ДОКЛАД
методическая разработка на тему

Дары ФРЕБЕЛЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_frebel.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

         Ознакомление с сенсорными эталонами в младшем дошкольном возрасте предполагает организацию усвоения представлений о цветах спектра и их оттенках по светлоте, о геометрических фигурах и их изменениях по пропорциям, об отношениях предметов по величине и отдельным их измерениям. Так же ознакомление при помощи собственных действий: самостоятельное изготовление и изменение цветов (окраска воды и смешивание красок), геометрических фигур, составление рядов из предметов разной величины.

  Ознакомление с сенсорными эталонами в старшем дошкольном возрасте предполагает выполнение заданий, требующих понимания закономерностей, лежащих в основе выделения и систематизации сенсорных эталонов - участие восприятия и мышления. Например, группировка разных оттенков одного цвета или разновидностей фигур, относящейся к одной геометрической форме, расположение предметов в определенной последовательности в зависимости от постепенного нарастания или убывания светлоты, величины и т.д. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Таким образом, можно так же выделить задачи в сенсорном воспитании и развитии детей, исходя из их возраста.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.Создателем первых детских садов был немецкий педагог Фридрих Вильгельм Фребель, сыгравший выдающуюся роль в развитии теории и практики дошкольного воспитания.

С именем Фребеля связано возникновение дошкольной педагогики как науки о воспитании детей. Его мнение: ребенок - носитель божественной сущности; его деятельность и поведение обусловлены инстинктами. Важнейший из них - стремление к деятельности; развитие совершается через самодеятельность, через «развертывание своей сущности». Под самодеятельностью Фребель понимал стремление человека осуществить свое предназначение как стремление, данное природой каждому индивидууму, благодаря чему отдельный человек, создав собственный мир представлений, соединяет его с внешним миром

По убеждению Фребеля, божественное начало проявляет себя в человеке и через человека в виде четырех основных стремлений: религиозного, стремления к труду, художественного (эстетического) и познавательного. Указанные виды стремлений определяют основные цели воспитания - религиозное и нравственное, физическое и трудовое, эстетическое и умственное.

Вся педагогическая система Фребеля пронизана религиозной направленностью. Там, где реализуется идея единства религии, трудолюбия и умеренности, там, по выражению Фребеля, земной рай, мир, отрада, благодать, милость и благословение. Благодаря религии «становится возможным настоящее, истинное воспитание, воспитание человека»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основной вид детской деятельности – игру, и охватывает все образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фребель. По мнению Ф. Фребеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. На сегодняшний день наличие огромного выбора развивающих игр зачастую приводит к хаотичному их использованию, что вызывает затруднения у большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса. Фридрих Фребель создал игровой набор для детей, так называемые «Дары Фребеля».

Большое значение в системе Фрёбеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка.

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей, автор идеи осознанного использования особых игрушек с развивающим потенциалом для обучения и воспитания детей в раннем возрасте.

Он первым рассмотрел игру и ручной труд как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность и природные способности каждого ребенка. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов так называемые «Дары Фребеля». Детские сады Фребеля были ориентированы на гармоничное развитие ребенка, в них создавалась особая развивающая атмосфера, приветствовалась свобода общения педагога и ребенка, а обучение было построено на практических играх-занятиях с учетм возрастных особенностей детей.

Основой «Даров Фребеля» являются  - мяч, шар,  кубик. С их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение и т.д.

Во время педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовались всего 6 «Даров», то в настоящее время игровой набор «Дары Фребеля» представляет систему из 14 модулей. Этот дидактический материал можно использовать для занятий с детьми в дошкольном учреждении и в домашних условиях, он прост для понимания взрослых и дополняет обычные игры ребенка развивающим потенциалом.

Модуль № 1 – «Текстильные мячики».

12 штук – 6 пар мячиков одинаковых по цвету и обвязанных цветной нитью. 6 мячиков имеют нить – петельку для подвеса. Цвета: синий, фиолетовый, жёлтый, красный, оранжевый, зеленый (цвета радуги).

С помощью данного модуля:

-  тренируется мелкая моторика рук;

- развиваются речевые способности и самостоятельная игровая деятельность ребенка;

- дети изучают цвета и формы;

- ребенок обучается рассматриванию одного и того же предмета выделяя его различные качества (величина, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и тд.);

- с помощью мячиков подвешенных на нитях ребенок обучается направлению движения предмета в различные стороны;

- закрепление опыта основ движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формирует у ребенка пространственную ориентацию.

Модуль № 2 – «Основные тела».

6 штук, 3 пары геометрических фигур – шар, куб, цилиндр. 3 фигуры имеют металлические крепления для подвеса. Сборная подставка для подвешивания фигур.

- знакомство с разными формами предмета;

- сравнение фигур между собой, умение анализировать и выявлять особенность и качество каждой.

- формирование самостоятельных исследовательских навыков;

-изучение движения предмета по траектории и различным направлениям.

-с помощью фигур, подвешенных на нитях, обучаем направлению движения предмета в различные стороны. Подобные занятия закрепляют опыт основы движения (вправо, влево, вперёд, назад, вверх, вниз) и формируют у ребёнка пространственную ориентацию.

-развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности ребёнка.

Модуль № 3 «Куб из кубиков»

Модуль № 4 «Куб из брусков»

Модуль № 5 «Кубики и призмы»

Модуль№ 6 «Кубики, столбики, кирпичики»

Модули 3 -4 представляют собой куб, разделённый на мелкие кубики.

Маленькие кубики дают возможность в наглядной форме объяснить ребёнку понятие «целое» и «часть», разницу между формой и величиной, количество частей знакомит с числом. Исследуя кубики. Ребёнок начинает строить фигуры, которые напоминают ему предметы из социального окружения (стол, стул, ступеньки и т. д.). Всему, что сможет построить ребёнок даётся название и в ходе беседы идёт сравнение реального объекта с получившейся моделью.

Таким образом развивается мышление, а это ведёт к осознанию ребёнком того, что он изобразил. В игровой форме занятия с материалами помогут ребёнку развить на практике логические способности, умение рассуждать и делать выводы.

5-6 модули включают большое количество геометрических фигур, что позволяет расширить возможность строительных комбинаций.

Модуль № 7 «Цветные фигуры»

8 геометрических фигур: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты.

-изучение различных плоскостных геометрических фигур;

-сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме;

- тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной

координации;

- подготовка руки к рисованию;

- развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок.

- развитие речевых способностей и игровой деятельности ребёнка.

Модуль № 8 «Палочки»

6 наборов палочек разной длины и разного цвета: синий, жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, чёрный и белый.

- тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации;

-сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме, соотношение количества и размера;

-обучение счёту, использование палочек в качестве счётного материала;

- выполнение простейших математических действий (сложение и вычитание);

- развитие творческих способностей- составление различных узоров и картинок;- развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности ребёнка.

Модуль № 9 «Кольца и полукольца»

Деревянные кольца и полукольца трёх разных размеров и разных цветов: синий, фиолетовый, жёлтый, красный, оранжевый, зелёный.

- тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно- моторной координации;

- развитие творческих способностей- составление различных узоров и картинок;

- развитие игровой деятельности ребёнка.

Модуль № 10 «Фишки»

Фишки: диаметр – 10 мм, высота – 5 мм.

Цвета: синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый, белый, черный.

- сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме.

- обучение счету использование фишек в качестве счетного материала.

- выполнение простейших математических действий (сложение и вычитание)

- развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок.

- развитие игровой деятельности ребенка.

Модуль № 11 «Цветные тела»

Цилиндры, шары и кубы с отверстием. Шнурок для нанизывания.

Цвета: синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый.

- тренировка мелкой моторики рук.

- развитие сенсомоторных навыков.

- изучение различных геометрических форм.

- развитие умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задания по образцу.

- развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка.

Модуль № 12 «Мозаика. Шнуровка»

Синее перфорированное поле, разноцветные продолговатые фишки на ножках и шнурки.

Цвета: синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый, черный, белый.

- тренировка мелкой моторики рук.

 развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу

- изучение комбинаций форм и цветов.

- подготовка рук к рисованию.

- развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка.

Модуль № 13 «Башенки»

Кубики – 12шт. Треугольные размеры (1/2 куба) – 12шт. Полуцилиндры – 12шт. Куб с вырезом под цилиндр – 8шт.

-закрепление название геометрических фигур, конструирование. Объединение с модулями 3-6 позволит создать сложные конструкции.

- развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка.

Модуль № 14 «Арки и цифры»

Дуги – 75 мм. Дуги – 50 мм. Дуги – 25 мм.

9 кубиков, с цифрами 0 – 1 – 2 – 3, 0 – 4 – 5 – 6, 0 – 7 – 8 – 9.

- развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков.

- развитие творческих способностей – состояние различных узоров и картинок.

- подготовка руки к рисованию и письму.

-развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности ребенка

Цель нашей работы: развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой активности с помощью игрового набора «Дары Фребеля».

Задачи:

- познакомить детей с сенсорными эталонами, их практическим использованием в конструктивной деятельности;

- развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, основываясь на практическом опыте;

- развивать физические качества детей младшего дошкольного возраста;

- развивать творческое воображение детей младшего дошкольного возраста;

- развивать навыки игрового взаимодействия со взрослыми и сверстками с использованием игрового набора «Дары Фребеля»;

- способствовать организации самостоятельной игровой деятельности детей с использованием «Даров Фребеля».

Вывод.

Я полагаю, что использование в образовательной процессе с детьми младшей группы игрового набора «Дары Фребеля» в разных видах детской деятельности - познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой будет способствовать положительной динамике развития детей младшего дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...