Программа дополнительного образования детей 5-7 лет "Занимательная логика"
рабочая программа (старшая группа)
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Данная программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_logika_bezgodova_a.s._kruzhok.docx | 42.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования
г. Ялуторовска "Детский сад № 8"
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУДО «Детский сад № 8»
Квашнина Н.В.__________________
Приказ № от «___».___.20___ г.
Программа
кружка дополнительного образования
для детей старшей группы
"Занимательная логика"
Руководитель:
Безгодова А.С
г. Ялуторовск 2017г
Пояснительная записка
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.
Выделяют три вида мышления:
Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками (развивается в младшем возрасте).
Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений (развивается в среднем возрасте).
Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.
К 5 - 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей при обучении в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Через специальные игры и упражнения можно сформировать умение дошкольников самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.
Работая с детьми над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Актуальность
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Развитие логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников, можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях они обосновывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Уже в старшем дошкольном возрасте у них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
Цель:
Создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
Задачи:
1. Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.
2. Учить детей ориентироваться в пространстве.
3. Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.
4. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
Сроки реализации программы, возраст детей:
Сроки реализации программы – 2 года.
Программа рассчитана на детей 5 – 6,7 лет.
Формы работы:
Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы, соревнования и др.
Методические приемы:
Взаимодействие.
Поощрение.
Наблюдение.
Коллективная работа.
Игра.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети должны усвоить:
- принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов;
- принципы строения ребусов, кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;
- антонимы и синонимы;
- названия геометрических фигур и их свойства;
- принцип программирования и составления алгоритма действий.
К концу года дети должны научиться:
- определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
- путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
- быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
- выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти;
- выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
- ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.
Перспективный план кружковой работы
Месяц | Тема занятия | Часы | Программное содержание |
Октябрь | Математика – царица наук. | 1 | Формировать представление о значении математики в жизни людей, развивать логическое мышление, внимание. Беседа воспитателя. Интеллектуальная разминка. Логические задачки. Упражнение на формирование умения отделять форму понятия от его содержания. Упражнение «Сложи фигуры». |
Как люди научились считать. | 1 | Формировать представление о том, как люди учились считать, о правилах счета у древних людей. Развитие логического мышления, наблюдательности. Беседа воспитателя. Интеллектуальная разминка "Дополни фразу". Логические задачки. Нахождение закономерностей. | |
Как люди научились записывать цифры. | 1 | Формировать представление о том, как люди научились записывать цифра. Развивать смекалку и наблюдательность детей. Математические цепочки. Задание "Пронумеруй картинки в нужной последовательности", "Что перепутал художник?", "Сравнение предметов", "Логические истории". | |
Геометрические фигуры. Из истории круга. Квадрата, треугольника. | 1 | Познакомить с историей геометрических фигур. Развивать умение конструировать фигуры по схеме. Беседа воспитателя. Задание "Раскрась только те фигурки, из которых можно составить круги", Игра «Танграмм». Загадки-шутки. Задание на смысловое соотнесение. | |
Ноябрь | Игра – занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА». | 1 | Развивать логическое мышление. Совершенствовать ориентировку в пространстве. Математические лабиринты. Магические квадраты. Работа с пазлами различной сложности. Сказочная задача "Кот с бубенцом", игра "Что я загадал?" |
Развивающие игры. | 1 | Лабиринты. Закономерности. Графические диктанты. Игры: «Что изменилось», «Найди то что спрятано», "Определи, какие фигуры должны быть в пустых клеточках и нарисуй их". | |
Цифра ноль. История открытия ноля. | 1 | Познакомить с историей открытия ноля. Развитие умения продолжать логическую цепочку, находить закономерности. Рассказ воспитателя "Загадочная и необычная цифра, которой обозначают отсутствие чего – либо". Игры «Число и цифру я знаю», "Четвертый лишний", "Логические цепочки", "Речевые аналогии". | |
История возникновения знаков «+», «-», «=». | 1 | Беседа воспитателя "Откуда в тетрадках и учебниках появились простые знаки «+», «-», «=». Загадки-шутки", "Логические задачки", "Сложение и вычитание геометрических фигур". | |
Декабрь | История линейки. | 1 | Познакомить с историей линейки. Выставка различных линеек. Упражнения "Сложи фигуру", Сказочная задача "Голодовка", "Речевые аналогии", "Раскрась геометрические фигуры, из которых сложили паровозик". |
Математические игры. | 1 | Развивать логическое мышление, воображение, речь, пространственные представления. Интеллектуальная разминка. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур. Игры "Четвертый лишний", "Подбери к замку подходящий ключ", "Поиск недостающей фигуры", "Продолжение ряда". Сказочная задача "Простоквашино". | |
Математические ребусы. | 1 | Развитие умения разгадывать и составлять математические ребусы. Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках. Математические ребусы. | |
Заседание Клуба знатоков математики. | 1 | Игры "Что было раньше, что потом?", "Расположи картинки разными способами", "Веселый счет". | |
Январь | История игры «Танграмм». | 1 | Познакомить с историей возникновения игры "Танграмм" Складывание фигурок по образцу и по замыслу. |
Ориентировка во времени. | 1 | Игры "Успей вовремя", "Тик-так", "Составь неделю", "Живая неделя", "Месяцы", "Вчера, сегодня, завтра". | |
Математический КВН. | 1 | Конкурсы «Сосчитай треугольники», «Занимательная лесенка». "Задачи бабушки Загадушки". | |
Февраль | Составление рассказа по серии картинок. | 1 | Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности. |
Увлекательная математика. | 1 | Учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Задания "Дорисуй вторую половинку каждой фигурки в зеркальном отражении", "Найди закономерность", "Раскрась парные предметы одним цветом", "Соедини линиями предметы с противоположными свойствами". | |
Учимся думать. | 1 | Развивать мышление и речь. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). | |
Ориентировка в пространстве | 1 | Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Игры "Рисуем дорожку к участку", "Линии и точки". | |
Март | Задачи в стихах. | 1 | Решение занимательных задач в стихах. |
Математические сказки. | 1 | Слушание математических сказок и выполнение заданий к ним. | |
Как родилась линия? Приключения точки. | 1 | Упражнения в черчении разных отрезков, сравнение по длине. | |
Час веселой математики. | 1 | Конкурсы «Кто решит раньше», «Таблица сложения», «Не собьюсь», «По порядку номеров», «Узнай свое число»., "Загадки-шутки". | |
Апрель | Математический бой. | 1 | Участие в дидактических играх соревновательного характера. |
Математические цепочки. | 1 | Составление математических цепочек детьми. | |
Составление задачек. | 1 | Развивать умение составлять математические задачки. | |
Презентация "Занимательная математика". | 1 | Выполнение занимательных заданий на развитие логического мышления с использованием презентации. | |
Май | Любимые логические игры и задания. | 1 | |
Шашечный турнир. | 1 | Соревнование детей с родителями. | |
Итоговое занятие "Весело считаем, в математику играем» | 1 | Веселые задачи, решение необычных примеров, математические квадраты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие логического мышления, как основы интеллект...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)
Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"
Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 лет «НАУКОГРАД» (Логико-малыш)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 лет «НАУКОГРАД» (Логико-малыш)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....