Театрализованная игра как эффективное средство освоения способов позитивного взаимодействия в работе с детьми с ОВЗ.
презентация

Бачинина Антонина Николаевна

Было бы замечательно, если бы все дети на земле были здоровы. Но, к сожалению, это не так – и сегодня проблема  увеличения числа детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, как никогда актуальна, а путь к выздоровлению для многих детишек остается длинным и сложным процессом.
Статья рассказывает о театрализованной игре, как одном из способов педагогического воздействия на ребёнка с ОВЗ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОО "Детский сад №8 "Малинка" комбинированного вида", г.о. Звенигород

Театрализованная игра в работе с детьми с ОВЗ

Театрализованная игра как эффективное средство освоения способов позитивного взаимодействия в работе с детьми с ОВЗ

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Начать наше выступление хотелось бы со строчек стихотворения, посвященного ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

        Наталья Калиман

Было бы замечательно, если бы все дети на земле были здоровы. Но, к сожалению, это не так – и сегодня проблема  увеличения числа детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, как никогда актуальна, а путь к выздоровлению для многих детишек остается длинным и сложным процессом.

Еще в недавнем прошлом большинство из таких «особых» детей вынуждены были сидеть дома. Сейчас введение ФГОС дошкольного образования предполагает создание в дошкольных образовательных организациях условий для воспитания и развития детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися детьми.  Чем раньше такой ребенок будет вовлечен в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети.

Основная задача педагога направлена на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Современная система образования, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, к проявлению их творческой индивидуальности. Воспитатель – главный помощник ребенка, который: облегчает, содействует, сопровождает ребенка в выстраивании  позитивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, осуществляет руководство совместной деятельностью детей, помогает регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты.

 Одним из эффективных средств в организации позитивного общения с ребенком с ОВЗ является театрализованная игра. Вступая в игровое общение с ребенком через театрализованную деятельность, педагог имеет возможность для решения целого ряда задач в различных направлениях образовательного процесса, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка.  

В нашем детском саду мы используем приемы театрализованной игры в работе с детьми с ОВЗ  для формирования  представлений о нравственных нормах поведения. Для этого в своей группе мы организовали зону театрализованной деятельности, где подобраны игрушки, соответствующие сказочным героям, сказки театра «Би-ба-бо», маски, пальчиковый театр, теневой театр, настольный театр. Все это мы назвали театр «Топотушки». Особенно ребятам нравятся самодельные сказочные персонажи и куклы.  Применяя игры-драматизации, театрализованные игры, мы стараемся показать  алгоритмы поведения в различных ситуациях, а также помочь  ребенку подобрать наиболее приемлемый для него вариант. 

С ребятами можно обыгрывать сценки, проблемные ситуации, требующие адекватного, позитивного разрешения, например,

  • куклы подрались из-за игрушки, одна из кукол обиделась и ни с кем не хочет играть - предлагается ребенку придумать, как помирить их;
  • одна из кукол обижает всех остальных, царапает, щиплет-предлагается ребенку найти способ уговорить ее так не делать;
  • одна из кукол не хочет ходить в детский сад - предлагается ребенку перечислить, что хорошего и интересного в детском саду;
  • одна из кукол жадничает, не хочет делиться игрушками - предлагается ребенку найти правильные слова.

Хороший прием — сравнение поступков ребенка с поведением какого-нибудь сказочного героя. Это поможет ребенку понять, так ли хорошо он поступил.

Театрализованная игра создаёт благоприятные условия для развития чувства эмпатии, партнерства, освоения новых способов взаимодействия.

  • Представь себе, что ты Колобок. Что ты скажешь или сделаешь, чтобы лиса тебя не съела (учить договариваться).
  • Представь, что ты доктор Айболит. Как ты будешь лечить зверушек (сострадание).
  • Представь, что ты Емеля. Вот ты поймал щуку. Покажи, как ты её поймал. Что ты у неё попросишь?
  • Представь, что ты русский богатырь. Что ты скажешь врагам, которые напали на твоих друзей? Что ты скажешь людям, которых защищаешь?

Легко драматизируются любимые детьми сказки «Репка», «Колобок», «Теремок». Переодеваясь в костюмы, дети входят в образ и с удовольствием меняют походку, выражение лица, голос.

Особенно интересны сказки, где действующие лица - звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения, как тела, так и психики ребёнка. Снимаются мышечные зажимы, речь становится раскованнее и эмоциональнее.

В ходе театрализованной деятельности незаметно активизируется и речь ребенка: улучшается голосовой уровень культуры речи, необходимость четко, ясно, понятно изъясняться. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения, таких как мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса. Это также очень важно при работе с детьми с ОВЗ.

Театрализованная игра хороша ещё и ответственным отношением к ней со стороны ребёнка. Полноценное «вживание» в роль - даже для взрослого «актера» важное событие. Ребенок еще более глубоко воспринимает то, что ему предстоит выступать перед публикой – перед группой детей или перед родителями. В свою очередь наличие публики создает хорошую базу для усиления развивающего эффекта данного вида игры.  

Таким образом, все дети группы принимают активное участие в играх, песнях, танцах, инсценировках. Благодаря этому у детей с ОВЗ стимулируется развитие сохранных возможностей. Не говорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми…

Стоит сказать также о роли взрослого в театрализованной игре. Поскольку данный вид игры все-таки требует контроля со стороны, естественно, «режиссером» театрализованной игры, обязательно должен быть взрослый. Воспитатель планирует и руководит всем процессом претворения в жизнь театрализованного представления. Он также может выступать в роли рассказчика или конферансье. Очень важно заинтересовать детей, все продумать и самому быть заинтересованным в результативности игры, помнить, что в любой игре ребенку важно его участие.

Наши педагоги стараются не делить детей по принципу сохранности интеллекта, по уровню двигательных возможностей, и поэтому каждый ребенок, чувствуя поддержку взрослого и других детей, испытывает радость и желание участвовать в следующих постановках.

Совместная театрально-игровая деятельность – это уникальный вид сотрудничества как в группе, так и в семье. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки, братья и сёстры. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, взрослые помогают ребенку освоить игровую роль: рассказать, станцевать, спеть.

Родители во время совместной деятельности лучше узнают возможности своего ребенка, его индивидуальные особенности, а также могут познакомиться с новыми способами организации игр и занятий в домашних условиях.

Таким образом, театрализованная деятельность наиболее полно охватывает личность ребенка, и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости. Она способствует развитию как образного, так и логического мышления, двигательной активности и других личностных качеств.

Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья, после участия в совместных постановках, легче вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми. Более свободным и раскрепощённым становится их тело, увеличивается словарный запас, развивается речь и творческие способности.

Опыт показывает, что театрализованная деятельность   помогает развивать у здоровых детей терпимость к  недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству и формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОО «Детский сад №8 «Малинка» комбинированного вида» г.о. Звенигород , 2019г. Театрализованная игра как эффективное средство освоения способов позитивного взаимодействия при работе с детьми с ОВЗ

Слайд 2

Мир «особого» ребенка Интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка Безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, Добродушен и открыт Мир «особого» ребенка - Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребенка – Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка Допускает лишь своих! Наталья Калиман

Слайд 3

Было бы замечательно, если бы все дети на земле были здоровы! Но, к сожалению, это не так – и сегодня проблема увеличения числа детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, как никогда актуальна, а путь к выздоровлению для многих детишек остается длинным и сложным процессом.

Слайд 4

ФГОС дошкольного образования предполагает создание в дошкольных образовательных организациях условий для воспитания и развития детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися детьми. Чем раньше такой ребенок будет вовлечен в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети .

Слайд 5

Вступая в игровое общение с ребенком через театрализованную деятельность, педагог имеет возможность для решения целого ряда задач в различных направлениях образовательного процесса, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием. Одним из эффективных средств в организации позитивного общения с ребенком с ОВЗ является театрализованная игра

Слайд 6

В нашем детском саду мы используем приемы театрализованной игры в работе с детьми с ОВЗ для формирования представлений о нравственных нормах поведения. Для этого в своей группе мы организовали зону театрализованной деятельности, где подобраны игрушки, соответствующие сказочным героям, сказки театра « Би-ба-бо », маски, пальчиковый театр, теневой театр, настольный театр. Назвали мы свой театр « Топотушки ». Особенно ребятам нравятся самодельные сказочные персонажи и куклы. Применяя игры-драматизации, театрализованные игры, мы стараемся показать алгоритмы поведения в различных ситуациях, а также помочь ребенку подобрать наиболее приемлемый для него вариант.

Слайд 7

С ребятами можно обыгрывать сценки, проблемные ситуации, требующие адекватного, позитивного разрешения, например: куклы подрались из–за игрушки, одна из кукол обиделась и ни с кем не хочет играть - предлагается ребенку придумать, как помирить их; одна из кукол обижает всех остальных, царапает, щиплет - предлагается ребенку найти способ уговорить ее так не делать; эта кукла не хочет ходить в детский сад - предлагается ребенку перечислить, что хорошего и интересного в детском саду; одна из кукол жадничает, не хочет делиться игрушками - ребенку даётся задание найти правильные слова.

Слайд 8

Театрализованная игра создаёт благоприятные условия для развития чувства эмпатии, партнерства, освоения новых способов взаимодействия. Представь себе, что ты Колобок. Что ты скажешь или сделаешь, чтобы лиса тебя не съела (учить договариваться). Представь, что ты доктор Айболит. Как ты будешь лечить зверушек (учить состраданию). Представь, что ты Емеля. Вот ты поймал щуку. Покажи, как ты её поймал. Что ты у неё попросишь? Представь, что ты русский богатырь. Что ты скажешь врагам, которые напали на твоих друзей? Что ты скажешь людям, которых защищаешь?

Слайд 9

Переодеваясь в костюмы героев постановки, дети входят в образ и с удовольствием меняют походку, выражение лица, голос. Особенно интересны сказки, где действующие лица - звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения, как тела, так и психики ребёнка. Снимаются мышечные зажимы, речь становится раскованнее и эмоциональнее. В ходе театрализованной деятельности, при необходимости четко, ясно, понятно изъясняться, заметно активизируется речь ребенка: улучшается голосовой уровень культуры речи. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения, таких как мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса. Это также очень важно при работе с детьми с ОВЗ.

Слайд 10

Он очень глубоко переживает то, что ему предстоит выступать перед публикой – группой детей или родителями. Но как раз эти условия создают хорошую базу для усиления развивающего эффекта игры. Благодаря активному участию в играх, песнях, танцах, инсценировках, у детей с ОВЗ стимулируется развитие сохранных возможностей. Вживание в роль – очень важное событие для ребёнка!

Слайд 11

Очень важна роль взрослого в детской театрализованной игре. Он является режиссёром, планирует и руководит процессом представления, выступает в роли рассказчика или конферансье. Заинтересовывает детей и сам должен быть нацелен на результат.

Слайд 12

Совместная театрально-игровая деятельность также важна и в семье, и особенно там, где растёт ребёнок с ОВЗ. В игре все равны: мама, папа, бабушки и дедушки, братья и сёстры. Это сближает, помогает родителям лучше узнать возможности и особенности своего ребёнка, расширить диапазон способов взаимодействия в домашних условиях.

Слайд 13

Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья, после участия в совместных постановках, легче вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми. Более свободным и раскрепощённым становится их тело, увеличивается словарный запас, развивается речь и творческие способности.

Слайд 14

Опыт показывает, что театрализованная деятельность помогает развивать у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству, формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры, как эффективное средство для создания благоприятной среды при реализации программы в системе дошкольного образования.

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных комплексов. В статье раскрываются возможности и варинты использования средств театрализации для повышения эффективности образовательного процесс...

Методическая разработка. Статья "Театрализованные игры как эффективное средство развития личности ребёнка дошкольного возраста"

Статья о большом и разностороннем влиянии театрализованных игр на личность ребёнка дошкольного возраста....

Театрализованные игры как эффективное средство социализации дошкольника

Театрализованные игры как эффективное средство социализации дошкольникаТеатральная деятельность — это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих ...

Статья "Театрализованные игры как эффективное средство развития личности ребёнка дошкольного возраста"

Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка. Она всесторонне развивает детей....

«Театрализованная деятельность, как эффективное средство развития речи дошкольников» Презентация опыта работы на зональном семинаре -практикуме

Театрализованная деятельность один из   самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Развивать речь детей в дет...

Игровые тематические комплексы как эффективное средство оптимизации коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми с ОВЗ.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.  Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. ...