Методическая разработка "Развитие речи детей 4 лет"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Сафарбекова Наида Кахримановна

Развитие речи детей 4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx13.36 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Развитие речи детей 4 лет .

Вашему ребёнку 4 года? Тогда вы наверняка задумывались, какое речевое развитие в этом возрасте считается нормальным. Стоит оговориться, что все дети разные, мальчики довольно часто начинают говорить позже, чем девочки. И всё-таки, существуют общепринятые ориентиры, на которые мы и будем опираться. 
Вашему ребёнку 4 года? Тогда вы наверняка задумывались, какое речевое развитие в этом возрасте считается нормальным. Стоит оговориться, что все дети разные, мальчики довольно часто начинают говорить позже, чем девочки. И всё-таки, существуют общепринятые ориентиры, на которые мы и будем опираться. Так что же должен уметь произносить ребёнок старше 4 лет? 

В 4 года малыш уже накопил достаточный словарный запас формирует свои мысли в понятные связные фразы. Это могут быть как простые, так и сложные и сложноподчинённые предложения. Например: «На улице дождь, я надену плащ». «Папа сказал, что мы пойдём на качели». 

В этом возрасте ребёнок ещё не может правильно произносить все звуки, и пока это не критично. Но родителям стоит прислушаться, какие именно звуки не даются их малышу. И в дальнейшем, возможно, поработать над ними с логопедом. 
Очень важно для скорейшего развития речи у детей от 4 до 5 лет как можно больше разговаривать с ними. Если вы решили почистить картошку, сообщите об этом ребёнку. Варите суп? Не забывайте комментировать свои действия. Папа может рассказать о своих занятиях. Чем больше грамотной связной речи слышит ваш сын или дочь, тем скорее и увереннее будет формироваться его речь. 

После 4 лет ребёнок мыслит отвлеченно и отвечает на вопросы взрослых. Чтобы помочь ребёнку развить речь, можно использовать несложные игровые приемы. 
Если мы гуляем на улице с ребенком и видим бабочку, стоит вместе определить действие, которое она совершает. Бабочка порхает, летает; собака бегает и лает; муравей ползёт. 
Надевая на прогулку шапку или шарф, стоит упомянуть, что это вещи шерстяные, голубые или розовые (в зависимости от цвета), к тому же теплые. Чем больше прилагательных, обозначающих признаки предмета, ребёнок сможет подобрать к слову, тем лучше для развития его речевых навыков. Похвалите вашего малыша, если ему удалось подобрать сразу несколько слов описывая, предположим, мяч или варежки. Ребенку будет приятна похвала взрослых и это станет дополнительным стимулом к совершенствованию речи. 

Существует ряд нехитрых упражнений, которые можно использовать для речевого развития детей в домашних условиях или на прогулке. 
• Попросить своего малыша высунуть язык и сказать «бе-бе-бе» или «ме-ме-ме». 
• Поднять язычок к верхнему нёбу, а потом опустить вниз. Можно покричать младенцем «уа-уа». 
• Полезно играть с малышом в игру «наоборот». Например, мама говорит «горячо», а ребёнок отвечает «холодно». Мама говорит «высоко», малыш – «низко». 
• В возрасте 4-5 лет полезно начинать считать с ребенком, изменяя слово вместе с числительным. Например: один заяц, два зайца…пять зайцев и так далее. Форма существительного меняется и ребёнок запоминает это, что впоследствии будет важно для грамотного письма. 
Если вы всё же решитесь обратиться к логопеду, а это будет не лишним даже для абсолютно здорового ребёнка, не забывайте, что здесь также важна регулярность занятий и позитивный настрой на упражнения. 
Так называемый грамматический строй речи у ребенка можно и нужно формировать сознательно. Например, вы называете ему какое-то существительное и просите поставить его во множественное число: стена стены, кружка-кружки, спинка -спинки. Причем речь может идти не только о спине ребёнка, а и о спинках сидений в автобусе. А слово кружки с другим ударением может оказаться и кружками на асфальте, нарисованными разноцветными мелками и различными секциями для занятий с детьми. Обращайте внимание ребёнка на такие особенности русского языка, ему будет интересно, а заодно, он будет учиться говорить правильно. 
Обратите внимание малыша, что не все слова во множественном числе звучат также как и в единственном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Методическое пособие по развитию речи "Мнемотехника в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)       Методическое п...

"Речь как реченька" методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Екжановой. – М.: Изд-во МГПУ. 2006 – 84 с.

«Речь как реченька» - методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих различные, зачастую слабовыраженные, проблемы в становлении их речевой деятельности. Оно ...

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

Методическая разработка по развитию речи детей 4-5 лет Дидактические игры по формированию связной речи детей

Подборка дидактических игр по формированию связной речи детей среднего дошкольного возраста....

Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» (активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи у детей с ОВЗ)

Методические рекомендации  к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»(активизация словаря исовершенствование грамматического...

Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» ( зкр и связная речь)

Методические рекомендации  к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»              ...