Доклад "Требования к организации работы по ФЭМП в разных возрастных группах"
материал на тему

Петрова Светлана Юрьевна

Педагогический совет "Формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

Доклад

«Требования к организации работы по ФЭМП в разных возрастных группах»

Воспитатель:

Петрова Светлана Юрьевна

высшая квалификационная категория                                                   

                                                                                    педагогический совет «Формирование  элементарных математических представлений

в интеграции с другими видами детской деятельности

 в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

г.о. Электрогорск

02.03.2018

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.

Занятия (ООД) являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.

Во всех возрастных группах занятия проводятся фронтально, т. е. одновременно со всеми детьми. Лишь во второй младшей группе в сентябре рекомендуется проводить занятия по подгруппам (6-8 человек), охватывая всех детей, чтобы постепенно приучить их заниматься вместе.

Количество занятий  относительно невелико: одно (два в подготовительной к школе группе) занятие в неделю.

С возрастом детей увеличивается длительность занятий: от 15 минут во второй младшей группе до 25-30 минут в подготовительной к школе группе.

Поскольку занятия математикой требуют умственного напряжения, их рекомендуют проводить в середине недели в первую половину дня, сочетать с более подвижными: физкультурными, музыкальными занятиями или занятиями по изобразительному искусству.

Каждое занятие занимает свое, строго определенное место в системе занятий по изучению данной программной задачи, темы, раздела, способствуя усвоению программы развития элементарных математических представлений в полном объеме и всеми детьми.

В работе с дошкольниками новые знания даются небольшими частями, строго дозированными «порциями». Поэтому общую программную задачу или тему обычно делят на ряд более мелких задач — «шагов» и последовательно реализуют их на протяжении нескольких занятий.

Например, вначале дети знакомятся с длиной, затем шириной и, наконец, высотой предметов. Для того чтобы они научились безошибочно определять длину, ставится задача распознавания длинной и короткой полосок путем их сравнения приложением и наложением, затем подбирается из ряда полосок разной длины такая, которая соответствует предъявленному образцу; далее на глаз выбирается полоска самая длинная (или самая короткая) и одна за другой укладываются в ряд. Так, длинная полоска на глазах самого ребенка становится более короткой по сравнению с предыдущей, а это раскрывает относительность смысла слов длинный, короткий.

Решению каждой программной задачи посвящается несколько занятий, и затем в целях закрепления к ней неоднократно возвращаются в течение года.

Количество занятий по изучению каждой темы зависит от степени ее трудности и успешности овладения ею детьми.

Поквартальное распределение материала в программе каждой возрастной группы на протяжении учебного года позволяет полнее реализовать принцип системности и последовательности.

В летние месяцы  занятия по обучению математике ни в одной из возрастных групп не проводятся. Полученные детьми знания и умения закрепляются в повседневной жизни через   игры, игровые  упражнения.

Программное содержание занятия обусловливает его структуру.

В структуре занятия выделяются отдельные части: от одной до четырех-пяти в зависимости от количества, объема, характера задач и возраста детей.

Часть занятия как его структурная единица включает упражнения и другие методы и приемы, разнообразные дидактические средства, направленные на реализацию конкретной программной задачи.  Чем старше дети, тем больше частей в занятиях. В самом начале обучения (во второй младшей группе) занятия состоят из одной части( различать и называть шар и куб) Однако не исключается возможность проведения занятий с одной программной задачей и в старшем дошкольном возрасте ( например: сформировать представление о признаках предметов, таких как высота, ширина и длина, обучать умению сравнивать предметы с учётом изученных параметров) . Структура таких занятий определяется чередованием разных видов деятельности детей, сменой методических приемов и дидактических средств.

Новый материал дается в  первых частях занятия, по мере усвоения он перемещается в другие части. Последние части занятия обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях.

В процессе занятий, обычно после первой или второй части, проводятся физкультминутки – кратковременные физические упражнения для снятия утомления и восстановления работоспособности у ребят.

Дидактические игры разной степени подвижности также могут успешно выступать в качестве физкультминутки.

В практике работы по формированию элементарных математических представлений сложились следующие типы занятий:

1) занятия в форме дидактических игр;

2) занятия в форме дидактических упражнений;

3) занятия в форме дидактических упражнений и игр.

Занятия в форме дидактических игр широко применяются в младших группах. («Чего не стало?» «На что похоже?» «Чего привёз мишка?»)  В этом случае обучение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой. Воспитатель пользуется в основном методами и приемами опосредованного педагогического воздействия: применяет сюрпризные моменты, вводит игровые образы, создает игровые ситуации на протяжении всего занятия, в игровой форме его заканчивает. Упражнения, с дидактическим материалом, хотя и служат учебным целям, приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.

Занятия в форме дидактических игр  отвечают возрастным особенностям маленьких детей; эмоциональности, непроизвольности психических процессов и поведения, потребности в активных действиях. Однако игровая форма не должна заслонять познавательное содержание. Формирование разнообразных математических представлений является главной задачей таких занятий.

Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах.  Обучение на них приобретает практический характер. Выполнение разнообразных упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом ведет к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих им математических представлений.

Воспитатель применяет приемы прямого обучающего воздействия на детей: показ, объяснение, образец, указание, оценка и т. д.

В младшем возрасте учебная деятельность мотивируется практическими и игровыми задачами (например, дать каждому зайцу по одной морковке, чтобы узнать, поровну ли их; построить лесенку из полосок разной длины для петушка и т. д.), в старшем возрасте — практическими или учебными задачами (например, измерить полоски бумаги и отобрать определенной длины для ремонта книг, научиться измерять длину, ширину, , высоту предметов и т. д.).

Занятия по формированию элементарных математических представлений в форме дидактических игр и упражнений наиболее распространены в детском саду. Этот тип занятия объединяет оба предыдущих. Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях. Их последовательность определяется программным содержанием и накладывает отпечаток на структуру занятия.

Согласно общепринятой классификации занятий по основной дидактической цели выделяют:

а) занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению;

б) занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач;

в) учетно-контрольные, проверочные занятия;

г) комбинированные занятия.

Занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению проводятся в начале изучения большой новой темы: обучение счету, измерению, решению арифметических задач и др. Наиболее важным для них является организация восприятия нового материала, показ способов действия в сочетании с объяснением, организация самостоятельных упражнений и дидактических игр.

Занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач следуют за занятиями по сообщению новых знаний. Они характеризуются применением разнообразных игр и упражнений, направленных на уточнение, конкретизацию, углубление и обобщение полученных ранее представлений, выработку способов действий, переходящих в навыки. Эти занятия могут быть построены на сочетании разных видов деятельности: игровой, трудовой, учебной. В процессе проведения их воспитатель учитывает имеющийся у детей опыт, использует различные приемы активизации познавательной деятельности.

Периодически (в конце квартала, полугодия, года) проводятся проверочные учетно-контрольные занятия, с помощью которых определяют качество освоения детьми основных программных требований и уровень их математического развития. Занятия включают задания, игры, вопросы, цель которых выявить сформированность знаний, умений и навыков. Занятия строятся на знакомом детям материале, но не дублируют содержания и привычных форм работы с детьми. Кроме проверочных упражнений, на них возможно использование специальных диагностических заданий.

В комбинированных занятиях важно предусмотреть правильное распределение умственной нагрузки: знакомство с новым материалом следует осуществлять в период наибольшей работоспособности детей (начинать после 3-5 минут от начала занятия и заканчивать на 15-18 минуте).

Начало занятия и его конец следует посвящать повторению пройденного.

Усвоение нового может сочетаться с закреплением пройденного, проверка знаний с их одновременным закреплением, элементы нового вводятся в процессе закрепления и применения знаний на практике и т. д., поэтому комбинированное занятие может иметь большое количество вариантов.

Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока.

ИТАК:

1.  Обучение математике должно вестись на специально организованных занятиях. Во второй младшей группе и средней группе работа должна проходить в форме игры.

2.  Во второй младшей группе, средней группе, старшей группе занятия по математике проводятся 1 раз в неделю, т. е. 36 занятий в год. В подготовительной группе 2 занятия в неделю, т. е. всего 72 занятия в год.

3.  Занятия по математике лучше всего планировать во вторник, среду, четверг.

4.  Занятия по математике лучше всего планировать с музыкальным или физкультурным занятиями. Не рекомендуется сочетать математику с изобразительной деятельностью или развитием речи.

5.  Строго соблюдать длительность занятий. Вторая младшая группа – 10-15 минут, средняя группа – 15-20 минут, старшая группа – 20-25 минут, подготовительная группа – 25-30 минут. Длительность может зависеть от начала и конца учебного года, сложности программных задач, от количества программных задач, от количества использованных приемов в обучении.

6.  На каждом занятии по математике обязательно использовать наглядный материал.

7.  Каждая программная задача обязательно должна дробиться на ряд более мелких задач .

8.  Обязательно на одном занятии должна быть смена приемов обучения .

9.  Не меньше половины времени на занятии должно отводиться на самостоятельную работу детей.

10.Воспитатель должна привлекать к работе как можно больше анализаторов.

11.Речь воспитателя должна быть четкой, немногословной, конкретной ; интонацией должны подчеркиваться математические понятия .

Требования:

1.  формулировка четкая, немногословная, понятная детям.

2.  задание дается всем детям, а спрашиваем одного ребенка.

3.  ребенок должен рассказать, как выполнил задание или как будет его выполнять.

4.  не должно быть подсказывающих вопросов (например: много или одна матрешка?).

5.  не должно быть вопроса требующего ответа-констатации (да/нет).

6.  ответы детей должны быть по существу вопроса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к организации работы по ФЭМП в разных возрастных группах.

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найт...

Диагностика ФЭМП для разных возрастных групп.

Диагностика ФЭМП для разных возрастных групп....

Диагностика ФЭМП для разных возрастных групп

Диагностика ФЭМП для разных возрастных групп...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в разных возрастных группах

Большую роль в закреплении элементарных математических представлений могут сыграть разнообразные дидактические игры....

Консультация "Организация и проведение прогулок в разных возрастных группах. Общие принципы организации прогулки"

Консультация для начинающих педагогов об организации  и проведении прогулок в разных возрастных группах....

Консультация для педагогов в ДОУ "Организация работы по ПДД в разных возрастных группах"

Данная консультация способствует формированию у педагогов потребности в планомерной, систематической последовательной работе по обучению детей ПДД,  для совершенствования качеств работы по ПДД пр...