Наблюдение за свободным экспериментированием детей в уголке экспериментирования
методическая разработка
Проведение педагогической диагностики: индивидуальная, игровая, с помощью созданных ситуаций развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudenie_za_svobodnym_eksperimentirovaniem_detey_v_ugolke_eksperimentirovaniya.docx | 13.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдение за свободным экспериментированием детей в уголке экспериментирования
Ситуация «Кораблекрушение»
Исследовательская задача ребенка: выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде.
Первая часть ситуации:
Содержание: перед ребенком стоит макет корабля; тазик с водой; 6 мешочков, наполненных солью, сахаром, акварельными красками, глиной, крупой, речным песком; коробочки, в которой находятся данные вещества; пустая миска или прозрачные стаканы.
Ребенку предлагается следующее проблемное содержание ситуации: корабль перевозил груз из одного порта в другой, на своем борту он вез мешки (показываю) с солью, сахаром, акварельными красками, крупой (горох), речным песком, глиной. Оставалось совсем немного до конца рейса, но именно в это время случился шторм (выкладывается картинка с изображением моря и тонущего корабля). Корабль был перегружен, моряки не справились с управлением, и он пошел ко дну. Но к счастью, спасатели прибыли вовремя и спасли всех людей. С грузом было сложнее, они достали все мешки, но когда стали проверять их содержимое, то оказалось, что некоторые мешки пустые.
- Как ты думаешь, какие вещества исчезли из мешков и почему? (предположение ребенка)
- Почему ты так решил? А давай вместе с тобой проверим. ( предложить ребенку проверить свои догадки, воспользовавшись предметами и материалами, лежащими на столе).
Задача ребенка: провести самостоятельно эксперимент и разрешить данную проблему.
Фиксируется: активность ребенка; какие пробующие действия предпринимает; обследует ли все мешочки с веществами; какие высказывания он делает; проявляет ли настойчивость в поиске ответов; обращается ли за помощью к воспитателю; какое эмоциональное состояние испытывает в процессе эксперимента; предпринимает ли попытки самостоятельно использовать разные предметы на столе для проверки своей гипотезы.
Если ребенок самостоятельно не делает попыток исследовать ситуацию, то можно дать первую наводящую подсказку:
- Посмотри, вот здесь стоит вода в тазике, представь, что это море, а рядом стоят такие же мешочки с продуктами, как на корабле, но случился шторм и все мешочки упали в воду.-Подумай, как можно проверить, что сохранилось, а что исчезло. Все что тебе необходимо лежит на столе.
Вторая наводящая подсказка:
- Возьми один мешочек и опусти его в воду, как будто он упал за борт во время шторма. Создай шторм в тазике.
Теперь мы — спасатели, достань мешочек и посмотри, сохранилось ли в нем его содержимое, проверь также все остальные мешочки.
Фиксируется: принял ли ребенок проблему, потребовались ли подсказки, какие действия предпринимает и их уверенность, степень интереса, активности, результативность, повторяемость действий, количество вопросов эмоциональное состояние и самостоятельность в использовании других предметов и материалов.
Вторая часть ситуации:
Цель: выявить уровень устойчивости интереса ребенка к экспериментированию; умения переносить знакомые способы деятельности в новые условия.
- Посмотри, на соседнем столе находятся различные материалы и тазик с водой. Если ты хочешь, можешь проверить растворяться они в воде или нет. Хочешь это проверить прямо сейчас?
Фиксируется: готовность ребенка к самостоятельному исследованию, количество проб, наличие интереса, результативность, оценка ребенком проведенного исследования, наличие желания экспериментировать в дальнейшем.
Третья часть ситуации:
Цель: выявить осознание ребенком результатов экспериментирования.
С этой целью проводится индивидуальная беседа:
- Расскажи, что ты сейчас делал?
- Помогло ли тебе это узнать, что сохранилось в мешках, которые спасли спасатели, а что растворилось?
- Что произошло с солью (сахаром речным песком, акварельными красками, глиной и крупой)? Почему?
- Понравилось ли тебе решать эту задачу?
- Завтра мы будем снова проводить разные опыты, будешь ли ты в них участвовать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
этикетки для уголка экспериментирования
Набор этикеток для круп в уголок экспериментирования...
Наблюдение за свободным экспериментированием детей в уголке экспериментирования
систематическое наблюдение за свободным экспериментированием детей в уголке экспериментирования и проблемные ситуации...
Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»
laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали...
Модель уголка экспериментирования в группе для детей 5-6 лет
Модель уголка экспериментирования в группе для детей 5-6 лет...
Мастер-класс для педагогов по созданию уголка экспериментирования для детей младшего дошкольного возраста «Лаборатория Мудрой Совы»
Цель:Повышение уровня знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.Задачи:Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.По...
Мастер-класс для педагогов по созданию уголка экспериментирования для детей младшего дошкольного возраста «Лаборатория Мудрой Совы»
Цель:Повышение уровня знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.Задачи:Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной т...
Работа в уголке экспериментирования- как средство воспитания самостоятельности у детей с ОВЗ.
Материал о том , как развивать самостоятельность детей в разных видах деятельности. Эта статья рассказывает ка детеи могут самостоятельно работать в угоке экспериментирования....