ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА с ДЕТЬМИ
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании — понимание и взаимопонимание. При объяснении — только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании — два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение — всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание — это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш. А. Амонашвили: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство .
Следовательно, можно предположить, что для педагогических технологий, ориентированных на развитие личностных качеств ребенка, его индивидуальности, характерно следующее:
смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие; изменение направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;
основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;
Определим характерные черты личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в ДОУ.
Замысел личностно-ориентированного взаимодействия — создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка
(оказание им помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов; содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания).
потенциал, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность)
Создаваемые педагогом в процессе взаимодействия с детьми ситуации, ориентированные на личностное развитие (ситуация успеха; ситуация, обращенная к личному опыту ребенка* ситуации выбора задания, способа выполнения задания, оборудования, партнера по деятельности и т.д.), должны предоставлять ребенку возможность реализовать себя как личность и ставить ребенка перед необходимостью самостоятельно принимать решения о выборе, проявлять волевое усилие для достижения цели, выражать свою индивидуальность. В процессе личностно-ориентированного взаимодействия ребенку предоставляется право выбора (возможность избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности). Предлагая ребенку совершить осознанный выбор, педагог помогает ему формировать свою неповторимость. Создаваемая ситуация выбора — это спроектированная педагогом деятельность, когда детям предоставляется возможность (для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля поведения) отдать свое предпочтение одному из вариантов задания, тому или иному оборудованию, способу действия, партнеру по деятельности. Ситуация выбора при правильном построении позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности, оказывает успешное влияние на развитие его личностных качеств (активности, инициативности, самостоятельности).
С позиций личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе занятий интересен опыт работы И. Крынцыловой, О. Шапоренко1, которые описывают технологию проведения занятия «Выбор» с детьми старшего дошкольного возраста. Суть идеи заключается в том, что раз в неделю, в определенное время каждый ребенок в группе самостоятельно выбирает тот вид деятельности, которым он будет заниматься в данный момент: танцевать, петь, играть на музыкальном инструменте, рисовать, лепить, играть в интеллектуальные или спортивные игры, мастерить, вышивать и т.д. Сделав выбор, ребенок сообщает об этом педагогу, прикрепляя свою фотографию на цветок, обозначающий тот или иной вид деятельности, на специальном стенде. По мере заполнения стенда фотографиями определяются группы детей, решивших пойти на то или иное занятие. В назначенное время дети идут в музыкальный, танцевальный, спортивный залы, изобразительную студию, творческие мастерские, где вместе с педагогами дополнительного образования погружаются в процесс творческой деятельности. Через 30 минут они возвращаются в группу. Состав и количество детей каждый раз меняется, поэтому выстраивать какую-либо тематику занятия невозможно, она полностью зависит от потребностей детей, они придумывают идею и содержание деятельности, они сам) себя обучают в процессе такой творческой деятельности. Педагогу нужно уметь: не мешать ребенку творить; быть рядом с ним в этом процессе; принять и понять его позицию; довериться ребенку в минуты его творческого поиска; самому был творцом; бережно относиться к результатам детского творческого труда. Отличительные особенности занятия «Выбор» - это творческое начало, импровизированный характер занятия, игровой стиль поведения всех участников, включая педагога отсутствие критики результата творческого труда; партнерские взаимоотношения педагога и ребенка; атмосфера эмоционального подъема.
Одной из технологий, направленных на личностное развитие ребенка дошкольного возраста, на развитие его неповторимой индивидуальности, является педагогическая технология целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности.
«Ребенок развивается в деятельности. Деятельность — единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Однако не всякая деятельность развивает. Исследования последних лет убедительно доказывают, что эффективность развития связана с освоением ребенком позиции субъекта детской деятельности. Именно благодаря освоению данной позиции происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, оформляется новое психическое образование ценностность, которая определяет избирательность и самореализацию субъекта в той или иной деятельности. Освоение ребенком позиции субъекта детской деятельности требует специальной педагогической технологии. Эта технология — технология целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности»
Данная технология является главной при реализации содержания программы «Детство», и в ее основе лежит модель субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми, позволяющая воспитателю как субъекту педагогической деятельности творчески использовать весь арсенал педагогических приемов для постановки ребенка в позицию субъекта детской деятельности исходя из его индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, половой принадлежности уровня развития. Сущность педагогической технологии целостного развития ребенка как субъекта специфических детских видов деятельности состоит в:
- конструировании единого процесса социализации (приобщение к современному миру, первые социальные ориентировки, азы социальной компетенции); раскрытии индивидуализации (осознание ребенком своих способностей, раскрытие творческого потенциала, его первых проявлений); создании педагогических условий для освоения детьми позиции субъекта разнообразных видов детской деятельности;
- инициировании совместно с родителями активности ребенка, помощи ему в овладении рациональными способами практического осуществления простейших видов детской деятельности, предоставлении ребенку права в предела возрастных возможностей самостоятельно делать выбор, принимать решения в игровых и бытовых ситуациях. Слово «технология» не должно ассоциироваться с регламентацией. Отличительной особенностью педагогической технологии реализации образовательной программы «Детство»
является направленность на творческий характер ее применения педагогом (поэтому авторами не предлагаются готовые конспекты, сценарии педагогического процесса, педагог-профессионал сам должен определять необходимость, количество конкретное содержание, способ организации, место в режиме дня для занятий исходя из общедидактических требований к занятиям и уровня развития детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....
Конспект НОД для детей младшей группы (3-4 года) Образовательная область «Познавательное развитие» Развитие культурно-гигиенических навыков с использованием технологии «Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми» Тема: «Чистюли»
В последнее время недостаточно уделяется внимания развитию КГН. Я решила восполнить этот пробел и представляю вашему вниманию свою разработку....
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...
«Переход на личностно ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми – основа модернизации дошкольного образования»
ФГОС ДО имеет не столько стратегический (т.е. указывает, к чему надо стремиться в работе с дошкольниками), сколько тактический характер (т.е. раскрывает путь к желаемому результату). Суть результата с...
Доклад тема: « Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности»
Рассмотрим личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и младшего дошкольника в процессе игровой деятельности с таких позиций:- позиция общения- дистанция общения- пространство общения- э...
Памятка "Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми"
Памятка включает в себя цель, задачи и основные положения по использованию данной модели взаимодействия педагога с детьми....
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию « Былинные богатыри земли русской» с использованием здоровьезберегающих педагогических технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи:Обучающие:Познакомиться с оружием богатырей;Сформи...