Консультация для воспитателей "Средства приобщения детей к театральному искусству"
консультация по теме
Приобщать детей к театральному искусству можно начинать рано. С появлением у детей простейших игровых действий, предметов-заместителей и т.п. складываются благоприятные условия, позволяющие начинать знакомство детей с искусством театра.
Средства приобщения детей к театральному искусству.
Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Дети воспринимают театр не так, как взрослые, театр для них – это естественное продолжение их жизни, в которой игра занимает много места. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии-через образы, краски, звуки, музыку. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами: душа просит сказки-чуда ощущения беззаботного детства. Театрализация – это в свою очередь импровизация, оживление предметов и звуков, которая воспитывает, социализирует, развивает, так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности пением, движением под музыку, слушанием, рассказыванием и т.д. Синтетическая природа театра действует комплексно. Всю гамму чувств и эмоций ребенок проживает в театрализованных играх. Театрализованная деятельность помогает разностороннему развитию ребенка, развивает личностные качества ребенка, психические процессы. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать и почувствовать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонациям.
В младшей группе формируем у детей простейшие образно-выразительные умения (учить имитировать характерные движения сказочных животных на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности);
В средней группе обучаем элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме);
В старшей группе совершенствуем художественно-образные исполнительские умения;
В подготовительной к школе группе развиваем творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и неречевых (пантомимических) действий. (поиграем)
I. Развитие мимики и пантомимы (позы и движения):
1. Игра «Театральная разминка»
Раз, два, три, четыре, пять-
Вы хотите поиграть?
Называется игра
«Разминка театральная»
Сказки любите читать?
Артистами хотите стать?
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя,
Чтоб быть похоже на лису?
Или на волка, иль на козу,
Или на принца, на Ягу,
Иль на лягушку, что в пруду?
(Примерные ответы детей:
изменить внешность с помощью костюма, грима, прически, головного убора, и т. д.)
А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что ж поможет здесь, друзья?
(Жесты и, конечно, мимика)
Что такое мимика, друзья?
(Выражение нашего лица.)
Верно, ну, а жесты?
(Это движения).
Бывает, без сомнения,
Разное настроение,
Его я буду называть,
Попробуйте его показать.
(педагог называет, а дети показывают в мимике настроение:
Грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас) А теперь пора пришла
Общаться жестами, да-да!
Я вам слово говорю,
В ответ от вас я жестов жду.
(педагог называет, а дети жестами показывают: «иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «нельзя», «думаю», «понял». «нет», «да».
В театрализованных играх ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире. Строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь требует творческой активности личности, умения адаптироваться и само реализоваться в социуме. Театр – искусство коллективное. Дети, играющие в спектаклях, более дисциплинированны, у них вырабатывается чувство ответственности перед партнерами, зрителями, прививает коллективизм, развивает сценическую смелость, ну и конечно идет интенсивное приобщение к музыке, поэтическому слову, пластике. Происходит развитие элементарных навыков актёрского мастерства.
Педагог предлагает детям объединиться в группы по четыре человека и разыграть хорошо знакомую сказку «Курочка Ряба», наполнив ее новым содержанием. Побуждает детей придумать, о чем могут говорить Дед и Баба, когда курочка снесла яичко золотое, затем простое и т. д., самостоятельно найти выразительные жесты, изменить мимику, голос в соответствии с каждым образом. (музыка)
Дети, надев элементы костюмов (платок, шляпа, шапочка курочки, хвостик или ушки мышки, разыгрывают свою сказку, затем они вместе с педагогом выбирают наиболее интересный вариант. По окончании занятия педагог поощряет детей за артистизм и, под спокойную музыку, дети уходят.
Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. Ознакомление детей с миром театра происходит не только через знакомство с драматическим и кукольным театром, но и другими театрами: пальчиковым, настольным, марионеток, бибабо и др. Через совместную деятельность взрослого и ребенка – это изготовление к спектаклю атрибутов, костюмов, придумывание грима. Идет обогащение словаря: драматург, режиссер, гример, костюмер.
Подготовка к спектаклю проходит поэтапно.
Этапы театрализации произведения
Знакомство со сказкой;
Анализ произведения
Сочинение детьми сказок и обсуждение героев;
Работа над образом персонажей сказок;
Работа над передачей образа персонажа в пластической форме;
Работа над сценической речью;
Показ сказки зрителю;
Осмысление произведения в продуктивной деятельности;
К.С. Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. В детском саду театр начинается с беседы. В начале, воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, с чередованием силы голоса и интонаций, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Нужно преподнести произведение так, чтобы вызвать в ребенке желание активных действий по оживлению сказки. Сказки служат первым уроком нравственной морали, по которым живут люди. В них добро побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистичное восприятие жизни. В сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев. Поступки и взаимоотношения построены таким образом, что ребенок легко определяет их характер, эмоциональное состояние.
Игра «Узнай, кто это?»
Водящий описывает любого героя из сказки, а дети, по его описанию, догадываются, о ком идет речь.
БУРАТИНО;
СКОМОРОХ;
БАБА-ЯГА;
КАРЛСОН
Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального процесса играют иллюстрации. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, повторить слова и фразы с разными чувствами и интонацией, изображенных на картинке.
Тренировка интонации:
Новые тапки у моего Потапки –
СКАЗАТЬ ОБЫЧНО, ВОПРОСИТЕЛЬНО, РАДОСТНО, КАК РОБОТ (НО-ВЫ-Е ТА-ПКИ.)
Попадает метко в пакет конфетка.
Кот рядом -СКАЗАТЬ ГРОМКО, ТИХО
Маленький кот; СКАЗАТЬ ВЫСОКИМ ГОЛОСОМ;
Старый кот СКАЗАТЬ НИЗКИМ ГОЛОСОМ;
Теленок мычит -СКАЗАТЬ ВЫСОКИМ ГОЛОСОМ;
Бык мычит- СКАЗАТЬ НИЗКИМ ГОЛОСОМ;
Кот простудился- СКАЗАТЬ ХРИПЛЫМ ГОЛОСОМ;
Бык сердится- СКАЗАТЬ ГРОЗНЫМ ГОЛОСОМ
Культура и техника речи объединяют игры и упражнения направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Это помогает развитию у детей умения владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонационной выразительностью, логикой речи.
В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят за игрушечного героя, но и действуют как сказочные герои.
Занимаясь ритмическими, пластическими играми и упражнениями у детей развиваются психомоторные способности. Дети обретают ощущение гармонии своего тела с окружающим миром, происходит развитие свободы и выразительности телодвижений, запоминание заданных поз и образное их передача, это помогает в работе над ролью.
Это стихотворение можно предложить изобразить самим детям, побудив их фантазировать и одновременно упражняя в выразительности жестов, мимики, движений.
Мишка, Мишка косолапый, Приподнять плечи, руки округлить,
Мишка по лесу идет. Носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь.
Мишка хочет сладких ягод, Погладить себя по животу, облизнутся.
Да никак их не найдет. Оглянуться по сторонам, пожать плечами.
Вдруг увидел много ягод Показать указательный палец,
И тихонько зарычал. На лице восторг, двумя руками «собирать» ягоды в рот.
Подошли к Мишутке детки, По маршировать.
Мишка ягоды им дал. Протянуть руку вперед, имитируя жест «возьми».
И вот наступает время показа, а премьера - это всегда волнение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. В чем заключается успех или неудача театрализованной игры, досуга, праздника. Суть успеха заключается в том, что бывает звёздный состав, но в основном это взаимная любовь детей и воспитателей, музыкального руководителя и детей. А также взаимопониманием между музыкальным руководителем и воспитателями. Если эти составляющие присутствуют на спектакле или празднике, то взаимная любовь друг другу выбрасывает в зал мощный поток положительной энергии, которая завораживает зрителей, не оставляя никого равнодушным (конечно, если предварительно проделана огромная работа по обучению, развитию детского творчества). Эта положительная энергия завораживает не только зрителей. Но и нас, взрослых, а также наших детей, и они чувствуют себя необыкновенно раскованно, играют с большим подъёмом, воодушевлением. Если одно из звеньев разорвано, то мощного потока не получается, и театрализованная игра становится тусклой, неинтересной. Нет той изюминки, которая может сделать спектакль ярким. Итак, формула успеха заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлеченных любимым делом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc4.docx | 472.44 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ» /ОБМЕН ОПЫТОМ РАБОТЫ/.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ:« ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»/ОБМЕН ОПЫТОМ РАБОТЫ/....
консультация для родителей "Приобщение детей к театральному искусству
В процессе приобщения детей к сценическому искусству педагогам и родителям предстоит решать важнейшую задачу - формирование зрительско...
Консультация "Приобщение детей к театральному искусству"
В процессе приобщения детей к сценическому искусству педагогам и родителям предстоит решать важнейшую задачу - формирование зрительской культуры....
Консультация "Приобщение детей к театральному искусству как одному из видов фольклора."
Театральная деятельность....
«Роль воспитателя в приобщении детей к театральному искусству»
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сце...
Консультация для педагогов "Приобщение дошкольников к театральному искусству"
Наиболее полное ознание ребёнком окружающего мира происходит с помощью более приемлимого для него способа - а именно через игру. А игра, в свою очередь, положена в основу театрализованной деятельности...
Консультация для родителей "Приобщение детей к изобразительному искусству"
Широко раскрытые, большие глаза, удивительные глаза. Глаза ребенка. Глаза гения. Подлинная красотадоступна только таким глазам.Э. Межелайтис...