Отчёт по теме самообразования «Роль социо-игровых технологий в развитии личности ребёнка дошкольника»
статья (подготовительная группа) на тему
Данный отчёт раскрывает основные аспекты работы по теме самообразования «Роль социо-игровых технологий в развитии личности ребёнка дошкольника». В отчёте содержится материал по практическому применению теоретического материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobr_otchyot_18g.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по теме самообразования «Роль социо-игровых технологий в развитии личности ребёнка дошкольника»
воспитателя Шаповаловой Людмилы Владимировны
за 2017-2018 учебный год.
1. Обоснование выбора темы.
В федеральном государственном стандарте прописана такая образовательная область как социально-коммуникативное развитие ребенка. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Социоировым подходом занимались такие ученые как Е.Е. Шулешко, Т.В. Тарунтаева, О.В. Пастюк, В.М. Букатов. По мнению Е.Е. Шулешко - «Главная забота воспитателей – не обучение, не развлечение, даже не развитие, а столь внедидактическая вещь как дружба». Социоигровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка.
Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило.
Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.
Основными задачами социоигровой технологии являются: повышение качества образования детей; снятие страха перед деятельностью; развитие индивидуальности, эрудированности и сообразительности детей; развитие у
детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими; формирование у детей навыков слаженной работы; развитие взаимодействия «Ребёнок – ребёнок», «Ребёнок – родитель», «Ребёнок – взрослый» для обеспечения душевного благополучия.
Социо-игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.
Образовательную деятельность детей необходимо организовывать как игру-взаимодействие между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая»). Данную технологию можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это даёт возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением её в коллективную.
Социо-игровая технология – это эффективный метод повышения воспитательного потенциала занятия, который способствует непринуждённо в игровой форме привлечь ребенка к обучению и получению знаний при помощи общения с взрослым, как равноценным партнером по игре; умение ребенка делиться своими знаниями со сверстниками, учит не бояться ошибиться.
2. Предварительная работа перед началом работы по теме самообразования.
Подобрав и проанализировав методическую литературу по социо-игровой технологии, я разработала перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста, а также план взаимодействия с родителями воспитанников. В соответствии с перспективным планом работы разработала конспекты ОД, картотеки игр, беседы и наблюдения, консультации и рекомендации для родителей воспитанников.
3. Изучение методической литературы:
- 1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
- 2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
- 3. Букатов В. М. « Бабочка социо - игрового стиля обучения».
- 4. Давыдов А. «Играя, растём и умнеем». – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.
- 5. Калинина Р. Р. «Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения». – СПб.: Издательство «Речь», 2001.
- 6. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. «Социо-игровые подходы к педагогике», Красноярский краевой институт усовершенствования учителей.– Красноярск, 1990.
Поиск материалов в Интернете:
- http://www.maam.ru/
- http://www.moi-univesitet.ru/; «Из закромов социо-игровых приёмов обучения дошкольников»,
- Открытый урок: www.openlesson.ru/
4. Способы практического применения теоретического материала.
Последовательность проведения игр:
1. Игры-задания для рабочего настроя
Каждое занятие всегда начинается с приветствия, выполняющего важные функции установления эмоционально-позитивного контакта с ребенком и формирования у него направленности на сверстника и интереса к нему. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу. В начале игрового занятия дети рассаживаются в круг вместе с педагогом на стульях или на ковре. Помимо индивидуальных, личностно-ориентированных приветствий, приветствуется вся группа, объединяющая детей в единое целое, что способствует формированию приподнятого радостного настроения и позитивной ориентации (поздороваться частями тела, передавая предмет, аплодисментами). ( «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Встань, на кого-то смотрю», «Летает - не летает».)
2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Развитие навыков партнерского общения. Важно, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость и ощутил принадлежность к группе, внес свой вклад в общее дело, делясь идеями.
Это может быть совместное с детьми планирование. Здесь возможны два случая. Решение о выборе игры принимается в результате общего группового обсуждения, когда все члены группы, включая педагога, по очереди высказывают свои предложения и обсуждают их.
Совместное планирование и выработка группового решения оказывают значительное коррекционное воздействие на личность ребенка.
(«Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит»)
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
(«Заводные человечки», «Карлики-великаны», «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит», «Дотронься до».)
4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.
Полученный опыт игрового взаимодействия дети могут использовать в продуктивной деятельности. («Рисунок по кругу», «Изображение предметов», «Тело в деле».)
В течении года с детьми проводились занятия с использованием социо-игровой технологии «Мишкины сны» (по речевому развитию), «Спасатели» (по социально-коммуникативному развитию), «Правила дорожные знать каждому положено» (по познавательно-речевому развитию), «Самая загадочная планета Математика» (по познавательному развитию), «природные зоны России» (по познавательному развитию), «Путешествие в страну Взросляндию».
Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».
Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями.
Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится ритуал. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день.
6. Способы отслеживания результатов работы по теме.
Для родителей мной были разработаны и проведены консультации: «Роль игры в воспитании и развитии детей», «Игра, как условие формирования личности ребёнка дошкольника», «Применение социоигровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста», памятка «Ключевые вопросы социо-игровой технологии»; беседа «Социо-игровые технологии в развитии познания детей»; буклет «Социо-игровая технология».
Социо-игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения. Способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Социо-игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогом умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно; а т. к. работа идёт в малых группах, дети учатся общаться между собой.
7. Выводы по теме.
Вывод: в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками достигнуты следующие результаты:
• дети договариваются, приходят к согласию;
• у детей развито речевое взаимодействие;
• сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
• у детей нет чувства страха за ошибку.
Я стараюсь поддерживать дружеские связи детей, не мешаю проявлять самостоятельность, создаю условия для общения детей друг с другом.
8. Как перекликаются выбранная тема и цель с задачами ДОУ?
Одной из задач ДОУ является использование в педагогической деятельности инновационных технологий. Социо-игровые технологии являются современными, соответствующими требованиям ФГОС ДО технологиями. Следовательно, выбранная мной тема по самообразованию «Роль социо-игровых технологий в развитии личности ребёнка дошкольника», вполне соответствует задачам ДОУ.
9. Проекция на будущее.
В своей педагогической практике я буду использовать социо-игровую технологию, которая является важнейшей и неотъемлемой частью дошкольной педагогики и имеет большое значение в формировании социально-личностных качеств у дошкольников в процессе совместной организованной деятельности взрослого и ребенка, а также ребёнка и ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический театр для педагогов ДОУ по теме: «Социо - игровая педагогическая технология -активный метод взаимодействия с дошкольниками»
Сегодня необходимо использовать активные формы работы, позволяющие вовлекать педагогов в деятельность и диалог. Педагогам предложена для ознакомления новая форма...
Консультация для родителей "Роль классической музыки в становлении и развитии личности ребёнка - дошкольника".
О влиянии класической музыки на развитие личности дошкольника....
Статья "Роль игры в развитии личности ребёнка - дошкольника"
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В ранние годы жизни ребенка игра явл...
Отчёт по теме самообразования «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях реализации ФГОС».
Отчёт по теме самообразования «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях реализации ФГОС»....
"Социо-игровые технологии в развитии личности ребенка дошкольника"
Применением данной технологии способствует реализации и потребностям детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а так же их коммуникативным навыкам в общении среди сверстников. Воспита...
Статья на тему "Подвижные игры и их значение в развитии личности ребёнка-дошкольника. Разнообразие подвижных игр".
Подвижные игры, что развивают подвижные игры, зачем нужны, какие бывают подвижные игры...
Консультация "Роль семейного микроклимата в развитии личности ребёнка-дошкольника"
В материале родители найдут ответы на вопросы: "Что такое безусловная родительская любовь?", "Почему нельзя потакать детским капризам?", "Какой вред "безграничие" ма...