Методическое пособие - лэпбук "Мы разные, но мы вместе"
методическая разработка

Егорова Анна Владимировна

Формирование установок толерантного сознания учащихся, формирование умений жить в много культурном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_raznye_no_my_vmete.doc856 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы разные, но мы вместе»

Методическое пособие - лэпбук  

Авторы:

Дулатова Жанар Егынбаевна воспитатель

Егорова Анна Владимировна воспитатель

ГБДОУ №8 комбинированного вида Калининского района Санкт- Петербурга.

Пр.Науки, 33

 +79111186004

Цель:  формирование установок толерантного сознания учащихся, формирование умений жить в много культурном обществе.

Задачи:

1. Формировать уважительное отношение, открытость, дружелюбие к сверстникам, их родителям , сотрудникам учреждения. 

2. Познакомить с национальными костюмами, подвижными играми разных народов России.

3. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей национальности, толерантное отношение к представителям других национальностей. 

4. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию. 

Актуальность: Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Большое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Возникла проблема: Как лучше заинтересовать и увлечь детей деятельностью, направленной на исследования родной страны? Как сохранить найденный материал так, чтобы и по завершению  деятельности он продолжал привлекать детей, побуждая их к дальнейшим самостоятельным исследованиям. Такой находкой оказался лэпбук.

Лэпбук (lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книга на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка в которой учебный материал собран в виде кармашков, мини-книжек, окошек, подвижных деталей, вставок, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Также лэпбук обязательно включает в себя различные творческие задания.

Лэпбук, на первый взгляд, очень похож на большую аппликацию. Что происходит с аппликацией после того, как она уже сделана? Она занимает свое место среди прочих работ в шкафу  и не приносит никакой пользы. Ребенок не может поиграть с ней, поэтому не все дети любят делать аппликации – они просто не видят особого смысла делать что-то, что потом навсегда пропадает из их жизни. Дети очень практичные. Ведь лэпбук, прежде всего – это средство обучения! От постоянного контакта с книгой ребенок усваивает материал просто великолепно и без всяких усилий. Причем, без усилий, как со стороны ребенка, так и со стороны родителя/педагога – все происходит само собой. Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Совместная поисковая деятельность ребенка и взрослого (воспитателя, родителей) позволяет ребенку активно действовать самостоятельно и стимулирует навыки работы в коллективе.

Форма занятий: Лэпбук – итоговый продукт совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение  сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно сыграет свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия. В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо воспитатель распределяет задания между воспитанниками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Либо воспитатель показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки с помощью родителей. Размер готового лэпбука стандартный по всему миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде.
Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку.

Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам — 5 лет и выше. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.

Практическая значимость: Реализация данного проекта повысит знания родителей в области воспитания толерантности у своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст: дети 5-6 лет

Тип проекта: познавательно - творческий.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: краткосрочный.

Продукт проекта: Лэпбук : «Мы такие разные, но мы вместе!»

Предварительная работа: Создание картотек подвижных игр и развлечений народов России.

Создание в группе библиотеки произведений переводной литературы разных народов, сказок, пословиц и поговорок о мире, дружбе, доброте, доме и Родине.

Оформление интерьера помещений группы иллюстративным материалом по теме. Внесение предметов быта, предметов народно-прикладного искусства, кукол в национальных костюмах, музыкальных инструментов.

Практическая деятельность:

-Рассматривание  государственных символов Российской Федерации.

-Чтение и заучивание отрывков стихотворений о дружбе народов, их единстве.

-Игра-лото «Россия – народов дружная семья!»

-Подвижные игры народов России.

-Раскрашивание раскрасок  «Россия – многонациональная страна!» родителями и детьми (костюмы народов России)

Работа с родителями:

Блиц-опрос для родителей: «Что вы понимаете под словом толерантность?», «Семейные традиции». Экскурсия в историко-этнографический музей.

Ожидаемые результаты:

-В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей.

-У детей постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры, социального статуса и физических возможностей.

-Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений и что важнее всего, претворят их в жизнь.

                                     

               

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие - лэпбук "Мы разные, но мы вместе"

Формирование установок толерантного сознания учащихся, формирование умений жить в много культурном обществе....

Методическое пособие для разных возрастных групп "Куклотерапия"

Куклотерапия позволяет помочь ребенку с разнообразными психологическими затруднениями. Особенно эффективно в работе со страхами у детей....

Игровое методическое пособие «Путешествие по стране Экономике вместе с Лосяшем»

Игровое методическое пособие  «Путешествие по стране Экономике вместе с Лосяшем» по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста разработан на базе ...

Методическое пособие «Сказки разные важны, сказки детям так нужны»

Целью данного пособия является разработка и апробация в условиях  детского сада комплекса занятий с использованием сказок , способствующие развитию  процессов мышления детей с...