Памятка для воспитателей"Создание предметно-развивающей среды группы с учетом принципа гендерности"
консультация
консультация для воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Оленёнок» город Муравленко ЯНАО
Памятка для воспитателей
«Создание предметно-развивающей среды группы с учетом принципа гендерности»
Богулян С.С.
воспитатель,
первая квалификационная категория
г.Муравленко
Предметно-пространственная среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
Большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребенка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или игрой.
Педагог - лишь организатор предметной среды группы, его функция - подбор необходимого развивающего материала, который автодидактичен, сам провоцирует ребенка на развитие, проявление самостоятельности и проб себя в различных видах детской деятельности.
Все вы знакомы с основными принципами построения развивающей среды в группе. Федеральные государственные требования к содержанию образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях созданию развивающей среды уделяется важное значение. Учитываются такие принципы, как
- Принцип дистанции позиции при взаимодействии.
- Принцип активности.
- Принцип стабильности-динамичности.
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.
- Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру.
- Принцип этапности и учета возрастных особенностей.
- Гендерный принцип.
Гендерный принцип. Реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.
Цели развития ПРС с учетом гендерного признака - способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
Пространственно-предметная развивающая среда - одно из условий полоролевого воспитания ребенка. Пространственно-предметная среда стимулирует ребенка на отражение в жизнедеятельности своего (мужского, женского) образа.
Мальчики
Игра мальчиков чаще опирается на дальнее зрение, они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное пространство. Если в горизонтальной плоскости пространства мало, мальчики осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам, забираются в шкаф и т.п., любят разбирать игрушки, использовать их для различных целей, их интересуют шумящие и сложные по конструкции игрушки. В играх берут на себя роли солдата, шофера, летчика и т. п.
Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно большее пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причин для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера (игры в террористов, бандитские группировки и т.п.). Для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, летчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия.
Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Рекомендуются: конструкторы, сборно-разборные модели транспорта, игрушки-трансформеры и т. п.
Девочки
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение, они раскладывают игровые предметы в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка; девочки меньше интересуются внутренним устройством игрушек, больше - назначением, используют обычно по прямому назначению. В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль мамы.
Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду дома или в группе детского сада, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы все, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому позаботьтесь о том, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок, лоскутков различного размера и прочей атрибутики.
Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм. И не стоит ограждать девочек от современных кукол Барби, так как общество и культурная среда демонстрируют обладающих половыми признаками персонажей, что помогает детям определить свою половую идентичность, и отказывать в этом ребенку было бы неразумно.
Девочки | Мальчики |
Игровые уголки, элементы пространственно-предметной среды | |
|
|
Тематические альбомы для рассматривания и рассуждения | |
|
|
Сюжетно-ролевые игры, театральные, имитационные, драматизации, с элементами ритуалов, сюжетно-образные, символические, моделирующие жизненно значимые ситуации, состязательные игры (конкурсы, турниры-викторины, брейн-ринги).) | |
|
|
Уголок «Юные спортсмены» | |
|
|
Дидактические игры | |
|
|
Схемы-действия, карточки-символы | |
|
|
Желаем удачи в воспитании девочек и мальчиков!
Приглашаем к сотрудничеству!
Рекомендуемая литература:
Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе/ Вопросы психологии. – 1987. - №5.
Алешина Н.В., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины/ Вопросы психологии – 1991. - №4.
Берн Ш. Гендерная психология. Секреты психология. – СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
Воронина О.А. Формирование гендерного подхода в социальных науках // Гендерный калейдоскоп. М. 2002. С. 8-32.
Доронова Т.А. Девочки и мальчики 3-4 лет в в семье и детском саду. –М., Линка-Пресс, 2009.
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. – СПб.: Тускорора, 1998.
Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. №3/4.
Исаев Д.Н., Каган В.Е.Половое воспитание и психогигиена пола у детей. – Л.: Медицина, 1988.
Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991.
Колесов Д.В, Беседы о половом воспитании. М.: Педагогика, 1986.
Столярчук Л.И. Полоролевая социализация школьников: теория и практика воспитания: Монография. Волгоград: Перемена, 1999.
Уэст К., Зиммерманн Д. Создание гендера // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М. 2001.
Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М. 2001.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. – М., 1996.
Щетинина А.М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет/ М.: ТЦ Сфера, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Создание предметно-развивающей среды в группах для нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Правильно организованная развивающая среда в группах детского сада позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами,...
Памятка для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях»
Памятка для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях»...
Консультация для воспитателей: «Создание предметно-развивающей среды в группе, направленной на речевое развитие детей»
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Среда организуется так, чтобы ребенок имел право выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и воз...
Памятка для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях»
Памятка для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях»...
Памятка для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях»
Памятка для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях»...
Консультация для воспитателей: Создание предметно-развивающей среды в группе, направленной на речевое развитие детей
Одним из определяющих факторов воспитания является предметно-развивающая среда...
Консультация для воспитателей «Создание предметно-развивающей среды в первой младшей группе в соответствии в требования ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей«Создание предметно-развивающей среды в первой младшей группе в соответствии в требования ФГОС ДО» Подготовила воспитательПл...