«Педагогические приемы управления детскими конфликтами»
методическая разработка

Волкова Ольга Викторовна

Педагогические приемы управления детскими конфликтами

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Педагогические приемы управления детскими конфликтам».

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. 

 В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Взаимодействие с другими детьми приносит дошкольнику удовольствие, дети очень любят играть вместе, но не всегда их игра проходит мирно. Часто в ней возникают конфликты, обиды и ссоры.

Конфликт – это неотъемлемый элемент общения, как детского, так и взрослого. Более того, он необходим для нормального развития человека, отношений, организаций, обществ. И как в любом явлении  нашей жизни, в конфликте нет чего-то однозначно «плохого». 

Причинами возникновения конфликтов могут быть:

- недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками;

- отсутствие между играющими эмоциональных устремлений;

- различные умения и возможности.

В конфликте для ребенка есть польза, она заключается в том, что он предоставляет ребенку возможность познакомиться с самим собой, а точнее со своей «темной» стороной, и с реакцией на нее окружающих. Он узнает о себе, что, оказывается, может проявлять чувства или совершать действия, которые не одобряются другими.

Конфликт помогает увидеть новые для ребенка рамки поведения, и если правильно использовать эту ситуацию, то конфликт становится прекрасным шансом развивать (соответственно возрасту) рефлексию и социальную гибкость.

Конфликтуя, ребенок учится выстраивать границы, договариваться с другими и самим собой, что является исключительно важными жизненными навыками. Однако здесь необходима помощь взрослого.

Педагогу необходимо научиться видеть разницу между пользой от конфликта и реальной угрозой, которая от него исходит. Но в целом спешить не стоит. Научив ребенка элементарным правилам общения (делись по своему желанию, не бери без спроса чужое, извиняйся за возможные ошибки), предоставьте ребенку возможность самому справляться с ситуацией, присматривая за ним на небольшом расстоянии.

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:

  • минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия
  • устранение полностью или частично причин, породивших конфликт
  • изменение целей участников конфликта
  • достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.

Профессиональная позиция педагога – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности. Но всё-таки детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить. Так как, педагогу отводится роль наблюдателя-посредника, то его главная цель – целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, профилактика поведения участников конфликта, обеспечение нормального обмена преимущественно вербальными действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними. Поэтому для педагога в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т.е. его организованность.

При решении конфликтных ситуаций педагог должен применять технику активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка. Взрослый принимает позу «глаза в глаза», настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства. Педагог показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место.

Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа должна проходить в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.

Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т.к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.

Педагогу иногда полезно повторить, как он понял, что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом.

Выслушиваются обе стороны: если в данный момент говорит один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-либо образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов.

Разобрать нужно следующее:

- Что произошло? (сформулировать суть конфликта).

- Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины).

- Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства).

- Как быть в этой ситуации? (найти решение).

Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.

Но все же, конфликт лучше предупредить, чем разрешить.

Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.

Одним из направлений педагогической деятельности педагога должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого используются:

- сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации);

- имитационные игры (имитирующие какой-либо человеческий процесс);

- интерактивные игры (игры на взаимодействие);

- социально-поведенческие тренинги (обучающие моделям конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);

- психогимнастика;

- чтение и обсуждение художественных произведений;

- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

- дискуссии.

Педагогу необходимо предлагает детям игры и активно участвовать в них для достижения оптимального результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для педагогического часа с воспитателями Тема: "Детские конфликты"

Причины возникновения конфликтных ситуаций.Тренинг педагогов в умении разобираться в группах детей, которые часто идут на конфликт. Обсуждение фразы «разрешение конфликта – это….» Основные способы р...

«Методы и приемы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду».

«Методы и приемы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду»....

Способы разрешения детских конфликтов и методы управления ими

Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместых усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании, которого все воспринимают...

Педагогические приемы управления детскими конфликтами

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте &nda...

Статья "Мои педагогические приемы управления детскими конфликтами"

В статье раскрыта тема общения и возникновения детских конфликтов. Представлены игры по развитию навыков общения со сверстниками. ...

Педагогические приемы управления конфликтом.

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к ест...