
Цель проекта: Воспитание у детей гражданских чувств, чувства любви к семье, детскому саду, родному краю, к Родине. Развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, родному поселку. Систематизация знания детей, педагогов и родителей о родном крае;
Формирование основ правового сознания у дошкольников.
Исходя из этих целей, были поставлены следующие задачи :
Для детей:
Формировать у детей 5-6 лет представления о своей малой Родине: о семье, доме, детском саде, селе в котором они живут.
Расширить знания детей о родном поселке: истории, символики, достопримечательностях, социальных и промышленных объектах, их назначении .
Формировать любовь к родному поселку и интерес к прошлому и настоящему родного края.
Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в поселке, сопричастности к этому.
Развивать бережное отношение к своему поселку (достопримечательностям, культуре, природе).
Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Закрепить знание детьми некоторых правах человека (право на имя, на любовь и заботу родителей, на медицинское обслуживание, на жизнь, на игру)
Для педагогов:
Расширить знания педагогов об истории поселка;
Создать условия, методическое обеспечение проекта, стимулировать желание детей найти новые знания, помочь каждому ребенку почувствовать гордость за свой поселок;
Для социальных партнёров: испытать чувство единения, соучастия, желание передать свои знания;
Для родителей: совместный поиск информации об истории возникновения поселка, его названии; подбор и сочинение стихотворений о поселке;
Определены продукты проекта: открытое занятие : «Экскурсия по поселку Шишкин Лес», макет поселка, выставка рисунков «Милый сердцу уголок», выставка семейных поделок из природного материала , книга стихотворений о поселке;
Участниками проекта стали дети 5-6 лет, их родители. Воспитатели, музыкальный руководитель, изомастер, инструктор по физическому воспитанию.
Тип проекта информационно-практический, то есть информация, полученная детьми в процессе воспитательно- образовательной работы по данной теме находит свое отражение в различных видах детской деятельности- игре, художественном творчестве, труде, создании макетов, выставок при активном участии педагогов ДОУ, родителей и социальных партнеров.
Проект среднесрочный и реализуется в три этапа.
На первом этапе – подготовительном (организационном):
С детьми: провели педагогическую диагностику по нравственно –патриотическому воспитания, исходя из которой, у 65 % детей отметили низкий уровень знаний истории поселка, достопримечательностей родного края;
Выделили проблему на основе опыта детей, исходя из их интересов и потребностей:
в ходе организации беседы с детьми подвели детей к вопросу о том, что такое малая Родина , что мы о ней знаем и что хотим узнать;
Разработали с детьми план действий по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью чтобы узнать больше о семье, детском саде, родном поселке : воспитателю, родителям;
-выяснили, в каких источниках можно найти информацию: в книгах, в ходе экскурсий, просмотре фильмов…
Была сформулирована значимая проблема, на решение которой направлен проект: воспитание у детей чувства патриотизма, любви к своей малой Родине, обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию.
С педагогами: на этом этапе был создана творческая группа по реализации проекта, отбор участников проводился по желанию самих педагогов включиться в проект. Главным критерием при этом была готовность педагогов к открытости и изменениям в работе с детьми.
Педагогическому коллективу предстояло решить следующие задачи:
-изучить мнение родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта и возможности семей по поддержке образовательного процесса;
-скоординировать действия педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды;
-разработать систему мероприятий по ознакомлению детей с родным краем,
подготовить основные методические материалы и необходимые дидактические пособия;
Так же, была определена основная образовательная область программы: социализация; образовательные области, содержание которых включено в проект: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, труд, музыка.
Педагоги творческой группы провели корректировку перспективно-тематическое планирования работы по теме, разработали критерии знаний детей о родном поселке для детей старшей группы, подобрали информационные ресурсы для самообразования педагогов- организовали выставку методического материала по реализации проекта, обобщили опыт работы и провели анализ методических разработок.
Так же подобрали дидактическое и методическое оснащение проекта:
Методическое обеспечение:
1.Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
2.Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
3.М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
4.Н.В.Алешина»Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»/ Москва 2008г./
5. Г.Н.Данилина «Дошкольнику -об истории и культуре России» /Москва. Аркти. 2005г./
6.Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?» /Москва. Творческий Центр. 2004г/
7.М.Д.Маханева, Т.М.Козлова «Работаем в проектном режиме» Методист ДОУ 2011 № 8
8.Материалы Интернет.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
1.Подобрали литературу о родном крае, его достопримечательностях
2.Подобрали произведения о семье, детском саде, взаимоотношениях и играх детей, о родном поселке, символике.
3.Подобрали наглядный материала (иллюстрации, фотографии, слайды с изображением достопримечательностей родного края),
4.Подготовили разные материалы для трудовой деятельности: коробки, проволоку цветную бумагу, паролон.
5.Подготовили изобразительные материалы для продуктивной деятельности: бумагу, карандаши, гуашь, щетинистые кисти, тычки.
6.Подобрали дидактические игры: «Собери флаг и герб поселка», «Узнай и назови общественные здания поселка», «Узнай герб поселка», «Бабенские игрушки»
7.Выставки рисунков «Милый сердцу уголок», фотоальбомы: «Моя семья», «Мой поселок».
8.Создание экспозиций в мини-музее родного края: предметы быта родного края, достопримечательности поселка, промысел «Бабенская игрушка»
9.Создали презентации: «Наш поселок- Шишкин Лес», «Санаторий Михайловское», «Центр «Бабенская игрушка»
10.Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление музыкального зала, использование мультимедиа).
С родителями: с целью изучения общественного мнения родителей было предложено ответить на вопросы анкеты. Проведенное среди родителей анкетирование показало, что:
Большинство родителей согласилось с тем, что дети должны знать историю и достопримечательности родного края, что эту работу надо начинать как можно раньше, но
80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения поселка из-за высокой занятости;
40 % родителей затрудняются в знании истории поселка, края;
Было проведено групповое родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», в ходе которого познакомили родителей с целями и задачами проекта, совместно обсудили формы сотрудничества и возможную помощь в его реализации проекта: помощь в изготовлении макета, творческое участие в создании сборников стихотворений о поселке, участие в конкурсах, фотовыставках.
Основной, деятельностный этап:
Основная цель этапа- воспитание у детей гражданских чувств: любви к семье, детскому саду, родному краю.
В ходе реализации проекта работа проводилась по четырем тематическим блокам: «Моя семья», бес «Детский сад», «Мой поселок Шишкин Лес» ,«Знакомство с символикой поселка : флаг , герб, гимн».
С темой «Моя семья» дети знакомились в течении первой недели. Главная задача этой темы- расширить представление детей о семье; дать понятие о родословной; учить ориентироваться в родственных отношениях; закрепить знание имени и отчества родителей, места работы родителей; формировать умение последовательно и четко рассказывать о своей семье; воспитывать любовь и уважение к членам семьи, желание оказывать посильную помощь дома. Дети изучали художественную литературу, играли в сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Семья», «Кафе», «Театр», «Парикмахерская» и др.; с детьми были проведены беседы: «С кем я живу» , «Мои братья и сестры», «Как я помогаю маме», «Мои бабушка и дедушка», «Моя родословная».
Занятия продуктивной деятельностью: лепка«Устроим выставку посуды»,рисование«Мой дом», конструирование «Дом в котором я живу» помогли отразить полученные впечатления.
В конце недели были оформлены фотовыставки: «Отдыхаем всей семьей»; проведен конкурс семейных поделок из природного материала; проведен спортивный праздник «Мама, папа, я-спортивная семья».
Для повышения педагогической компетентности родителей, были оформлены памятки о воспитании детей.
Тема второй недели –«Наш любимый детский сад»
Задача педагогов на этом этапе- систематизировать знания детей о детском саде, его предназначении, о важности труда каждого сотрудника детского сада в создании условий для роста и развития детей; о любви и заботе сотрудников детского сада о детях. Детям читали художественную литературу: Е.Серовой «Не терпит мой папа безделья и скуки», Е.Благининой «Посидим в тишине», Л.Квитко «Бабушкины руки»;рассказ Н.Артюховой «Трудный вечер»;
проводили беседы: «О детском саде»», «О труде завхоза», «Как я помогаю маме»; организовывали сюжетно- ролевые игры: «Детский сад», «Больница», «Семья», «Кафе».... В процессе организации экскурсий : «Знакомство с трудом заведующей», «Знакомство с трудом кладовщика » -дети посетили кабинеты, подсобные помещения учреждения, познакомились с трудовыми обязанностями сотрудников, пообщались с ними, уяснили значимость труда и заботы каждого из них для детей, посещающих детский сад.
В конце недели была оформлена фотовыставка «Как мы занимаемся в детском саду», макет «Детский сад».
Главными задачами при изучении темы «Мой родной поселок» были:
уточнение и расширение знаний детей о родном поселке, его достопримечательностях, традициях.
Воспитание интереса к жизни поселка ,любви к родному краю, желание заботиться о его процветании. Дети просмотрели тематические фильмы: «Санаторий Михайловское», «Бабенские игрушки», «Наш поселок Шишкин Лес», посетили центр «Бабенская игрушка», где познакомились с процессом точения и росписи игрушек», поиграли в народные игрушки и игры; мини-музей родного края в детском саду, где рассмотрели макет поселка, иллюстрации с изображением общественных учреждений поселка. Познакомились со стихотворениями о поселке, сочиненными самими жителями. Занятия художественным творчеством: лепка «Кружка украшенная цветком»,рисование:«Строители строят новый дом», «Бабенские матрешки»
аппликация «Наш поселок», ручной труд: «Лягушки в нашем пруду» позволили творчески отразить в продуктивной деятельности полученные в ходе работы знания и впечатления.
Для повышения педагогической компетенции родителей по данной теме была проведена консультация «Путешествие в историю родного края». Родители в свою очередь с интересом откликнулись на предложение сочинить небольшие стихотворения о поселке, принять участие в изготовлении макета поселка.
В конце недели была организована выставка детских рисунков «Милый сердцу уголок».
Следующей темой было «Знакомство с символикой поселка: флаг, герб, гимн»
Дети закрепили знания о том, что такое символика; рассматривая флаг и герб выделяли цвета , узнавали о том, что они символизируют; знакомились с изображениями на гербе, их значением; прослушали гимн поселка.
Совместно с воспитателями изготавливали дидактическую игру «Собери флаг, герб поселка»
Для родителей была проведена консультация «Герб, флаг, гимн»
Так, из поведенной работы на основном этапе видно, что наряду с традиционными видами деятельности (беседами, сюжетными и дидактическими играми, художественным творчеством )
план работы включал организационные формы, основанные на взаимодействии всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.
На заключительном этапе была проведена диагностика знаний детей. Анализ полученных результатов и сравнение их с данными первой диагностики показали, что уровень знаний детей повысился. Дети получили много знаний о ближайшем окружении: семье, детском саде, родном поселке; повысилась компетенция и заинтересованность родителей в этом вопросе. Завершением проекта стало открытое занятие «Путешествие по родному поселку». Проект позволил детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы. Объединение различных образовательных областей в решении данной темы позволил детям целостную картину окружающего мира- свою малую Родину. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность, объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что интерес родителей к тому, чем заняты их дети в детском саду значительно повысился. Все рисунки детей будут собраны в альбом, планируется изготовление книги детско-родительского творчества «Стихотворения о родном поселке» для других возрастных групп, так же планируется провести повторный опрос родителей о проведенной работе в рамках проекта. Не смотря на то, что работы над проектами только началась, и мы еще испытываем определенные трудности, но такую работу надо проводить в детском саду. И начинать работу по формированию у детей гражданских чувств, чувства любви к родному краю необходимо как можно раньше, чтобы через несколько лет никто не сказал про наших воспитанников: «Это потерянное поколение».
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно - прикладного искусства".
Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу - патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами и национальностями, насел...
Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"...
Опыт работы на тему: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Опыт работы на тему: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников....
Презентация "Опыт работы ДОУ по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников"
Материал актуален для воспитателй ДОУ...
Опыт работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к искусству родного края».
Предлагается материал по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к искусству родного края...
Методическая разработка: ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом».
laquo;Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России»....
Опыт работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через реализацию проекта "Россия - Родина моя""
Презентация "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через реализацию проекта "россия - Родина моя"...