Проектирование совместной деятельности взрослого и детей на основе педагогических технологий
методическая разработка

Липина Татьяна Сергеевна

Проектирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 88 общеразвивающего вида" г. Сыктывкара

 Проектирование совместной деятельности взрослого и детей на основе педагогических технологий

Липина Татьяна Сергеевна

Сыктывкар,2017

Содержание

Введение

3

1. Понятие «педагогическая технология», классификация педагогических технологий в области дошкольного и специального дошкольного образования

5

2.  Технология исследовательской деятельности

7

3. Технология проектной деятельности

11

4. Социо–игровая технология

14

5. Развивающие технологии в обучении детей (технология Кюизенера, технология М. Монтессори и др.)

17

6. Информационно–коммуникационные технологии

20

7. Технология «Портфолио дошкольника»

23

8. Разработайте содержание мероприятия или НОД с использованием современных педагогических технологий (технология и возрастная группа детей на выбор)

25

Заключение

28

Список используемой литературы

Введение

Актуальность повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по — иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных педагогических технологий.

Метод проектов – это педагогическая технология, ее стержнем является совместная деятельность взрослых и детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Основанный на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Цель данной работы состоит в рассмотрении проектирования совместной деятельности взрослого и детей на основе педагогических технологий.

Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить понятие «педагогическая технология» и провести классификацию педагогических технологий в области дошкольного и специального дошкольного образования.
  2. Изучить следующие технологии: исследовательской деятельности, проектной деятельности, социо–игровую технологию, развивающие технологии, информационно–коммуникационные технологии, технологию «Портфолио дошкольника».
  3. Разработать содержание мероприятия или НОД с использованием современных педагогических технологий.

1. Понятие «педагогическая технология», классификация педагогических технологий в области дошкольного и специального дошкольного образования

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно–образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.

Е.С. Полат дает следующее определение педагогической технологии. Педагогическая технология – это совокупность психолого–педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку методов, форм, способов, приемов обучения, воспитательных средств [9, с.68].

Е.А. Сыпченко  дает основные требования (критерии) педагогической технологии:

  • Концептуальность.
  • Системность.
  • Управляемость.
  • Эффективность.
  • Воспроизводимость [10, с.19].

Концептуальность – опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально–педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

 – логикой процесса,

 – взаимосвязью его частей,

 – целостностью.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Согласно В.Н. Журавлевой структура образовательной технологии состоит из трех частей:

  • Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого–педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
  • Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса [3, с.25].

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

2.  Технология исследовательской деятельности

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Потребность  ребенка в новых впечатлениях лежит в основе  возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что–то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно все. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию [8, с.49].

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

Согласно Е.С. Полат, исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально–творческой деятельности на  основе  поисковой  активности и на  базе исследовательского  поведения;

– это активность ребенка,  направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию [9, с.93].

Исследовательская деятельность предполагает следующие этапы:

  1. Выявление проблемы, которую можно исследовать, отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.
  2. Выбор темы исследования, процесс поиска неизвестного, новых знаний.
  3. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование).
  4. Определение задач исследования (основных шагов направления исследования).
  5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом).
  6. Составление предварительного плана исследования.
  7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.
  8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

Основой  исследовательской деятельности являются:

Поисковая  активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности.

Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.

Исследовательская активность – естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.

Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе:

Познавательно–исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно–исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Познавательно–исследовательская деятельность дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Значение исследовательской деятельности для детей:

  • Обогащение памяти ребенка
  • Развивается речь ребенка.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.
  • Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
  • Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

– эвристические беседы;

– постановка и решение вопросов проблемного характера;

– наблюдения;

– моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

– опыты;

– фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;

– «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

– подражание голосам и звукам природы;

– использование художественного слова;

– дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

– трудовые поручения, действия [3, с.48].

Таким образом, в процессе исследовательской деятельности идет развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость  формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребенка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

3. Технология проектной деятельности

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Технология проектной деятельности – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты [9, с.71].

Цель технологии проектной деятельности – развитие и обогащение социально–личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Н.А. Комратова предлагает следующую классификацию учебных проектов:

  • «игровые» –  детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
  • «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  •  «повествовательные»,  при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
  •  «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Она же выделяет следующие типы проектов:

  1. по доминирующему методу:
  • исследовательские,
  • информационные,
  • творческие,
  • игровые,
  • приключенческие,
  • практико–ориентированные.
  1. по характеру содержания:
  • включают ребенка и его семью,
  • ребенка и природу,
  • ребенка и рукотворный мир,
  • ребенка, общество и его культурные ценности.
  1. по характеру участия ребенка в проекте:
  • заказчик,
  • эксперт,
  • исполнитель,
  • участник от зарождения идеи до получения результата.
  1. по характеру контактов:
  • осуществляется внутри одной возрастной группы,
  • в контакте с другой возрастной группой,
  • внутри ДОУ,
  • в контакте с семьей,
  • учреждениями культуры,
  • общественными организациями (открытый проект).
  1. по количеству участников:
  • индивидуальный,
  • парный,
  • групповой,
  • фронтальный.
  1. по продолжительности:
  • краткосрочный,
  • средней продолжительности,
  •  долгосрочный [7, с.44].

Таким образом, цель исследовательской деятельности в детском саду – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. При организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что–то исследуя или проводя эксперименты.

4. Социо–игровая технология

Социально–коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе  [6, с.32].

Социоигровые педагогические технологии оказываются бесценными в решении данного вопроса. По мнению О.В. Дыбиной, социоигровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Социоигровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлеченности. Подобное происходит, когда на занятии воспитатель использует работу малыми группами и когда обучение сочетается с двигательной активностью детей. Социоигровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно  [4, с. 63].

Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, дает положительные результаты в области эмоционально–волевой сферы.

Смысл социоигровой педагогики – группо–игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. Социоигровая педагогика, или социоигровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры – жизни между микро группами детей (малыми социумами). В микро группах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А все это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его. Педагог должен создавать условия для самопознания ребенка, гармоничного его взаимодействия с миром, правильного эмоционального развития, пробуждения в нем добрых чувств, стремления к сотрудничеству и положительному самоутверждению [3, с.51].

Основной идеей социоигровой технологии является организация собственной деятельности детей – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься, и в которой он делает, слушает, смотрит, говорит.

В рамках данной технологии ставятся задачи:

  • помочь детям научиться эффективно общаться;
  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
  • способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
  • воспитать в дошкольниках желание узнавать новое [11, с.46].

Плюсы социо–игрового стиля:

– Отношения: «ребенок–сверстники»;

–  Педагог является равноправным партнером;

– Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

– Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога;

–  Дети самостоятельны и инициативны;

–  Дети сами устанавливают  правила игры;

–  Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

–  Дети  договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих);

– Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

– Дети  помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

– Социо–игровой стиль  учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность [6, с.34].

Таким образом, применение социо–игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

5. Развивающие технологии в обучении детей (технология Кюизенера, технология М. Монтессори и др.)

На современном этапе развития дошкольного образования  происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально–волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных  образовательных технологий.    Для развития творческого потенциала каждого ребенка на занятиях необходимо создать развивающую среду, способствующую реализации детских интересов, их жизненной активности.

Под развивающим обучением понимается новый, активно - деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному типу.

Занятия должны быть построены так, чтобы ребенок не только слушал педагога, но сам являлся бы участником процесса развития, постоянно упражнялся в выполнении игровых заданий.

В процессе развивающего обучения с детьми широко используются современные технологии Воскобовича, Никитина, Дьенеша, Кюизенера.

Игры Воскобовича дают возможность воплощать «задумки» в действительность, особенность игр – многофункциональность. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы. Узнает и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, пространственное мышление, внимание, память, воображение.

Состав числа очень сложен для детей, но усвоить это помогает технология Кюизенера. Палочки Кюизенера – числа в цвете, являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет « через руки» подвести к пониманию различных абстрактных понятий. С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.

Вариантов использования палочек великое множество, возможно и сочетание материалов, особенно при выкладывании фигур. Обязательно учитывается возраст ребенка и уровень его способностей.

Логические игры Дьенеша способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формирует навыки необходимые для решения логических задач, умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства (обобщать объекты по 1,2 или 3 свойствам)

В развивающих играх Б.П. Никитина удается соединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа логической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания [6, с.52-53].

Таким образом, учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию, но решение ее состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Необходимо отметить, что развивающие технологии  должны использоваться с учетом уровня развития каждого ребенка, его интересов и потребностей.

6. Информационно–коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.)

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности воспитателей, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей [10, с.21].

Информатизация общества ставит перед педагогами–дошкольниками  задачи:

  • идти в ногу со временем,
  • стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,
  • наставником в выборе  компьютерных программ,  
  • сформировать основы информационной культуры его личности,
  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей         [5, с.71].

Решение этих задач  невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

 Требования к компьютерным программам ДОУ:

  • Исследовательский характер.
  • Легкость для самостоятельных занятий детей.
  • Развитие широкого спектра навыков и представлений.
  • Возрастное соответствие.
  • Занимательность.

Классификация программ:

  • Развитие воображения, мышления, памяти.
  • Говорящие словари иностранных языков.
  • Простейшие графические редакторы.
  • Игры–путешествия.
  • Обучение чтению, математике.
  • Использование мультимедийных презентаций.

Н.А.  Виноградова выделяет следующие преимущества использования ИКТ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • обладает стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни [2, с.36].

Н.В. Апатова выделяет следующие ошибки при использовании информационно–коммуникационных технологий:

  • Недостаточная методическая подготовленность педагога.
  • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях.
  • Бесплановость, случайность применения ИКТ.
  • Перегруженность занятия демонстрацией [1, с.89].

Таким образом, применение интерактивных технологий в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников. Активное применение интерактивных технологий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей дошкольного возраста.

7. Технология «Портфолио дошкольника»

Согласно Е.П. Панковой, портфолио –  это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

  • диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

  •  содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

  •  рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

 Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов  заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.  

Пример структуры портфолио:

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно–графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги–самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини–презентацию на дне рождения ребенка. Предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио [8, с.152-153].

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.

8. Разработайте содержание мероприятия или НОД с использованием современных педагогических технологий (технология и возрастная группа детей на выбор)

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий для детей старшего дошкольного возраста

«Маленькие – изобретатели»

Цель: Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя–самоучки Ивана Петровича Кулибина; закрепить понятие «человек–изобретатель»; обогатить знание о мире открытий и изобретений; активизировать словарь по теме.

Задачи: развивать конструкторско–технические умения; внимание,   активизировать логическое мышление; прививать любовь к природе.

Используемая технология: информационно–коммуникационная.

Материал:  Мультимедийное оборудование, слайды, аудиозапись, карандаши, разрезные картинки, лужайка с колокольчиками, озеро с рыбками.

1. Организационный момент.

Вступительное слово воспитателя (стимулирование к предстоящей деятельности).

2. Основная часть.

Воспитатель: – Давным–давно человек был близок к природе. Люди как–то заметили, что есть животные, которые гораздо лучше человека видят, лучше слышат, лучше охотятся, и стали использовать эти преимущества. Например, человек заметил, что у кабана очень острые клыки, и решил себе сделать такие же: он изобрел...

Слайд № 1

Дети: Нож

Воспитатель: Это был изобретатель. Изобретатель был очень любопытным, любил наблюдать за природой. Как–то, поранив руку о колючки растений, он решил и себе сделать такие, чтобы использовать их в качестве... Ребята, а как вы думаете в качестве чего?

Дети: Иголки, наконечники для стрел, рыболовные крючки.

Слайд № 2

Воспитатель: Изобретатель – такой же человек, как и мы с вами, но только более любознательный и наблюдательный. Он самый первый делает интересные, полезные и нужные предметы, он их изобретает.

– У кого же учился человек? Кто был его главным учителем?

Дети: Природа.

Воспитатель: – Чему мог научиться человек, глядя на летающих птиц?  Человеку тоже очень хотелось летать. Сначала он решил сделать себе крылья, как у птицы. Забирался на вершину горы и прыгал с такими крыльями вниз. Но в результате только ломал себе руки и ноги. Однако пытливый человек не успокаивался и придумал–таки диковинную птицу с неподвижными крыльями. Как называется эта чудо–птица?

Слайд № 3

Дети: Самолет.

Воспитатель: А что общего у птицы и самолета?

Дети: У самолета есть крылья и хвост.

Воспитатель: Самолет – хорошо, но есть у него один недостаток. Ребята, подумайте и назовите его.

Дети: Чтобы ему взлететь, нужна взлетная полоса.

Воспитатель: Это не всегда удобно. Однажды присмотрелся человек к стрекозе. Сидит она на цветке и вдруг сразу без разбега взлетает вверх. И придумал человек машину, которая сразу поднимается вверх и летит по небу. Что же это за машина, похожая на стрекозу? Отгадайте загадку и узнаете что это.

Без разгона ввысь взлетает

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет

Что же это?

Слайд № 4

Дети: Вертолет.

Воспитатель предлагает детям посмотреть иллюстрации: птицы, самолета, стрекозы, вертолета.

Физкультминутка

 (Дети вместе с воспитателем имитируют движения самолета)

Воспитатель: – А что изобрел человек, глядя вот на это растение?

Слайд № 5

Дети: Одуванчик.

Воспитатель: Давайте опишем этот цветок. Какой одуванчик?

Дети: Белый, пушистый, легкий, круглый.

Воспитатель: – Если подуть на такой пушистый белый цветок, что получится?

Дети: Полетят пушинки как парашютики.

Слайд № 6

Воспитатель: – Как хорошо, что человек наблюдательный. Посмотрите, что еще придумал человек, наблюдая за цветами. (Колокольчик и колокол). Вы слышали когда–нибудь, как звонят колокола? Давайте послушаем колокольный перезвон. (Слушают в аудиозаписи). А как вы думаете, ребята, колокольчик – цветок  звенит? Давайте устроим эксперимент. Посмотрите на нашу лужайку, какие цветы растут на ней?    

Дети: Колокольчики.

Воспитатель: Расскажите стихотворение, о колокольчиках.

(Дети рассказывают стихотворение А.К Толстого “ Колокольчики мои…»)

Воспитатель: Подойдите поближе, присядьте, дотроньтесь пальчиком до цветка и прислушайтесь, звенит колокольчик?

Дети: Нет

Воспитатель:  Есть даже загадка об этом:

Эй, звоночек, синий цвет,

С язычком, а звона нет.

Воспитатель:  Как вы думаете, что человек придумал, наблюдая за рыбами?

Сейчас мы с вами подойдем к озеру, в котором плавают рыбки,  посмотрим на них, и подумаем, что можно изобрести, глядя на рыбок.

Ответы детей.

Слайд № 7

Воспитатель: Правильно, их обтекаемая форма помогла создать подводную    лодку. Наблюдая за рыбьим хвостом, человек сделал ласты. Тело рыбы покрыто чешуей – человек стал покрывать крыши домов черепицей.  И таких примеров очень, много. В природе можно найти много интересного, она остается первым мудрым учителем для человека. Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать и изучать. Если кто–нибудь из вас еще найдет сходство чего–либо в природе с изобретениями человека, обязательно расскажет об этом всем нам.

Слайд № 8

Воспитатель: Когда–то в нашей стране жил знаменитый мастер, умелец и изобретатель по фамилии Кулибин. Он изобрел много умных технических

устройств, механизмов. И хотя это было 200 лет тому назад, мы помним об этом человеке. В школе вы подробно познакомитесь с его изобретениями.

Иван Кулибин был трудолюбивым, аккуратным, целеустремленным человеком. Над некоторыми своими изобретениями он трудился в течение всей своей жизни. Старался сделать их лучше и полезнее для людей. Он много знал, много умел, всему учился самостоятельно, обращался за советами к ученым. Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений.

Найдя правильные ответы на загадки, мы с вами узнаем, какие изобретения принадлежат И. Кулибину.

– А вы хотите быть изобретателями? (ответы детей).

Детям предлагается игра «Собери велосипед». (Картинки с изображением велосипеда разрезаны на несколько частей). Дети складывают велосипед в одно целое, дорисовывают интересные детали, удобные для разных случаев жизни, рассказывают о своем изобретении. (Подрисовывают лыжи, крылья, подсветки, багажник, тент, парашют и т.д.).

  1. Подведение итогов.

Заключение

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует  поиски новых, более эффективных психолого–педагогических подходов к этому процессу.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую  очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных  способностей ребенка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный  уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся  в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов  дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально–волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного  образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов  к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Список используемой литературы

  1. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании [Текст].– М.: Эксмо, 2013. – 175 с.
  2. Виноградова, Н.А. Интерактивная развивающая среда детского сада: Учеб. пособие [Текст].– М.: Эксмо, 2014. – 115 с.
  3. Журавлева, В.Н. Проектная деятельность дошкольников [Текст].–М.: Учитель, 2011.– 202 с.
  4. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика– синтез, 2012. – 159 с.
  5. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие [Текст] / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
  6. Калинченко, А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие [Текст].–М.: Айрис–пресс, 2014. – 146 с.
  7. Комратова, Н.А. Проектный метод в воспитании дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2012.– № 5.– С. 39–45.
  8. Панкова, Е.П. Образовательные проекты в ДОУ [Текст].– М.: Айрис– пресс, 2008.– 208 с.
  9. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст].– М.: Академия.– 2010.– 368 с.
  10. Сыпченко, Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ [Текст].– СПб.: Детство – пресс, 2012.– 96 с.
  11. Файзуллаева, Е. Д. Особенности совместной деятельности взрослого и ребенка [Текст] // Детский сад от А до Я. – 2013. – № 3. – С. 44–52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение образовательного процесса на основе совместной деятельности взрослого и детей.

Одно из требований программ на сегодняшний день -  построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.В ФГТ предлагается решать образовательные задачи в процессе:с...

Лексическая тема "Игрушки" Игры и упражнения для осуществления совместной деятельности взрослых и детей. Технология дистанционного обучения.

В данной презентации подобраны игры и упражнения при помощи которых Вы, уважаемые родители, дома сможете закрепить материал по лексической теме "Игрушки"....

Технология дистанционного обучения. Презентация для осуществления совместной деятельности взрослых и детей.

В данной презентации подобраны игры и упражнения при помощи которых Вы, уважаемые родители, дома сможете закрепить материал по лексической теме "Игрушки"....

Конспект совместной деятельности взрослого и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Домашние птицы» (с использованием технологии моделирования, познавательно-исследовательских технологий)

Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение«Детский сад № 88 «Радуга» комбинированного вида Конспект совместной деятельностивзрослого и детей старшего дошкольного возрастана тему...

«Организация совместной деятельности взрослых и детей в целях повышения компетентности и педагогической культуры родителей» (из опыта работы)

Осуществляя психолого-педагогическое просвещение родителей, включая их в образовательный процесс, коллектив  нашей  группы проводит дни открытых дверей, открытые мероприятия, во время которы...