Релаксация в ДОУ
консультация (младшая, средняя, старшая группа)
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая дошкольные учреждения, различные кружки, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть!
Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.
Необходимо научиться расслабляться и пользоваться средствами релаксации и медитации для борьбы с «перегрузками».
Релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.
Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, помогает сконцентрировать внимание, увеличивает запас энергии.
С этой целью в работе с детьми нужно использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры.
Каждому упражнению дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.
Я расскажу вам, о нескольких группах методов релаксации, которые я использую в своей работе, каждая из которых отличается богатым содержанием разнообразных методик, как индивидуальных, так и групповых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
relaksatsiya.docx | 20.8 КБ |
kartoteka_relaksatsii_v_mladshey_gruppe.docx | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Методы релаксации, связанные с телом (полное расслабление различных мышц тела). Занимаясь мышечной релаксацией, мы расслабляем и успокаиваем обширную зону коры головного мозга. Это упражнения на расслабление мышц лица, кистей рук и стоп.
Кстати, упражнения по релаксации можно выполнять непосредственно перед сном, что обеспечит более глубокое расслабление всех систем организма.
«Ложитесь поудобнее. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза).» Играет спокойная музыка, классическая, звуки природы….
«Релаксационные паузы» желательно включать в режим дня детского сада.
Упражнения на мышечную релаксацию по представлению можно проводить один раз в день, после дневной прогулки (можно перед сном).
Поскольку некоторые из детей испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, в сюжет настроев введены элементы тактильного взаимодействия педагога и ребёнка («ветерок гладит тебя»). Это положительно влияет на реакцию расслабления.
2. Методы релаксации, связанные с дыханием.
Дыхание – важнейший процесс в организме человека. Поэтому особенно важно для каждого человека овладеть техникой глубокого, или полного дыхания, когда в процессе вдоха и выдоха участвует не только грудная клетка, но и самые нижние отделы живота. При таком полном дыхании организм автоматически достигает состояния релаксации, мысли упорядочиваются, а волнение исчезает. Данный метод я использую после утренней гимнастики для нормализации давления, нормальной работы сердечно-сосудистой системы(дыхательная гимнастика).
Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух медленно- будто шарик сдулся. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я.
3. Методы релаксации, связанные с искусством.
Одна из главных задач искусства – давать душе радость и покой. Эффект релаксации может быть достигнут при прослушивании специально подобранной музыки, просмотре картин, фотографий природных ландшафтов, видеосюжетов и т.д.
Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе условно делится на три этапа:
1 – этап – мышечная релаксация ;
2 – этап - мышечная релаксация по представлению; внушение покоя и расслабленности;
3 – этап – внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.
На первом этапе я объясняю детям, что такое поза покоя, какова цель первой игры, описываю необходимые действия.
Интонация, медленный темп речи должны способствовать представлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе спокойствии. Каждое занятие по релаксации начинается с позы покоя. Предполагается, что в конце первого этапа дети научатся расслаблять мышцы рук ног, шеи и живота.
Сядь поудобнее, расслабься. Вытяни руки до противоположной стены на вдохе (как будто хотите что-то достать), опустить руки – на выдохе..
Необходимо соблюдать следующий принцип:
Все упражнения с напряжением выполняются на вдохе, а все упражнения на расслабление выполняются на выдохе.
Для выполнения упражнения необходимо принять удобную позу: сидя или лежа.
Каждое упражнение выполняется дважды
На втором этапе можно перейти к расслаблению мышц речевого аппарата и формулам внушения, которые закрепляют ощущения расслабленности и спокойствия. Голос должен быть негромким, успокаивающим, речь – чёткой, неторопливой. После каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Чётко звучат логические ударения. Внушение проходит наиболее эффективно, если сам ведущий вызывает у себя те же ощущения . которых он добивается у детей. Я вызываю у детей образное представление о расслабленности и спокойствии: предлагаю вспомнить, как они загорали на берегу реки, лежали на травке, ощущали тепло лучей солнышка. Чтобы усилить состояние релаксации, в сеансе внушения ввожу сравнение типа : «будто мы лежим на травке, на зелёной, мягкой травке…».
Практика показала мне, что выход из состояния релаксации должен быть всегда одинаковым и постепенным. Поэтому, особенно в первое время, следует напоминать детям: «Команды выполнять точно, раньше времени глаза не открывать». Последние фразы (выведение из состояния релаксации) произносятся громко, бодро и чуть быстрее.
На третьем этапе расслабление по контрасту с напряжением исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением.
Представьте себя в лесу.
Небольшим рассказом оживим воображение детей : «Жил-был Зелёный Лес. Это был не просто Зелёный Лес, а Поющий Лес. Берёзы там пели нежные песни берёз, дубы – стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки - малиновые.
Мы лежим на солнечной поляне.
Настрои для релаксации:
В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления.
Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
1 этап: Лечь удобно и расслабиться.
2 этап: Прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.
3 этап: Ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.
Я провожу релаксацию после занятий по физической культуре.
Дети ложатся на ковёр, устраиваются как им удобно. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.
Могу отметить , что системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения помогает справляться со стрессами, конфликтами , тем самым, сохраняя психическое здоровье, предупреждает эмоциональное расстройство Дети становятся спокойнее, доброжелательнее, добрее по отношению друг к другу и окружающим. Особенно данная методика идет на пользу гиперактивным малышам и непоседам.
Я могу рекомендовать использование релаксации психологам, инструкторам по физической культуре, родителям, воспитателям, особенно в работе с детьми в адаптационный период.
Список использованной литературы:
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
- Сивцова А.М. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях”. Методист. – 2007.
- Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.
- Тарасова Т.А., Власова Л.С. “Я и моё здоровье”. Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет.
Предварительный просмотр:
Релаксация в ДОУ для детей младшего и среднего
дошкольного возраста
Воспитатель:
Брегей Людмила
Релакса́ция (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — снижение тонусаскелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии, при гипнозе и самогипнозе, в йоге и во многих других оздоровительных системах. Релаксация, наряду с медитацией, приобрела большую популярность как средство борьбы со стрессом и психосоматическими заболеваниями.
Дети дошкольного возраста нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Виной тому может быть эмоциональный стресс, кризис возраста, усталость и другие причины. Воспитатели могут помочь детям снять это напряжение, успокоить их, используя игры для релаксации.
Цель релаксационных игр – снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон. В результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается сон.
Существуют разные релаксационные игры:
- игры помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;
- игры помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой;
- игры с прицепками – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистей рук с обычной бельевой прицепкой;
- игры «усыплялки», колыбельные.
Игры на основе нервно-мышечной релаксации
«Поймай бабочку»
Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.
Выполнение: ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать – выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно.
Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.
«Мороженое»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Детям предлагается поиграть в «мороженое». Вы – мороженое, вас только что достали из холодильника, оно твердое как камень, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими.
«Холодно - жарко»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Выполнение: Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер, вам стало холодно, вы замерзли, обхватите себя ручками, головку прижали к ручкам – греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер….
«Сорока-ворона»
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Выполнение: Дети сидят в парах на стульях, проговаривая слова-потешки, по-очереди массируют друг другу пальчики правой рук, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг другу ладошки.
Сорока – ворона кашу варила,
Сорока – ворона деток кормила,
Этому дала, и этому дала
И этому дала, и этому дала
А самому маленькому –
Из большой миски
Да большой ложкой
Всех накормила.
Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой
«Часики»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона. Монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции.
Проведение: сегодня мы будем с вами часиками. Станьте прямо, ножки слегка расставьте, ручки опустите вниз. Мама часики завела, и они стали тикать: тик-так. Размахивание руками вперед назад.
«Согреем бабочку»
Цель: достичь релаксации достичь релаксации через дыхательные техники.
Ведущий показывает на ладошке воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки (дыхательное упражнение: открыть рот и произнести длительный звук "А"). Бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают глубокий вдох через нос и выдох через рот (на выдохе вытянуть губы трубочкой, произнести долгий звук "У").
Игры с прицепками
«Зайчик и собака»
Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развивать воображение.
Читается стихотворение и выполняется действие.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышел зайчик погулять(пальцы левой руки показывают «зайчика»).
Вдруг охотник выбегает и собачку выпускает.
Собачка злая лает(правая рука открывает и закрывает прищепку, изображая, как лает собачка).
Зайчик убегает(левая рука убирается за спину).
«Лиса»
Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.
Ритмично открывать и закрывать «ротик» прищепки сопровождая действия проговариванием стихотворного текста.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Ротик открывает, зайчиков пугает.
«Птичка»
Цель: снять напряжение, развивать мелкую моторику рук, развивать коммуникативную функцию речи.
Действия с прицепкой сопровождается текстом.
Птичка клювом повела(рука с прицепкой поворачивается из стороны в сторону),
Птичка зернышки нашла(другая рука показывает ладошку с воображаемыми зернышками),
Птичка зернышки поела(пощипывание прищепкой ладошки),
Птичка песенку запела(прищепку ритмично открывают и закрывают «ротик»-поет.Психолог и дети напевают: ля-ля-ля).
«Пальчики»
Цель: снять напряжение, развивать мелкую моторику рук, развивать коммуникативную функцию речи.
Выполнять движения в такт стихотворению:
Пальчик, пальчик шевелись:
И согнись, и разогнись.
Шевелиться вам не лень
Час, и два, и целый день.
Игры – «усыплялки», колыбельные
00:00
Иоганнес Брамс. Колыбельная
Такие игры оберегают от чрезмерных впечатлений и эмоций, накопленных за день, успокаивают, увещевают. И даже лечат, ведь недаром слова некоторыхколыбельных напоминают заговоры целительниц, «изгоняющие болезни и горести». Спокойная мелодия колыбельной способствует замедлению пульса, расширению сосудов, упорядочиванию мозговых ритмов. Необходимо сопровождать «усыплялку» или колыбельную поглаживанием ручек, ножек, спинки, волос. Все эти действия нужны для того, чтобы выработать у детей условный рефлекс на засыпание. Если педагог делает это правильно, то дети буквально на глазах расслабляются, быстро отходят ко сну. Впоследствии они засыпают, едва педагог начинает напевать или проговаривать. Дети, приученные отдаваться потоку образных представлений, станут спать глубоким, крепким сном. Будет у малыша продолжительный спокойный сон – будет и здоровье. Вот почему так много внимания испокон веков уделяется ритуалу отхождения ко сну. Чтобы использовать «усыплялки» и колыбельные как способ релаксации, не обязательно уметь петь, можно задушевно и ласково проговаривать.
Детские колыбельные на Youtube.
«Малышам всем спать пора»
Цель: подготовка ко сну, снять напряжение с основных мышечных групп тела малыша.
Педагог читает колыбельную, сопровождая поглаживанием каждого ребенка.
Нашим пальчикам спать пора,
Нашим ручкам спать пора,
Нашим глазкам спать пора,
Нашим ножкам спать пора,
И животику спать пора,
Спинке тоже спать пора,
Малышам всем спать пора.
«Усыплялки» для ладошек»
Цель: подготовить ко сну, снять отрицательные эмоции и напряжение с рук.
Дети лежат в кроватках, педагог проговаривает слова, сопровождая их движением.
Устали наши ладошки, хотят отдохнуть немножко(показать ладони, несколько раз расслабленно встряхнуть ими).
Они собирали игрушки(показать как собирали невидимые игрушки).
С мамой лепили плюшки(полепить из невидимого теста).
С бабулей варили кашку(перемешивать невидимую кашку).
Рвали в саду ромашки(сорвать несколько раз).
Кидали хлебные крошки
Воробушкам на дорожке(собирать пальцы горсткой, перебирая ими, кидая не видимые крошки).
Устал наши ладошки,
Пускай отдохнут немножко(сложить ладони одну на другую, расслабить руки).
«Игрушки»
Колыбельные песни В. Рябковой
Цель: подготовить ко сну, снять напряжение.
Дети в кроватках, педагог настраивает детей на сон.
Спать пора!
Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Слоник тоже хочет спать,
Хобот опускает слон,
Видит сладкий, дивный сон.
Наши детки тоже спят,
Тихо носики сопят.
Мягкие подушки
Согревают ушки.
Глазки закрываются,
Сказки начинаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: "Упражнения на релаксацию в работе с детьми"
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь...
Упражнения для релаксации детей.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ...
Использование метода мышечной релаксации в логопедической группе детского сада
В статье "Использование метода мышечной релаксации в логопедической группе детского сада" дается определение понятия "релаксация", а также на примере личного опыта рассказывается о применении релаксац...
картотека упражнений на релаксацию
релаксация...
Упражнения и техники релаксации для детей дошкольного возраста. Особенности мышечной и дыхательной техник релаксации.
Всего несколько минут интересных, простых и эффективных занятий обеспечат малышу хорошее настроение, поднимут уровень его интеллекта, снизят риск нервного срыва. Дети еще не способны самостоятельно сн...
Релаксация. (Упражнения и игры на релаксацию с детьми дошкольного возраста).-консультация для инструкторов по физической культуре
РелаксацияУпражнение на релаксацию “Порхание бабочки”( Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты).Инструктор: “Закройте глаза и с...