Кружок "Мир цвета радуги"
рабочая программа
Чем больше уверенности и изобритательности в детской руке, тем умнее ребенок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 41.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования, молодёжной политики и спорта
администрации Бутурлинского муниципального района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
детско-юношеский центр «Бутурлинец»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Мир цвета радуги»
Возраст обучающихся: 5-7лет
Срок реализации: 1 год
Автор- составитель: Крюкова Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования |
р.п. Бутурлино, 2017
Содержание
- Пояснительная записка …………………………………… 2
- Содержание
- Организационно-методические условия …………. 4
- Приемы реализации программы…………………… 4
- Методы и приемы…………………………………… 5
- Формы обучения…………………………………….. 6
- Структура НОД.. ……………………………………. 6
- Планируемые результаты освоения программы ..... 7
- Учебный план ………………………………………… 8
- Методическое обеспечение ………………………………… 11
- Литература…………………………………………………... 13
1. Пояснительная записка
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с бумагой позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем является их встреча с природой в этой мастерской – забавой, заполнением свободного времени или интересным делом.
Актуальность программы состоит в том, что использование в ней такой техники, как «аппликация» не только приобщает ребёнка к творчеству, будит его воображение, но и развивает мелкую моторику, что крайне важно для подготовки руки дошкольника к последующему обучению письму в школе.
Специфика аппликации даёт детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. Использование в аппликации различных материалов и приёмов работы с ними вызывают у детей еще больший интерес, развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика кисти рук.
Задачи, которые ставятся перед детьми, позволяют воспитывать чувство ответственности за порученное дело, развивать творческие способности и технические навыки работы с различными материалами и инструментами.
Почти каждый ребёнок по своей психологической сути волшебник. Только часто об этом не знает ни он, ни окружающие его взрослые. Надо помочь ребёнку разбудить в нем волшебника – тогда и его жизнь, и жизнь окружающих его взрослых изменится коренным образом.
Новизна и отличительная особенность программы «Мир цвета радуги» в том, что позволяет детям освоить новые приемы работы с бумагой: скатывание в бумажные шарики, цепочки, торцовки, айрис – фолдинг. Кроме бумаги, учатся работать с разным материалом: цветная соль, пластилин и др.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель программы:
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования цветной солью, техникой айрис – фолдинг, аппликацией, конструированием из разных материалов.
- Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные виды бумаги.
- Создавать педагогические условия для развития детского художественного творчества и моторики рук у детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
образовательные
- Развивать мотивацию к конструированию из бумаги и других природных материалов.
- Знакомить с различными техниками работы с бумагой и другими материалами.
развивающие
- Формировать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
- Развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми, мелкую моторику рук.
воспитательные
- Содействовать воспитанию ценностного отношения к материалам и инструментам, результатам творческой деятельности окружающих.
- Воспитывать культуру общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
2. Содержание
2.1. Организационно-методические условия
Программа кружка «Мир цвета радуги» разработана для занятий с дошкольниками 5-7 лет. Имеет стартовый уровень. Занятия проходят 2 раза в неделю. Организация занятия (подготовка к занятию: раздача оборудования, материалов, оформление рабочего места, а также уборка рабочего места после занятия и просмотр готовых работ с детьми) составляет 15-20 мин. Продолжительность самого занятия 30 минут. Таким образом, время проведения занятия в целом составляет академический час. Количество часов в год – 72.
2.2. Принципы реализации программы
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному)
Принцип занимательности- изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Разнообразие тематики, разнообразие художественных материалов формирует у детей желание выполнять предлагаемые задания, стремиться к достижению результата.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто перенимают его опыт. Учёт индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов. Создание творческой, доброжелательной обстановки на занятиях.
Уважение к творчеству детей, использование детских работ в оформлении группы, организация разнообразных выставок.
2.3 Методы и приёмы:
Наглядные методы:
- показ способов действия с инструментами и материалами;
- обследование предметов, образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- показ способов выполнения работы.
Словесные методы:
- объяснение способов действия с инструментами и материалами, объяснение способов выполнения работы;
- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы и т.д.)
- совместный анализ выполненной работы;
- анализ детских работ самими детьми.
Практические методы:
- упражнение;
- обучение детей приёмам и способам выполнения работы по рисованию, лепке,
аппликации;
- самостоятельное выполнение детьми работы.
Игровые методы:
- сюрпризные моменты;
- игровые ситуации;
- использование пальчиковых игр и упражнений;
- использование динамических упражнений;
- обыгрывание своих поделок.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям, подразделяются на:
- словесные (рассказ-объяснение, беседа);
- наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
- практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков);
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, презентации.
При работе с бумагой дети познакомятся со следующими техниками:
Обрывная аппликация. Это один из видов техники аппликации. Особенно, этот вид хорош для того, чтобы передавать фактуру образов. Например, пушистое облачко на небе или цыплёнок на лужайке, кудрявая овечка в поле или осенняя крона дерева.
Ребёнку нужно просто разорвать бумагу на кусочки. Они должны быть разного размера и цвета. Затем составить из них рисунок и приклеить. То, что здесь отсутствует необходимость пользоваться ножницами, это большое преимущество, ребёнок просто не сможет пораниться. Чтобы дети не пачкались жидким клеем, мы берём карандашный вариант, который не растекается. Клей-карандаш позволит детям не только не испачкаться, но и сделать свою картинку аккуратно, ровно и быстро.
Аппликация (объёмная). Работы получаются очень разнообразными, красивыми и неповторимыми.
Торцевание - этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков простых столовых салфеток.
Поделки из мятой бумаги - это изготовления игрушек из мятой бумаги, еще один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности.
Техника Айрис- фолдинг - это техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза.
Рисования цветной солью - знакомить детей с методом рисования солью. Научить окрашивать разными способами, добиваться разных оттенков.
2.4. Формы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
- беседы;
- наблюдения;
- рассматривание;
- практические занятия;
- игровые занятия.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- составление альбома лучших работ;
- проведение выставок работ;
- участие в учрежденческих, районных, областных выставках и конкурсах.
2.5. Структура НОД
I. Мотивации. Создание интереса, привлечение детей к выполнению работы.
II. Художественное восприятие изображаемого.
- рассказ-объяснение воспитателя;
- совместное обследование и рассматривание образца;
- совместное уточнение способов и приёмов выполнения работы;
- уточнение поэтапного выполнения работы.
III. Практическая работа детей.
- выбор детьми необходимого материала для работы;
- выполнение детьми работы.
- помощь воспитателя детям, которые испытывают трудности при выполнении работы.
IV. Итог занятия.
- совместное рассматривание детских работ;
- анализ детских работ воспитателем;
- анализ детьми своих работ и работ других детей;
- организация выставок детских работ, обыгрывание детьми своих поделок.
2.6. Планируемые результаты
В результате данной программы дети получают следующие основные
знания и умения:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги и других природных материалов для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветовидения.
- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание; приемами работы с цветной солью и другими материалами.
- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
- познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, аппликация, объемное конструирование); из других природных материалов.
- научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях;
- научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании индивидуальных работ.
Без методической базы процесс обучения не может быть успешно реализован, поэтому для занятий необходимы:
- технологии изготовления;
- образцы выполняемых работ;
- шаблоны;
- тематические папки;
- бумага разного вида, альбомы;
– наглядные пособия: схемы, рисунки, коллекции бумаги и картона.
- Учебно-тематический план занятий и содержание программы
№ п\п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводные занятия | 2 | 2 | - | ||
1 | «Это важно знать!» знакомство с Т.Б., и предупреждающим знаком при работе с ножницами, клеем и бумагой. История происхождения бумаги и её волшебные свойства. | 1 | 1 | - | |
2 | «Что можно сделать из природных материалов» | 1 | 1 | - | |
Краски осени | 21 | 6 | 15 | Опрос, мини-выставка | |
3 | Знакомство с приемами бумагопластики «обрывание» «Мой любимый фрукт или овощ» | 1 | 1 | ||
4 | Продуктивная деятельность детей «Георгины» (объемная аппликация). | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | «Подсолнух». Объёмная аппликация с пластилином | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Миниатюры на осеннюю тему. «Люблю березку русскую» Объёмная аппликация с пластилином | 1 | 1 | ||
7 | Изготовление аппликации из бумажных комочков путем заполнения контура. «Яблочки и груши». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Изготовление аппликации из бумажных комочков путем заполнения контура. «Осенние листья» | 1 | 1 | ||
9 | «Гроздья рябины» - аппликация комочками | 1 | 1 | ||
10 | Что нам осень принесла? Составление композиции. «Осенняя корзинка» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | «Зверушки» Поделки из природного материала | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | «Зверушки» Поделки из природного материала | 1 | 1 | ||
13 | «Гриб мухомор» (торцевание) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | «Осенние дерево» - объемное торцевание. | 1 | 1 | ||
15 | «Осенний букет в вазе» - объемное торцевание. | 1 | 1 | ||
16 | «Осенний лес» (объёмная аппликация) | 1 | 1 | ||
17 | «Чудесные превращения кляксы» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | «Осенние цветы» (кляксография) | 1 | 1 | ||
19 | Цветная соль- способы раскрашивания соли. | 1 | 1 | ||
20 | Создать аппликацию с использованием крашенной соли. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | Аппликация с использованием крашенной соли. | 1 | 1 | ||
22 | Конструирование из бумаги. Создать объемную фигурку из бумаги. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23 | «Собака». Конструирование из бумаги | 1 | 1 | ||
Зимушка Зима | 22 | 6 | 16 | Опрос, мини-выставка | |
24 | «Чудо снежинки» - | 1 | 0.5 | 0,5 | |
25 | «Веселый хоровод зайчат и елочек» | 1 | 1 | ||
26 | «Зимний лес» - объемная аппликация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | «Зимний лес» - объемная аппликация | 1 | 1 | ||
28 | «Дед Мороз». Конструирование из бумаги | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | «Ёлочные игрушки». Конструирование из бумаги | 1 | 1 | ||
30 | «Символ года-собака» поздравительная открытка | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31 | «Колокольчик к Рождеству» | 1 | 0,5 | 0.5 | |
32 | «Рождественский венок» | 1 | 1 | ||
33 | Коллективная работа «Белоснежная зима». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
34 | «Веточка елочки с шишками» Мозаика из пластилина. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
35 | «Зимний лес». | 1 | 1 | ||
36 | «К нам прилетели снегири» | 1 | 1 | ||
37 | «Веселая карандашница» | 1 | 0,5 | 0.5 | |
38 | «Морская черепашка» | 1 | 1 | ||
39 | «Вертушка» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
40 | «Валентинки» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
41 | «Мое сердечко» (торцевание) | 1 | 1 | ||
42 | «Поздравительная открытка» айрис – фолдинг. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
43 | «Открытка к 23 февраля». | 1 | 1 | ||
44 | «Царь зверей». Нетрадиционная аппликация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
45 | «Царь зверей». Нетрадиционная аппликация | 1 | 1 | ||
Весна-красна | 27 | 5 | 22 | Опрос, мини-выставка | |
46 | «Открытка для мам» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
47 | «Открытка для мам» | 1 | 1 | ||
48 | «Букет цветов». Конструирование из цветных салфеток. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
49 | «Букет цветов». Конструирование из цветных салфеток. | 1 | 1 | ||
50 | «Цветет мимоза» рисование цветной солью | 1 | 0,5 | 0,5 | |
51 | «Цветет мимоза» рисование цветной солью | 1 | 1 | ||
52 | «Божья коровка» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
53 | Коллективная работа «Весна пришла» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
54 | Коллективная работа «Весна пришла» | 1 | 1 | ||
55 | «Пасхальное яйцо» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
56 | «Тюльпанчик» - аппликация с элементами оригами | 1 | 0,5 | 0,5 | |
57 | «Пора в космос» (оттиск, набрызг, тычкование) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
58 | «На морском дне». Разминание пластилином, аппликация | 1 | 1 | ||
59 | «На морском дне». Разминание пластилином, аппликация | 1 | 1 | ||
60 | «Золотая рыбка» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
61 | «Цыпленок» | 1 | 1 | ||
62 | «Открытка к 9 мая» | 1 | 1 | ||
63 | «Праздничный салют» | 1 | 1 | ||
64 | «Праздничный салют» (рисование тычком жесткой полусухой кистью) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
65 | «Одуванчики» | 1 | 1 | ||
66 | «Миньоны» | 1 | 1 | ||
67 | «Бабочки на лугу» - объемная аппликация | 1 | 1 | ||
68 | «Бабочки на лугу» - объемная аппликация | 1 | 1 | ||
69 | Солнышко (аппликация из ладошек) | 1 | 1 | ||
70 | Отчетная выставка кружка | 1 | 1 | ||
71 | Отчетная выставка кружка «Мир цвета радуги» | 1 | 1 | ||
72 | Подведение итогов (выставка) | 1 | 1 | ||
Всего | 72 | 19 | 53 |
В рамках программы педагог имеет право поменять местами или заменить темы занятий и количество часов на их реализацию.
3.Методическое обеспечение программы
Для успешной организации учебного процесса способствует материально-техническая база:
- наличие учебного кабинета для занятий с детьми, имеющего достаточное освещение;
- наличие оборудования (столы, стулья, оборудование для оформления выставок: стеллажи, рамки для готовых работ), различные красочные материалы;
- компьютер, мультимедийная установка, фотоаппарат;
- место для демонстрации детских работ.
А также методическая база для занятий:
- таблицы с последовательностью изготовления изделий;
- образцы выполняемых работ;
- шаблоны;
- тематические папки.
№ | Название темы | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Техническое оснащение и дидактический материал | Форма подведения итогов |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | Словесный и наглядный методы обучения. | Инструкции по технике безопасности. Иллюстрации, альбомы, наглядные таблицы, с различными видами декоративно-прикладного творчества. Материалы и инструменты: бумага, клей карандаш, клей ПВА, ножницы, белый картон. | Опрос, наблюдение педагога. |
2 | Торцевание. | Словесный, наглядный, практический методы обучения. | Презентация виды торцевания. Дидактические игры. Цветная бумага, клей карандаш, клей ПВА, ножницы, белый картон, стержень, линейка. | Опрос, наблюдение педагога, мини выставка. |
3 | Аппликация | Словесный, наглядный, практический методы обучения. Метод игры. | Виды аппликации. Цветная бумага, клей карандаш, клей ПВА, ножницы, белый картон. | Опрос, наблюдение педагога. |
4 | Аппликация из семян.
| Словесный, наглядный, практический методы обучения. | Виды аппликации из семян. Цветная бумага, клей карандаш, клей ПВА, ножницы, белый картон, стержень, линейка. | Опрос, наблюдение педагога, мини выставка. |
5 | Пластилинография | Словесный, наглядный, практический методы обучения. | Что такое пластилинография? Презентация: «Виды работ в технике пластилинографии». Материалы: пластилин, стейки для пластилина, белый или цветной картон. | Опрос, наблюдение педагога. |
6 | Рисование цветной солью | Словесный, наглядный, практический методы обучения. | Виды аппликации. Цветной картон, клей ПВА, цветная соль. | Опрос, наблюдение педагога, мини выставка. |
7 | Техника айрис- фолдинг | Словесный, наглядный, практический методы обучения. | Что такое айрис-фолдинг? Презентация: «Виды работ в данной технике» Материалы: цветная бумага, белый или цветной картон. | Опрос, наблюдение педагога, мини выставка. |
4. Список используемой литературы.
1. Аппликация и бумагопластика. - М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.
2. Богатеева «Аппликация в детском саду»
3. Брыкина Е.К. «Творчество детей в работе с различными материалами»
4. Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками» - М: Творческий центр 2000- 107с.
5. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн. Пластилинография»;
6. Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги -С-П.:Детство-
ПРЕСС 2009г.
7. Евсеев Г.А Бумажный мир. - М.: АРТ, 2006- 107с., ил.
8. Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги»
9. Петрова И.М. Объёмная аппликация - С-П.: Детство-пресс 2002
10. Пищикова Н.Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике»;
11. Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги-М.:2008
12. Черныш И. Удивительная бумага. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 160с., ил.
Список сайтов
- Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
- Сайт Творим вместе с детьми http://tvorchestvo.wordpress.com
- Сайт ДекоМИР: Детские поделки http://dekomir.blogspot.ru/
- Сайт Крокотак http://krokotak.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Цвета радуги"
Образовательная программа дополнительного образования детей "Цвета радуги" Гёте называл цвет «продуктом света, Продуктом, вызывающим эмоции», считая, что «свет- цвет - эмоции...
Детство цвета радуги
Статья для газеты городского округа Власиха Московской области о Работе МДОУ Детского сада №1 городского округа Власиха....
Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"
В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...
Презентация Цвета радуги
Презентация цвета радуги...
План конспект занятия по теме:"Путешествие по цветам радуги".
Занятие для детей с ОНР по подготовке к обучению грамоте....
Программа кружка "Мир цвета радуги"
данная прогрпмма поможет в организации кружковой деятельности в детском саду....
Презентация: ознакомление с цветами радуги; "Радуга - дуга"
С помощью этой презентации изучается и закрепляется материал по ознакомлению детей с цветами радуги. А творческий педагог сможет ее применить и на других НОД....
- Мне нравится (2)