Выступление на городском семинаре. Тема: «Следуя за ребёнком».
методическая разработка
Педставление опыта работы с использованием развививающей авторской методики семьи Никитиных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
В своём выступлении «Следуя за ребёнком» я хочу поделиться с вами своим опытом использования развивающих игр семьи Никитиных.
Авторы этих игр - Борис Павлович Никитин и Елена Алексеевна Никитина. Они воспитали семерых детей по собственной, нетрадиционной системе воспитания. Борис и Елена Никитины считаются русскими педагогами-новаторами, их методики воспитания применяются и сегодня. Именно Никитины в 1960—1970 годы заложили основы родительской педагогики, они первые начали говорить о необходимости раннего развития. Разработанная ими методика развития рассчитана на детей от рождения до 15 лет, а также для людей более старшего возраста.
Борис Павлович Никитин ввел в педагогическую науку понятие НУВЭРСа, которое означает необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Это значит, что те способности, которыми не воспользовались в детстве, обязательно постепенно угасают, а в будущем и вовсе исчезают. У более старших детей оставленные без внимания интересы и способности развивать намного сложнее.
Основные работы, которые применяют на практике педагоги и родители многих поколений:
• «Мы и наши дети»;
• «Мама или детский сад»;
• «Резервы здоровья наших детей»;
• «Детство без болезней»;
• «Ступеньки творчества, или Развивающие игры».
Часто есть две крайности воспитания детей:
- Заорганизованность или сверхзаботливый уход, непрерывные занятия и игры и недостаток времени на самостоятельное развитие.
- Заброшенность или выполнение родителями минимума (покормить и спать уложить), что может привести к умственной отсталости.
Однако есть и третий путь в воспитании ребенка. Ребенок – хозяин своих поступков и распорядков. Педагог – помощник, который поможет разобраться в сложной проблеме, при этом ни к чему не принуждая и не обязывая.
Методика развития Никитиных предполагает соблюдение определённых принципов:
1. Легкая одежда и спортивная обстановка в семье. С самого раннего возраста спортивное снаряжение и оборудование должны стать самыми любимыми игрушками детей.
2. Свобода творчества. Дети должны заниматься ровно столько, сколько они этого хотят. Не должно быть никакого расписания занятий, тренировок. Все должно проходить естественно и непринужденно.
3. Неравнодушие педагогов, родителей. Важно принимать активное и непосредственное участие в совместных играх. Делайте это от всей души.
4. В процессе игры малыш должен самостоятельно выбирать сферу действий. Он должен погрузиться в этот придуманный мир.
5. Ни в коем случае нельзя применять тактику принуждения и оказывать давление на малыша.
6. Внимание малыша должно быть сосредоточено на игре, а не на том, какая обстановка вокруг в данный момент. Свобода действий – вот какая атмосфера должна присутствовать вокруг ребенка.
7. Старайтесь заинтересовать ребенка к игре, используя сказки.
8. Родители, педагоги - это одни из главных активных участников новых для ребенка игр. Нельзя оставлять малыша одного наедине с чем-то новым. Это приведет к тому, что он испугается и потеряет интерес.
9. Постоянно усложняйте задания, которые устанавливаете перед детьми.
10. Нельзя подсказывать детям. Они должны учиться самостоятельно думать и принимать решения.
11. Если у малыша не получается справиться с более сложным заданием, то необходимо вернуться к более простым упражнениям или же на время оставить игру.
12. Когда малыш уже достиг предела своих возможностей или же интерес к какому-то упражнению немного утрачен, необходимо отложить его на некоторое время. Это приведет к формированию творческих способностей и будет стимулировать ребенка к постоянному поиску чего-то нового.
13. Игры не должны находиться в свободном доступе.
Меня заинтересовали развивающие игры по методике Никитиных. Я стала их использовать в работе со своими детьми. Главное отличие игр состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.
В большинстве своем игры представлены в виде многофункциональных головоломок, предоставляющих простор для творчества. Их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра имеет набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов и т.д. Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов передачи информации. Также следует заметить, что задачи расположены от простого к сложному.
Самые популярные игры:
- Рамки и вкладыши (с 10-12 месяцев)– состоит из 16 рамок с вкладышами в виде различных геометрических фигур. Эта игра знакомит с геометрической терминологией – названиями фигур.
- Сложи узор (от 1 ,5 года) – состоит из 16 деревянных кубиков (размер ребра 3 см), где каждая грань имеет свою окраску. Способствует развитию пространственного воображения, внимания, умению анализировать и комбинировать.
- Дроби (от 2-3 лет) – комплект из 3-х фанерок с альбомный лист. На каждой из которых находится по 4 круга одного размера, но разного цвета. Первый круг – целый, второй – разрезан на две части, третий – на три и т.д.
- Уникуб (с 1,5-3 лет)– состоит из 27 деревянных кубиков. Вводят ребенка в мир трехмерного пространства. Игра учит быть внимательным и аккуратным. Всего имеется 60 игр для возраста от 1,5-3 лет до взрослого человека (которому некоторые игры не под силу).
- Сложи квадрат (От 2 лет) – состоит из 3 уровней сложности, в каждом по 12 разноцветных квадратов. Квадраты расположены на фанерке и вставлены в окошечки. Игра способствует развитию цветоощущения, формированию логического мышления, усвоение понятий части и целого.
- Точечки (От 3 лет)- состоит из 44 фанерных квадрата четырех цветов. Цвета квадратов: красные, оранжевые и зеленые квадраты - с точечками-дырочками (от 0 до 10 дырочек), неокрашенные квадраты - с цифрами. На квадратах каждого цвета точечки расположены по-своему:
•в форме линий;
•в форме круга;
•в форме треугольника.
7. Кубики для всех (От 3 лет)- Игра состоит из небольших кубиков, разным способом склеенных друг с другом в виде 7 фигурок, различных по форме и окрашенных в определенные цвета.
Не все игры подходят под возрастную категорию детей моей группы. Поэтому в работе я использую:
«Сложи узор». Для самого первого знакомства с кубиками мы используем альбом «Сложи узор для малышей». Этот альбом предназначен для игр с детьми двух-трёх лет. Простые задания-схемы и веселые картинки помогают малышам развиваться, играя. В альбоме даны задания первого уровня сложности: кубики на схемах нарисованы в масштабе 1:1, границы прорисованы, что является необходимым условием для первоначального знакомства с игрой. Каждую схему сопровождает веселый рисунок. У малышей наглядно-образное мышление, поэтому схемы в этом альбоме «оживают», и кубики превращаются в рыбок, цветочки, паучков, звездочки и т.д., что делает занятие увлекательным. Задания в альбоме расположены в порядке возрастания сложности, поэтому необходимо делать их по порядку.
В процессе занятий у детей развивается воображение, мелкая моторика, активизируется творческая деятельность, ребенок учится анализировать, синтезировать, впоследствии самостоятельно изобретает новые узоры. Кроме того, малыши начинают различать понятия «маленький – большой», «низкий – высокий», запоминают основные цвета и многое другое.
«Рамки и вкладыши». К сожалению, здесь нет такой постепенной «лесенки» заданий, как в игре «Сложи узор», и задания надо подбирать самому педагогу, пользуясь умением «чувствовать возможности» малыша. Сначала можно показать и назвать ребенку 3-4 вкладыша (круг, треугольник, квадрат, овал). Можно дать их ребенку для исследования. Главное, с первых встреч с игрой малыш должен понять задачу – плотно закрывать отверстия вкладышами, т. е. находить отверстие точно такой же формы, что и вкладыш, и поворачивать его до совпадения.
Можно использовать такую игру: рамки назвать окошками в волшебном доме, где живет добрая фея, а вкладыши – ставнями, которыми фея и закрывает свои окошки на ночь плотно-плотно. А когда наступает утро и фея хочет увидеть доброе солнышко, она спешит открыть ставни своих окошек и впустить теплые, светлые лучи. Это самое любимое задание у детей. Они его повторяют бесчисленное количество раз. Видимо, есть в этом процессе отыскивания что-то притягательное. Увлекает, может быть, сам процесс сравнивания, поиска, всегда интересный для малыша.
Игра знакомит с геометрической терминологией – названиями фигур; способствует выработке умения узнавать и различать форму плоских фигур, их положение на плоскости.
«Сложи квадрат». Первые задания при освоении пособия обязательно должны быть несложными, чтобы малыш смог без особого труда справиться с ними и почувствовать удовольствие от занятий и уверенность в своих силах. Постепенно задания можно будет усложнять, предлагая малышу действовать по аналогии с уже освоенными этапами. Принцип игры довольно прост. Из некоторого количества кусков разной формы и размера необходимо собрать квадрат. В пособии Никитина - три уровня сложности. Отличаются они, прежде всего, количеством элементов, из которых необходимо собрать квадрат. Занятия с квадратами Никитина способствуют развитию пространственного и логического мышления, смекалки, формируют математические и творческие способности.
«Дроби». Представление о дроби, как части целого, может сформироваться у малыша рано. Ведь в жизни он видит и половину яблока или даже четвертушку, дает откусить или отламывает половину конфеты, печенья, сухарика.
Комплект состоит из 3-х фанерок, на каждой из которых находится по 4 круга одного размера, но разного цвета. Первый круг – целый, второй – разрезан на две части, третий – на три и т.д. Сначала следует играть только с первым листом, самым простым. Можно повторить цвета, посчитать кусочки круга, попробовать сделать разноцветный кружок.
Все эти игры я использую как для индивидуальной работы, так и фронтальной - в непосредственной образовательной деятельности. Оказываю помощь детям только в самом начале, когда необходимо вовлечь их в игру. Для этого использую сказки. Заинтересовавшись процессом игры, дети начинают проявлять свою инициативу, играя уже самостоятельно и принимая собственные решения. После игры всё аккуратно укладываю и ставлю на полку в шкафу так, чтобы дети видели игру, но самостоятельно достать не могли. Это способствует поддержанию интереса к играм.
Все дети в группе с удовольствием играют в игры Никитиных. Среди них выделяется девочка. Ей очень понравилась игра «Сложи узор». Она готова играть с этими кубиками постоянно. Самостоятельно экспериментирует – составляет узоры, выкладывает дорожки. Причём работает как по тетради, так и без неё. Думаю, что в дальнейшем с такими детьми можно будет работать по программе для одарённых детей.
Более подробно развивающие игры Б. Никитина описаны в его книге, которая так и называется - "Интеллектуальные игры". В ней так же приводятся советы о том, как играть с ребенком.
Можно обратиться к книге Лены Даниловой «Новый взгляд на игры Никитиных», в которой она дополняет и обогащает задания к играм Никитина и помогает родителям взглянуть на его игры немного по-другому. В своей книге она пишет: «Игры Никитиных можно сравнить с музыкальными инструментами - уникальными, многоголосными, универсальными инструментами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городском семинаре по теме: "ФГОС дошкольного образования"
Выступление из опыта работы на городском семинаре "Школа молодого педагога"....
Выступление на городском семинаре на тему: "Полоролевая социализация дошкольников".
Из опыта работы по гендерному воспитанию....
Выступление на городском семинаре: Тема: «Инновационные методы и формы работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма»
Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного об...
Выступление на городском семинаре «Организация летнего отдыха детей» по теме «Подвижные игры для детей 6 – 10 лет»
Подбор подвижных игр для помещений и улицы для работы с детьми в летнем лагере....
Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...
Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема «Специфика организации работы танцевальной студии в системе дополнительного образования»
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел танец и ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский пе...
Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема «Специфика организации работы танцевальной студии в системе дополнительного образования»
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел танец и ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский пе...