Отчёт по теме самообразования «Роль социо-игровых технологий в развитии личности ребёнка дошкольника»
статья (подготовительная группа) на тему

Людмила Владимировна Шаповалова

Данный отчёт раскрывает основные аспекты работы по теме самообразования «Роль социо-игровых технологий в развитии личности ребёнка дошкольника». В отчёте содержится материал по практическому применению теоретического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_otchyot_18g.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по теме самообразования «Роль социо-игровых технологий в развитии личности ребёнка дошкольника»

воспитателя Шаповаловой Людмилы Владимировны

за 2017-2018 учебный год.

1.  Обоснование выбора темы.

В федеральном государственном стандарте прописана такая образовательная область как социально-коммуникативное развитие ребенка. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социоировым подходом занимались такие ученые как Е.Е. Шулешко, Т.В. Тарунтаева, О.В. Пастюк, В.М. Букатов. По мнению Е.Е. Шулешко - «Главная забота воспитателей – не обучение, не развлечение, даже не развитие, а столь внедидактическая вещь как дружба». Социоигровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка.

Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило.

Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Основными задачами социоигровой технологии являются: повышение качества образования детей; снятие страха перед деятельностью; развитие индивидуальности, эрудированности и сообразительности детей; развитие у

детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими; формирование у детей навыков слаженной работы; развитие взаимодействия «Ребёнок – ребёнок», «Ребёнок – родитель», «Ребёнок – взрослый» для обеспечения душевного благополучия.

Социо-игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.

Образовательную деятельность детей необходимо организовывать как игру-взаимодействие между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая»). Данную технологию можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это даёт возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением её в коллективную.

Социо-игровая технология – это эффективный метод повышения воспитательного потенциала занятия, который способствует непринуждённо в игровой форме привлечь ребенка к обучению и получению знаний при помощи общения с взрослым, как равноценным партнером по игре; умение ребенка делиться своими знаниями со сверстниками, учит не бояться ошибиться.

2. Предварительная работа перед началом работы по теме самообразования. 

Подобрав и проанализировав методическую литературу по социо-игровой технологии, я разработала перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста, а также план взаимодействия с родителями воспитанников. В соответствии с перспективным планом работы  разработала конспекты ОД, картотеки игр, беседы и наблюдения, консультации и рекомендации для родителей воспитанников.

3. Изучение методической литературы:

  • 1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
  • 2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
  • 3. Букатов В. М.  « Бабочка социо - игрового стиля обучения».  
  • 4. Давыдов А. «Играя, растём и умнеем». – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.
  • 5. Калинина Р. Р. «Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения». – СПб.: Издательство «Речь», 2001.
  • 6. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. «Социо-игровые подходы к педагогике»,  Красноярский краевой институт усовершенствования учителей.– Красноярск, 1990.

Поиск материалов в Интернете:

  • http://www.maam.ru/
  • http://www.moi-univesitet.ru/; «Из закромов социо-игровых приёмов обучения дошкольников»,
  • Открытый урок: www.openlesson.ru/

4. Способы практического применения теоретического материала.

Последовательность проведения игр:

1. Игры-задания для рабочего настроя

Каждое занятие всегда начинается с приветствия, выполняющего важные функции установления эмоционально-позитивного контакта с ребенком и формирования у него направленности на сверстника и интереса к нему. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу. В начале игрового занятия дети рассаживаются в круг вместе с педагогом на стульях или на ковре. Помимо индивидуальных, личностно-ориентированных приветствий, приветствуется вся группа, объединяющая детей в единое целое, что способствует формированию приподнятого радостного настроения и позитивной ориентации (поздороваться частями тела, передавая предмет, аплодисментами). ( «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Встань, на кого-то смотрю», «Летает - не летает».)

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Развитие навыков партнерского общения. Важно, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость и ощутил принадлежность к группе, внес свой вклад в общее дело, делясь идеями.

Это может быть совместное с детьми планирование. Здесь возможны два случая. Решение о выборе игры принимается в результате общего группового обсуждения, когда все члены группы, включая педагога, по очереди высказывают свои предложения и обсуждают их.

Совместное планирование и выработка группового решения оказывают значительное коррекционное воздействие на личность ребенка.

(«Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит»)

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

(«Заводные человечки», «Карлики-великаны», «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит», «Дотронься до».)

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Полученный опыт игрового взаимодействия дети могут использовать в продуктивной деятельности. («Рисунок по кругу», «Изображение предметов», «Тело в деле».)

        В течении года с детьми проводились занятия с использованием социо-игровой технологии «Мишкины сны» (по речевому развитию), «Спасатели» (по социально-коммуникативному развитию), «Правила дорожные знать каждому положено» (по познавательно-речевому развитию), «Самая загадочная планета Математика» (по познавательному развитию), «природные зоны России» (по познавательному развитию), «Путешествие в страну Взросляндию».

Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».

Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями.

Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится ритуал. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день.

6. Способы отслеживания результатов работы по теме.   

Для родителей мной были разработаны и проведены консультации: «Роль игры в воспитании и развитии детей», «Игра, как условие формирования личности ребёнка дошкольника», «Применение социоигровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста», памятка «Ключевые вопросы социо-игровой технологии»; беседа «Социо-игровые технологии в развитии познания детей»; буклет «Социо-игровая технология».

Социо-игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения. Способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Социо-игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогом умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно; а т. к. работа идёт в малых группах, дети учатся общаться между собой.

7.  Выводы по теме.

Вывод: в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками достигнуты следующие результаты:

•        дети договариваются, приходят к согласию;

•        у детей развито речевое взаимодействие;

•        сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;        

•        у детей нет чувства страха за ошибку.

Я стараюсь поддерживать дружеские связи детей, не мешаю проявлять самостоятельность, создаю условия для общения детей друг с другом.

8. Как перекликаются выбранная тема и цель с задачами ДОУ? 

               Одной из задач ДОУ является использование в педагогической деятельности инновационных технологий. Социо-игровые технологии являются современными, соответствующими требованиям ФГОС ДО технологиями. Следовательно, выбранная мной тема по самообразованию «Роль социо-игровых технологий в развитии личности ребёнка дошкольника», вполне соответствует задачам ДОУ.

9. Проекция на будущее.

В своей педагогической практике я буду использовать социо-игровую технологию, которая  является важнейшей и неотъемлемой частью дошкольной педагогики и имеет большое значение в формировании социально-личностных качеств у дошкольников в процессе совместной организованной деятельности взрослого и ребенка, а также ребёнка и ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический театр для педагогов ДОУ по теме: «Социо - игровая педагогическая технология -активный метод взаимодействия с дошкольниками»

Сегодня необходимо использовать активные формы работы, позволяющие  вовлекать педагогов в деятельность и диалог.        Педагогам предложена для ознакомления  новая форма...

Статья "Роль игры в развитии личности ребёнка - дошкольника"

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В ранние годы жизни ребенка игра явл...

Отчёт по теме самообразования «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях реализации ФГОС».

Отчёт по теме самообразования «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях реализации  ФГОС»....

"Социо-игровые технологии в развитии личности ребенка дошкольника"

Применением данной технологии способствует реализации и потребностям детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а так же их коммуникативным навыкам в общении среди сверстников. Воспита...

Статья на тему "Подвижные игры и их значение в развитии личности ребёнка-дошкольника. Разнообразие подвижных игр".

Подвижные игры, что развивают подвижные игры, зачем нужны, какие бывают подвижные игры...

Консультация "Роль семейного микроклимата в развитии личности ребёнка-дошкольника"

В материале родители найдут ответы на вопросы: "Что такое безусловная родительская любовь?", "Почему нельзя потакать детским капризам?", "Какой вред "безграничие" ма...