Рекомендации родителям по выбору литературы для домашнего чтения «Сказка – ложь, да в ней намёк».
консультация на тему
«Сказка – ложь, да в ней намёк».
«Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок» – о нравственном воспитании ребёнка с помощью сказки.
В дошкольном возрасте сказки читаются всем детям. Сказки есть в каждом доме, их любят все. Множество познаний дети черпают из сказок: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с окружающим миром. Через сказку малыш усваивает добро и зло, дружбу и предательство, отвагу и трусость. Сказки учат сопереживать героям, видеть их мужество, храбрость и стойкость.
С помощью сказки можно научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные сюжеты, развивать фантазию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
13.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Теремок» с.Красная Башкирия
Рекомендации родителям по выбору литературы для домашнего чтения «Сказка – ложь, да в ней намёк».
Подготовил воспитатель: Камалова Л.Р.
«Сказка – ложь, да в ней намёк».
«Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок» – о нравственном воспитании ребёнка с помощью сказки.
В дошкольном возрасте сказки читаются всем детям. Сказки есть в каждом доме, их любят все. Множество познаний дети черпают из сказок: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с окружающим миром. Через сказку малыш усваивает добро и зло, дружбу и предательство, отвагу и трусость. Сказки учат сопереживать героям, видеть их мужество, храбрость и стойкость.
С помощью сказки можно научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные сюжеты, развивать фантазию.
Не зря существует поговорка:
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».
Любая сказка имеет свой «нравственный урок». Мы рекомендуем не просто читать сказки, а обязательно обсуждать сказочную историю, пересказывать, находить параллели с современным миром, с реальными жизненными ситуациями.
Главный смысл сказки – это, какие моральные установки закладываются в душе маленького слушателя.
Нравственные нормы, как добро и зло, хорошо и плохо у детей в возрасте 3-4-5 лет, целесообразно формировать с помощью народных сказок, в том числе о животных. Самые известные сказки о животных помогут родителю показать: как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Обсуждайте сказку,
проговаривая ребёнку чувства,
которые испытывают герои сказочных персонажей.
Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дому без разрешения»), но в её содержании всегда заложен глубокий нравственный урок, который они постепенно воспринимают, когда вместе с родителями погружаются в сказочный мир.
В возрасте 5-6 лет подходят волшебные сказки, где главными героями становятся взрослые или дети.Положительные герои, как правило, наделены добротой и отзывчивостью, мужеством, смелостью и упорством в достижении цели, красотой и честолюбием, высокими моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
Сказка учит дружбе, трудолюбию, послушанию, взаимовыручке.
Например, сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.
Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Снегурочка».
Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк».
Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхва-ляется («Как мужик гусей делил», «Мужик и медведь», забота о близких поощряется («Петушок и бобовое зёрнышко»).
Сказка вводит родителей и детей в сложный мир добра и зла, мир человеческих отношений, учит видеть и понимать себя и других. Наши дети должны вырасти смелыми, стойкими, отважными, иначе они просто не смогут отстаивать принципы добра и справедливости.
Сказка даёт возможность уяснить, что в сюжете или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, а зло было наказано.
Из всего этого следует: морально-нравственное воспитание возможно через все виды народных сказок, потому что нравственность изначально заложена в их сюжетах.
Памятка для родителей
- Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день.
- Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
- Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
- При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
- Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
- До и во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.
- Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал.
- Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
- Какие слова или выражения запомнились ему
- Чему учит эта книга?
- Предложите ребенку нарисовать рисунок к самому интересному отрывку или выучить его наизусть.
Рекомендации «Как рассказывать сказки»
- Рассказывать искренне, не торопясь.
- Знать, где, когда и зачем нужна та или иная сказка.
- Рассказывать “в тему”.
- Если не можете рассказывать, то читайте, не забывая глядеть ребенку в глаза.
- Старайтесь не рассказывать ребенку сказку, в которой есть “ужасы и кошмары”. Берегите психику ребенка.
- Старайтесь не комментировать сказу следующим образом: “Вот, не будешь есть, тебя…”. Не воспитывайте в ребенке страх.
- Старайтесь не использовать сказку в корыстных целях. “Оно же все к Вам вернется…”.
- Старайтесь не рассказывать нравоучительных сказок для своего ребенка в присутствии других детей (людей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Сказка - ложь,да в ней намёк..."
Консультация для родителей "Сказка - ложь,да в ней намёк..."...
"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"
Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...
Памятки для родителей "Как и что читать детям", "Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок"
Как читать детям сказки? Казалось бы это совсем просто - бери книжку и читай! Но все же в каждом деле есть свои секреты мастерства. Поэтому воспринимать рассказ надо учить - и тогда способн...
Консультации для родителей по теме проекта " Сказка ложь, да в ней намёк"
Консультации для родителей...
сказкотерапия - правила детской безопасности в сказках - "Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок" (консультация для родителей)
материал поможет педагогам и родителям познакомить и закрепить правила безопасности через сказкиматериал разбит на три части: -правила безопасности в сказ- дидактическая игра...
сказкотерапия - правила детской безопасности в сказках - "Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок" (консультация для родителей)
материал поможет педагогам и родителям познакомить и закрепить правила безопасности через сказкиматериал разбит на три части: -правила безопасности в сказ- дидактическая игра...
Презентация «Сказка – ложь, да в ней намёк, всем родителям урок»
laquo;Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.Так пусть перед нимоткрывается чудесный мир в живых красках, ярких,трепетных звуках в сказке, в собственном творчестве,...