Наблюдение за свободным экспериментированием детей в уголке экспериментирования
методическая разработка

Гармаева Туяна Дашиевна

Проведение педагогической диагностики: индивидуальная,  игровая, с помощью созданных ситуаций развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наблюдение за свободным экспериментированием детей в уголке экспериментирования

Ситуация   «Кораблекрушение»  

Исследовательская задача ребенка: выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде.

Первая часть ситуации:

Содержание: перед ребенком стоит макет корабля; тазик с водой; 6 мешочков, наполненных солью, сахаром, акварельными красками, глиной, крупой, речным песком; коробочки, в которой находятся данные вещества; пустая миска или прозрачные стаканы.

Ребенку предлагается следующее проблемное содержание ситуации: корабль перевозил груз из одного порта в другой, на своем борту он вез мешки (показываю) с солью, сахаром, акварельными красками, крупой (горох), речным песком, глиной. Оставалось совсем немного до конца рейса, но именно в это время случился шторм (выкладывается картинка с изображением моря и тонущего корабля). Корабль был перегружен, моряки не справились с управлением, и он пошел ко дну. Но к счастью, спасатели прибыли вовремя и спасли всех людей. С грузом было сложнее, они достали все мешки, но когда стали проверять их содержимое, то оказалось, что некоторые мешки пустые.

- Как ты думаешь, какие вещества исчезли из мешков и почему? (предположение ребенка)

 - Почему ты так решил? А давай вместе с тобой проверим. ( предложить ребенку проверить свои догадки, воспользовавшись предметами и материалами, лежащими на столе).

Задача ребенка: провести самостоятельно эксперимент и разрешить данную проблему.

Фиксируется: активность ребенка; какие пробующие действия предпринимает; обследует ли все мешочки с веществами; какие высказывания он делает; проявляет ли настойчивость в поиске ответов; обращается ли за помощью к воспитателю; какое эмоциональное состояние испытывает в процессе эксперимента; предпринимает ли попытки самостоятельно использовать разные предметы на столе для проверки своей гипотезы.

Если ребенок самостоятельно не делает попыток исследовать ситуацию, то можно дать  первую наводящую подсказку:

- Посмотри, вот здесь стоит вода в тазике, представь, что это море, а рядом стоят такие же мешочки с продуктами, как на корабле, но случился шторм и все мешочки упали в воду.-Подумай, как можно проверить, что сохранилось, а что исчезло. Все что тебе необходимо лежит на столе.

Вторая наводящая подсказка:

- Возьми один мешочек и опусти его в воду, как будто он упал за борт во время шторма. Создай шторм в тазике.

Теперь мы — спасатели, достань мешочек и посмотри, сохранилось ли в нем его содержимое, проверь также все остальные мешочки.

Фиксируется: принял ли ребенок проблему, потребовались ли подсказки, какие действия предпринимает и их уверенность, степень интереса, активности, результативность, повторяемость действий, количество вопросов эмоциональное состояние и самостоятельность в использовании других предметов и материалов.

Вторая часть ситуации:

Цель: выявить уровень устойчивости интереса ребенка к экспериментированию; умения переносить знакомые способы деятельности в новые условия.

- Посмотри, на соседнем столе находятся различные материалы и тазик с водой. Если ты хочешь, можешь проверить растворяться они в воде или нет. Хочешь это проверить прямо сейчас?

Фиксируется: готовность ребенка к самостоятельному исследованию, количество проб, наличие интереса, результативность, оценка ребенком проведенного исследования, наличие желания экспериментировать в дальнейшем.

Третья часть ситуации:

Цель: выявить осознание ребенком результатов экспериментирования.

С этой целью проводится индивидуальная беседа:

- Расскажи, что ты сейчас делал?

- Помогло ли тебе это узнать, что сохранилось в мешках, которые спасли спасатели, а что растворилось?

- Что произошло с солью (сахаром речным песком, акварельными красками, глиной и крупой)? Почему?

- Понравилось ли тебе решать эту задачу?

- Завтра мы будем снова проводить разные опыты, будешь ли ты в них участвовать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

этикетки для уголка экспериментирования

Набор этикеток для круп в уголок экспериментирования...

Наблюдение за свободным экспериментированием детей в уголке экспериментирования

систематическое наблюдение за свободным экспериментированием детей в уголке экспериментирования и проблемные ситуации...

Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»

laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали...

Модель уголка экспериментирования в группе для детей 5-6 лет

Модель уголка экспериментирования в группе для детей 5-6 лет...

Мастер-класс для педагогов по созданию уголка экспериментирования для детей младшего дошкольного возраста «Лаборатория Мудрой Совы»

Цель:Повышение уровня знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.Задачи:Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.По...

Мастер-класс для педагогов по созданию уголка экспериментирования для детей младшего дошкольного возраста «Лаборатория Мудрой Совы»

Цель:Повышение уровня знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.Задачи:Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной т...

Работа в уголке экспериментирования- как средство воспитания самостоятельности у детей с ОВЗ.

Материал о том , как развивать самостоятельность  детей в разных видах деятельности. Эта статья рассказывает ка детеи могут самостоятельно работать в угоке экспериментирования....