Тема по самообразованию:«Взаимодействия ДОУ с родителями по повышению качества семейного воспитания»
методическая разработка (младшая группа)

Иванова Наталья Рафаиловна
Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество детского сада с семьёй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема по самообразованию26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию

«Взаимодействия ДОУ с родителями по повышению качества семейного воспитания»

Иванова Наталья Рафаиловна

Актуальность

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество детского сада с семьёй. Многие родители считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов, поскольку всю необходимую информацию черпают в Интернете и в СМИ. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, образования и развития.

Сотрудничество педагогов и родителей, на которое нас нацеливает ФГОС дошкольного образования, позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии.

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

Воспитывает ребенка всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего –люди. Из них на первом месте – родители и педагоги А.С. Макаренко

Для вовлечения родителей в образовательный процесс, мы – педагоги должны постоянно контактировать с ними, открыто показывать и рассказывать обо всём, чем занимаемся с детьми, как строим свой день, что волнует нас при этом. Главное, при общении с родителями мы должны проявлять личную заинтересованность, так появилась

Цель: установление партнерских отношений участников образовательного процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Для достижения которой, необходимо решить ряд задач .

Задачи:

1. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями через использование разных форм организации сотрудничества

2. Установить доверительные и партнёрские отношения с родителями для изучения их интересов и построения дальнейшего сотрудничества.

3. Сформировать у родителей компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребёнку, через вовлечение их в образовательный процесс.

Что бы решить эти задачи,  я составила план по  организации взаимодействия с семьями воспитанников, , выстраивая свои взаимоотношения в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Он нацелен на следующие

 Ожидаемые результаты:

• Во-первых, нам необходимо установить доверительные отношения с семьями детей, что даст достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребёнка в семье;

• Во-вторых, мы должны оказать помощь родителям в повышении правовой компетентности, заинтересовать их данной темой, например, какие изменения произошли в детском саду с введением ФГОС ДО;

• Только тогда родители станут полноправными участниками образовательного процесса, когда мы наравне с педагогами будем предлагать им принимать участие в планировании мероприятий, обсуждать возникшие проблемы на совместных методических объединениях, что позволит выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду;

• Лишь после этого реально установить партнёрские отношения между родителями и педагогами детского сада

Вовлечение семьи в воспитательно – образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей, повышению их родительско-педагогической  компетентности. При организации совместной работы детского сада с семьями я придерживалась основным принципам:

1. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится всё сотрудничество педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны  категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2. Современные папы и мамы в большинстве своём люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесёт положительные  результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3. Любое, даже самое небольшое мероприятие по взаимодействию с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить. Главное при этом - качество, а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар-практикум могут негативно повлиять на положительный имидж детского сада в целом.

4. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Свою работу по организации взаимодействия с семьями воспитанников, мы строим по нескольким направлениям:

I. Познавательное направление. Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает следующие формы взаимодействия:

  1. - общие, групповые собрания. Мною были подготовлены и проведены такие собрания «Адаптация малыша». «Круг сближения»
  2. на собрании (тренинг) «Круг сближения»  целью стало создание дружественной, творческой рабочей атмосферы. Настрой на позитивный контакт между воспитателем и родителями воспитанников. Познакомила родителей с особенностями образовательной и воспитательной работы.
  3.  А чтобы узнать какими бы родители хотели увидеть своих детей в конце учебного года, им было предложено написать, и о чем они хотели узнать. На основе их пожеланий я подготовила консультации.

- консультации и индивидуальные беседы. Консультации для родителей проводимые в детском саду являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребёнка.

Мною были подготовлены консультации  -

- «С кем предпочитает играть ваш ребёнок»

- «Детские игрушки и возраст ребёнка»

«Адаптация ребенка в детском саду»;

-« Мальчики и девочки стереотипы воспитания»

«Медлительные дети»

«Как успокоить плачущего ребёнка»

«Искусство дать ребёнку лекарство»

«Если ребёнок играет в агрессивные игры»

-«Домашние обязанности»

-«Любите дочку восхищайтесь сыном»

. Устные консультации проводила индивидуально, в основном по просьбам родителей

Выставки детских работ с участием родителей такие как: «Осенняя феерия», «Снежинка» «Золотые руки мамы», «Моя любимая игрушка».  « Путешествие в сказку».  Проведение таких выставок,   стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

- совместные прогулки в период адаптации. Мы с детьми любим, ходить на экскурсии по детскому саду, рядом родители. У них появляется возможность побыть с ребёнком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих совместных прогулок дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями.

 

Следующее направление, можно выделить

Информационно-аналитическое Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Использование данного направления помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению провела:

- анкетирование и тестирование. Благодаря анкетам я смогла узнать потребности и интересы родителей в вопросах сотрудничества с детским садом. Провела анкетирование «социальная анкета семьи», что позволило узнать о составе семьи, интересах. Анкета «Готов ли ваш ребёнок к детскому саду?» здесь смогла узнать как ребёнок  подготовлен в детский сад его аппетит, самостоятельность, режим дня  на основе анкеты составила для каждого ребёнка адаптационный тест где отмечала его речевую и игровую активность, контакт со взрослыми и детьми. Анкета «Время семьи! Время семье!» помогла оценить количество времени,  которое родители тратят на совместный досуг с детьми в  семьях.  Анкетирование- тест  «Восприятие книги и ребёнка» помогло узнать, как в семьях относятся к литературе и приучают ли ребёнка к книгам. Это позволило и родителям оценить свою позицию и в чём-то, возможно, пересмотреть себя.

 Для обеспечения открытости во взаимодействии с семьями, нельзя не упомянуть Наглядно-информационное направление. Цель: доведение до родителей любой информации в доступной форме, тактичное напоминание о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.

Данное направление включает:

- оформление родительских уголков с необходимой информацией о режиме дня, занятиях, организации питания, о сотрудниках, работающих с детьми, памятки для родителей.

- на стенде помещается практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.

- нормативные документы, регулирующие деятельность детского сада;

- объявления и рекламы;

- продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки) с указанным программным содержанием ;

Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для взаимодействия с семьями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.

 И, наконец, самое продуктивное в плане взаимодействия с семьями, это

Досуговое  направлениеЦель: установление тёплых  отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.

Встречи с родителями перед праздником на репетициях, на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша педагогическая самооценка, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы, повышается родительская рефлексия и соответственно авторитет детского сада растёт. Фото с репетиции. Ещё одной интересной традицией нашей группы является привлечение родителей к организации и проведению праздников и развлечений. Родители с удовольствием выбирают роли сказочных персонажей, посещают репетиции. Так  в этом году шла подготовка к  Новому году  праздник для детей делали родители был поставлен кукольный театр  родители  приходили на репетиции  учили песни танцы  игры  на празднике в зрительном зале сидели дети вместе с родителями  Дети, родители которых участвуют в праздниках и развлечениях, чувствуют себя героями наравне с родителями. После праздников, продолжительное время, дети обсуждают сюжет праздника, обсуждают участие родителей в таких мероприятиях. Пассивные родители стремятся в последующем тоже принять участие в следующих праздниках и развлечениях, чтобы поднять статус ребёнка в коллективе. В нашем детском саду  уже долгое время организован  семейный клуб,  «Светлячок –маячок» Целью которого является: Установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого  Наш клуб существует с 2011 года и сразу же стал победителем районного конкурса посвящённого Международному дню семьи. И вот уже пять лет согревает своим теплом и светом односельчан .В 2016 году  наш клуб защищал честь Звериноголовского района в г. Кургане фестиваль был посвящён  Году российского кино мы в первый раз участвовали  в соревновании такого уровня фестиваль проходил  в три этапа  в первом этапе был конкурс «Битва хоров» где мы  заняли первое призовое место и были награждены Дипломом за победу. Также  участвовали  в спортивных и творческих конкурсах  «Квиддич», «Квест», «Боулинг», конкурс фотографий «Сюжеты любимого кино», выставке Семейная мастерская».Очень радует  то что ушедшие семьи по окончании  детского сада  в школу через время возвращаются снова в наш клуб  придя уже с другим  следующим своим ребёнком,  родители  с удовольствием принимают участие  во всех мероприятиях  нашего клуба и с удовольствием отзываются  поучаствовать  в различных конкурсах. Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач. С родителями  проводятся различные виды бесед, посиделок, собраний, чаепитий, в которых они охотно принимают участие. В начале марта в  нашем клубе пополнилось ещё три молодых и активных семьи,  которые приняли участие в нынешнем фестивале посвященному году Экологии.

Результативность

Взаимодействие воспитателей и родителей стало необходимым условием всестороннего развития ребёнка, позволило глубже узнать его индивидуальные способности и возможности.

Многие из родителей осознали важность сотрудничества с воспитателями. Если раньше степень включённости родителей в организацию образовательного процесса была такова: пассивные наблюдатели – 85%, активные участники – 15%, то на данный момент пассивными остаются лишь 20% родителей. Индивидуальные собеседования с родителями показывают. Что многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков.

Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной  взаимоподдержки  и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух не сообщающихся систем. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ Тема: Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников

Информационно-коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах ...

презентация по теме "ИспользованиеИКТ для повышения качества обучения , воспитания и развития дошкольников"

презентация по теме "ИспользованиеИКТ для повышения качества обучения  , воспитания и развития дошкольников"...

творческий отчет "Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников по повышению качества семейного воспитания"

1.Актуальность темы2.Цели, задачи, принципы взаимодействия детского сада и семьи3.Недостатки, противоречия, проблемы сотрудничества ДОУ и родителей4.Эффективные формы работы с родителями...

ДОКЛАД Тема: «Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников».

laquo;Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников»....

Консультация для воспитателей на тему: "Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников"

С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в сторон...