"Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей средней группы".
консультация (средняя группа) на тему
"Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей средней группы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry_v_muzykalnom_vospitanii_1.docx | 25.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей средней группы".
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Задачи по изучению опыта.
2.Актуальность темы.
3.Развитие музыкальности у детей.
4.Используемая литература.
Введение
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба... Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет…»
А.С.Макаренко
Овладение речью – одна из самых сложных проблем у детей дошкольного возраста. Общение требует соответствующей системы средств, которая может позволить передать свои мысли и переживания и понять своего собеседника. Поэтому правильное овладение речью и ее постановкой имеет огромное значение для общего развития ребенка. И начинать это развитие необходимо, как можно раньше, с раннего дошкольного возраста.
Пальчиковые игры и упражнения развивают у детей мышление, а также побуждают малышей к творчеству. Главная функция речи – высказывание, сообщение и понимание, то есть коммуникация.
Именно, “пальчиковая гимнастика” стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики.
Основная часть
- Пальчиковые игры в раннем возрасте
В раннем возрасте игры с пальчиками должны быть индивидуальной игрой. На 3 году жизни ребенок должен уметь сгибать пальчики в кулачки, выполнять действия по тексту: делать «крылышки» (махать ладошками), делать ушки (коза), «усики», «фонарики». Также можно показать ребенку следующую игру – сухой бассейн: наполнить емкость фасолью, горохом, бобами и т.д. детки, перебирая пальчиками, ищут игрушку («Киндер сюрприз»).
Детки в этом возрасте учатся выполнять разнообразные движения ногами, руками, пальчиками. С самого раннего детства малыши приобщаются к фольклору.
«Наши ножки топ-топ!
Наши ручки хлоп-хлоп!
Вниз ладошки опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем».
(Притопываем ногами и хлопаем в ладоши).
Большое значение в раннем возрасте играют музыкально-пальчиковые игры, так как ребенок быстрее усваивает текст с музыкой. Музыкальное сопровождение оказывает дополнительное воздействие на деятельность мозга. Сначала движения выполняются в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается.
Игра «Колечко» (поочередно перебирать пальцы рук, соединяя их в кольцо)
Пальчиковые игры в быту:
- нанизать на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть ребенок перебирает. Дать деревянные бусы, счеты, пирамидки.
- нарисовать на пластмассовых пробках мордочки, надеть на пальчики. У вас получится пальчиковый театр.
Эти игры не требуют сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогут прогулку, занятия и совместную работу с родителями сделать интересными и полезными.
«Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья!»
Но самое главное в этом возрасте, чтобы это все закреплялось и повторялось дома, в семье. Для этого необходимо просветить родителей. Можно на родительском собранииили на мастер-классе показать игры и обязательно проиграть их с родителями. Все это необходимо для успешного развития речи ребенка в более старшем возрасте.
Еще одно направление по применению пальчиковых игр – сказочные персонажи.
Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, солнышко и дождик (эти персонажи с самого раннего возраста.)
«Сидит белка на тележке,
Продает она орешки.
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому».
(В более старшем возрасте можно дать зарисовать сказочных персонажей).
В музыкальном сопровождении детям легче имитировать движение рук с песней. Например:
“Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку,
А для милой мамочки
Испеку два пряничка…” (импровизация таких игр нравится детям).
ЗАДАЧИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОПЫТА.
1.Учить детей управлять своим голосом и артикуляцией.
2.Развивать фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух.
3.Овладевать мимикой лица, телом, развивать дыхание.
4.Развивать чувство ритма.
5.Стимулировать фантазию, развивать коммуникабельность, доброжелательное отношение к другим детям.
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.
Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему способность видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок.
Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости слушать и слышать рождалась музыкальность-природой данное человеку свойство.
Невозможно заставить детей полюбить петь, танцевать и т.д. Можно увлечь, заинтересовать и поддерживать этот интерес. И в этом отношении невозможно придумать что-либо лучше, эффективнее, чем игровые методы. Вхождение ребенка в любой вид искусства должно проходить через" волшебный мост" игры.
В процессе игровых занятий интеллектуально-пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему недоступен в обычной игровой ситуации. Игра необходима ребенку не только как средство познания искусства, но и как средство, способное справиться с проблемами развития. Игротерапия -это, прежде всего, свобода в действиях и реакциях. Поэтому задачи игровой терапии заключаются в том, чтобы вначале дать возможность ребенку:
- снять эмоционально-психическое напряжение, т.е.отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем заменить их на противоположенные, положительные действия и поступки;
-помочь обрести веру в себя;
-овладеть чувством самоконтроля.
К игровым и развивающим приемам на музыкальных занятиях относятся: пальчиковые игры, музыкально-речевые упражнения, музыкально - ритмические упражнения со словами.
Подобные виды деятельности развивают у ребенка работу мозга, способствуют развитию речи, чувства ритма. Игры, сопровождающиеся пением, развивают звуковысотный слух. Эти виды деятельности помогают детям , начиная с самого раннего возраста:
-исполнять небольшие театрализованные постановки:
-учат владеть мимикой, телом;
-развивают артикуляцию, дыхание, что очень важно при обучении пению, танцу;
-стимулируют фантазию;
-учат управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе " телесных координат", что предотвращает возможность возникновения неврозов;
- позволяет ощутить радость взаимопонимания.
Эти виды деятельности поднимают настроение благодаря своему эмоционально-образному содержанию, обогащают речь ребенка. Незаметно для себя дети запоминают большое количество стихов, становится выразительной речь, а как следствие-пение.
Попадая в детский сад, ребенок попадает в новый для него мир, его окружают чужие вещи, люди ( дети, взрослые) и ребенку нужно время для того, чтобы адаптироваться в новой среде. Этому, в большой мере, по моему мнению, способствуют музыкальные занятия, на которых ребенок раскрепощается, чувствует себя частицей коллектива, даже если сначала он выступает в роли пассивного зрителя. Звучащая музыка, движение, игра, танец, использование на занятиях игр и наглядных пособий помогают ребенку включиться в творческий процесс. Сначала наблюдение, затем несмелое подпевание, кратковременное действие в игре показывают ребенку, что это интересно и этим хочется заниматься еще.
Пальчиковые игры, музыкально - речевые , двигательно-речевые упражнения имеют свою давнюю историю, которая берет свое начало
в народном творчестве. Издавна дети играли в игры: "ЛАДУШКИ" " СОРОКА -ВОРОНА", " ЭТОТ ПАЛЬЧИК" " ЧЕТ-НЕЧЕТ".
Остановимся подробнее на пальчиковых играх.
Все люди очень разные: у кого-то хорошая память, и он любит читать стихи, кто-то прекрасно рисует, а кот-то очень не любит заниматься точными науками, кто-то увлечен классической музыкой, а кому-то просто нравится смотреть, как идет дождь. Но почему-то , когда речь идет о ребенке, мы, взрослые, забываем, что это тоже человек, со своим желанием, настроением; мы забываем о психологических, физиологических и речевых возможностях этого маленького человека , о том, что он что-то любит, а чего-то нет. И именно пальчиковые игры способствуют раскрытию природы ребенка. Именно о пальчиковых играх многие взрослые думают как о развлечении, и во многом это касается родителей.
НАША ЗАДАЧА ДОНЕСТИ ДО РОДИТЕЛЕЙ ВСЮ ВАЖНОСТЬ ЭТИХ ИГР.
Пальчиковые игры - это своеобразный театр со своими эмоциями, переживаниями, актерами, которыми здесь являются пальцы.
Очень важное значение в развитии ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: улучшается двигательная координация, преодолеваются скованность, зажатость. Самое главное условие, о котором должны помнить и педагоги и родители это то, что пальчиковые игры должны выполнятся ребенком без затруднения и приносить ему только радость.
Выдающиеся ученые Л.С.Выгодский, Л.С. Волкова считали, что развитие мелкой моторики рук положительно влияет на становление детской речи. Пальчиковые игры вырабатывают у детей способность формирования адекватной самооценки, повышению уверенности, нормализации отношений, вырабатывают такие качества как способность мобилизоваться, расслабляться, сосредотачиваться. Игры повышают общий уровень организации мышления ребенка. С помощью пальчиковых игр ребенок готовится к освоению чтения и письма.
Пальчиковые игры можно проводить и под музыку, негромкую, спокойную, знакомую, чтобы она не отвлекала ребенка. Сейчас появились новые пальчиковые игры, когда пальчики" танцуют" под музыку, выстукивая ритмический рисунок, что является показателем развития у ребенка чувства ритма. Это сложный процесс, но овладение им позволяет ребенку предлагать собственные варианты ритмических рисунков одного и того же музыкального произведения, а это в свою очередь является показателем общего развития малышей. Пальчиковые игры можно не только рассказывать, но еще и петь, что развивает артикуляцию, дыхание.
Как-то мне попалась книга "Страна пальчиковых игр" ( М,С.Рузина, С.Ю.Афонькин). Книга включает в себя несколько разделов, и я выбирала наиболее простые и доступные для дошколят: сначала без слов - бабочки, птицы, кошка выпускает и прячет коготки, гребешок, ленивое и веселое солнышко. Некоторые из этих игр я подкрепляла звукоподражанием. Например: кошка выпускает коготки, раскрывая пальчики, дети произносят " мяу" - громко, резко пряча коготки тихо и ласково мурлыкали; изображая птиц чирикали весело, каркали грубо. Причем здесь я предлагала детям и мимикой выразить характер персонажа.
Очень хорош сборник " Скворушка" (Е.Макшанцева), в котором даются игры, начиная с 8-ми месячного возраста, причем эти игры являются не только музыкально-речевыми , но и театральными, что позволяет детям с раннего возраста попробовать себя в роли артистов. Детям нравятся эти игры и в большинстве случаев они принимают участие все. В младших группах дети бывают пассивны в силу своего развития, настроения, адаптации к новой обстановке, поэтому я к таким детям подхожу осторожно, даю им возможность привыкнуть, приглядеться и как же радостно бывает, когда замечаешь, что малыш, сначала, начинает смелее смотреть на то, чем занимаются другие, а потом постепенно, несмело включается в игру. Очень хорошо помогает детям прием: "посмотри на себя", когда мы разыгрываем наши игры перед зеркалом и дети с удовольствием наблюдают за собой и за другими. Еще один замечательный прием, помогающий детям в развитии музыкальности, в частности в развитии чувства ритма, когда дети отстукивают ритм по ладошкам и коленям соседа. Иногда мы устраиваем концерт по заявкам, когда дети предлагают поиграть в игры, которые они больше всего полюбили "Пирожки", "Обезьянки" или же без слов показывают игру на пальчиках, а все должны узнать, что же это за игра.
Конечно, бывают и неудачные попытки, но это скорее всего происходит оттого, что не всегда учитываются способности детей, их подготовленность, тогда я упрощаю материал или оставляю его на будущее.Наблюдая за детьми, я заметила, что на занятиях дети стали более эмоциональны, научились владеть мимикой, выразительно передают высоту звуков. Сейчас появилось очень много разработок игр, занятий, которые оказывают огромную помощь в работе, и я считаю, что пальчиковые игры, словесно-музыкальные и словесно-двигательные упражнения помогают детям не только овладеть пением, движением, они помогают само выражаться, проявлять свои индивидуальные способности.
В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении определенного периода времени, выстроить диаграмму или график показателей развития.
Диагностическое обследование разработано по методу Л.И.Тихоновой.
Заключение
Речь ребенка тесно связана с движениями пальцев рук. Это можно наглядно увидеть при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, у которых более оживленные движения рук и пальцев, успешнее развиваются в речевом отношении. Раньше всего ребенок называет те предметы, которые трогает руками. Игры можно проводить как в детском саду, так и дома. Задачу развития мелкой моторики успешно решают систематические занятия, которые включают в себя: пальчиковая гимнастика, упражнения с карандашами, мячами, кольцами, выполнение фигурок их пальцев, ориентировка в пространстве, работа с мелким материалом (счетные палочки).
Что дает пальчиковая гимнастика для ребенка:
- развивает ребенку память, так как он учится запоминать последовательность движения рук и пальцев;
- развивает воображение и фантазию;
- умение подражать взрослому;
- выполняет упражнения, сопровождая их строчками стихотворения или песен;
- речь становится более четкая и ритмичная.
Тексты пальчиковых игр
Краб.
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу
основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Дети раскачивают
руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы
рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелят ими.
А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает
Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены
в стороны (крылья). Дети "машут"ими в воздухе.
И за рыбками ныряет,
Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняют волнообразные движения.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой...
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы).
Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открывают и закрывают рот" крокодила
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом!",
(Один хлопок над головой).
Мышь скатилась кувырком.
(Руки "скатываются" на пол).
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"
(Два хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"
(Три хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Рузина М.С., АфонькинС.Ю."Страна пальчиковых игр" Кристалл С.-Петербург 1998г.
2.Макшанцева Е."Скворушка" Арти-Иленса Москва 1999г.
3.Музыкальная палитра" №3 2003г.,№4 2002г.
4."Музыкальный руководитель" №1 2006 г.,№2 2004г.,№ 1 2004г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта: "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей раннего возраста"
Использование пальчиковых игр станет важным этапом во всестороннем музыкальном воспитании детей. Работа носит обучающий, воспитательный, практический характер. Педагогический проект средней продолжи...
Опыт работы "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей раннего возраста".
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба... Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет…» А.С.Макаренко...
"Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей младшей группы".
Пальчиковые игры и упражнения развивают у детей мышление, а также побуждают малышей к творчеству. Главная функция речи – высказывание, сообщение и понимание, то есть коммуникация.Именно, “пальчиковая ...
Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста
Современное общество столкнулось с проблемами нарушения речи и мелкой моторики. Современные дети не завязывают шнурки, не застёгивают пуговицы, избавлены от ежедневных, элементарных тренировок своих п...
Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста
Игра относится к основным видам деятельности дошкольников. Поэтому в детском саду игры являются частью всех режимных моментов, включающих и обучение, в которых усвоение какого-либо материала происходи...
Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста
Современное общество столкнулось с проблемами нарушения речи и мелкой моторики. Современные дети не завязывают шнурки, не застёгивают пуговицы, избавлены от ежедневных, элементарных тренировок своих п...
- Мне нравится (1)