Доклад "Игровая технология" из опыта работы.
консультация (младшая группа)
Описание использования игровой технологии в работе воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г.Улан-Удэ
Комитет по образованию
МБДОУ №70 «Солнышко»
Применение игровой технологии в ознакомлении детей с устным народным творчеством
Воспитатель: Миниахметова Е.А.
Улан-Удэ
2018
«… Весь процесс воспитания ребенка мы
рассматриваем как обучение тому, в какие игры
следует играть и как в них играть.»
Эрик Берн
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Моя позиция по отношению к детям: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Моя цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Поэтому в организации образовательной деятельности с детьми, я использую игровую технологию.
Игровыми технологиями» - это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В своей работе использую такие игровые методы как:
- Дидактические игры,
- подвижные игры,
- игры-забавы, инсценировки (воображаемой ситуации).
Приемы:
а) Внесение и обыгрывание игрушек
б) Создание игровых ситуаций
в) Сюрпризность, эмоциональность
г) Внезапность появления, исчезновение игрушки
д) Изменение местонахождения
е)Показ предметов в разных действиях
ж)Интригующие обстановки
В качестве одного из эффективных видов игровых технологий являются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Их использование в педагогическом процессе не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они приобщают воспитанников к народной культуре, традициям, воспитывают толерантность и уважение к разным народам. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.
Я хотела бы поделиться опытом использования детского фольклора в играх с детьми, так как веду фольклорный кружок «Веснушки»
Была разработана программа кружка «Веснушки».
Цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредствам малых фольклорных форм.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с разнообразными формами фольклора: колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки.
- Расширение словарного запаса.
Развивающие:
- Приобщить детей к устному народному творчеству, развивать их речь, чувство ритма и рифмы.
Воспитывающие:
- Создать благоприятные условия для развития интереса детей к фольклору.
- Вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества.
Был составлен перспективный план работы на один год.
Сроки реализации работы кружка: 1 учебный год
Продолжительность: 1 раз в неделю 15-20 мин.
Кружок посещает 15 детей.
В процессе реализации программы применяю фольклорно-игровые занятия, на которых использую прием действенного соучастия детей, привлечение детей к поисковой деятельности, самостоятельности. Проведение занятий в русской горницы позволит ввести детей в особый самобытный мир русской старины путем действенного познания. В горнице создана специальная среда, попадая в которую ребёнок может почувствовать себя в русской народной сказке, поиграть с предметами народного быта, познакомиться с традиционными промыслами, костюмами (например дети рассматривают кошечку у печки, играют с ней, знакомлю с потешкой «Кисонька мурысонька»)Именно «Русская горница» помогает детям увидеть, прочувствовать удивительный исторический мир. И хотя многие впечатления ещё не осознаны ими глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность.
Например, игра «Салки-догонялки»:
Мы весёлые ребята,
Любим бегать и играть.
Ты попробуй нас догнать!
Нельзя не отметить влияние таких игр на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры.
Использую хороводные игры - любимые забавы у малышей. Они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяются самые разные потребности малышей: в общении друг с другом, физическом контакте (ведь часто детки обожают обниматься, браться за ручки), выражении своих эмоций (можно и посмеяться, и громко покричать-попеть). Дети учатся действовать согласованно и слаженно. В хороводных играх восприятие речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения ребенка. Они включают повторы действий и слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да»). Важно и то, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. Всё это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям. По мере овладения речью ребёнок начинает самостоятельно играть в эти игры, руководствуясь собственной словесной «инструкцией».
Игры-забавы. Многие из них связаны с выполнением определенных движений (бег, прыжки), тем самым они могут оказать помощь в физическом воспитании.
Огромное значение в развитии речи младших дошкольников имеют дидактические игры. Когда речевые задачи решаются в игровом действии: формирование звукопроизношения, обогащения словаря, развитие связной речи. Например В игре «Поезд» дети «едут в лес», дети идут по кругу и изображают гудок паровоза у-у-у, с шумом пускают пар ш-ш-ш. Воспитатель произносит слова потешки:
Поехали , поехали,
За грибами, за орехами.
Когда поезд набирает скорость дети говорят «чух-чух», потом «гу-гу-гу» (поехали быстро), и наконец «ш-ш-ш» выпускают пар.
Приехали, приехали,
С грибами с орехами.
В игре «Уложим куклу спать» дети уточняют и закрепляют название предметов, которые необходимы для быта, напевают колыбельные песни. Дети активизируют в речи слова люлька, зыбка. Игру «Доскажи словечко» использую при повторении с детьми знакомых сказок, потешек. А также, чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей. Например:
- Это куколка Акулька,
У нее кроватка … (люлька).
- Пошел котик на … (торжок)
Купил котик пирожок.
-Кашу варит всем дружок, круглобокий … (чугунок).
Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре мы используем попевочку:
Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок -
Молчок!
Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.
Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:
- Самомассаж.
- Шевеление пальчиков и т.д.
Вместе с движениями произносим текст игры.
14сл. Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику детей, с помощью игровых действий учу и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки
Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
я по лесу бежала,
я зайку догоняла.
И в ямку - бух!
Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.
Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).
Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.
На материале детского фольклора составляю творческие игры-инсценировки. Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая – зрители, а потом наоборот. Для инсценировок использую потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети. Игры-инсценировки способствуют развёртыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.
Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.
Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.
А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.
В результате проделанной работы речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Повысился интерес к народному творчеству. Словарь детей существенно обогатился. Они знают потешки, песенки, игры, сказки. Ребята активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания в изобразительной деятельности. У детей закрепились некоторые правила поведения в общественных местах. Они стали более открытыми, раскрепощёнными в общении со взрослыми и своими сверстниками.
У родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/08/picture-65520.jpg)
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/27/picture-219482-1369680469.jpg)
Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-353029-1385282865.jpg)
Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».
Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе. В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/26/picture-145949-1706289600.jpg)
Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/19/picture-1222845-1729355200.jpg)
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/13/picture-1463404-1678722054.jpg)
Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»
laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/27/picture-1062607-1538054305.jpg)
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....