Консультация для педагогов "Приобщение дошкольников к театральному искусству"
консультация
Наиболее полное ознание ребёнком окружающего мира происходит с помощью более приемлимого для него способа - а именно через игру. А игра, в свою очередь, положена в основу театрализованной деятельности, подразумевает импровизацию, оживление предметов, звуков. Театр -доступный вид искусства для дошкольников, развивает в них эстетический вкус, художественные , творческие способности и коммуникативные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost.docx | 49.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение дошкольников к театральному искусству
Гармоничное формирование личности ребёнка невозможно без раскрытия и развития его творческих способностей. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть креативный потенциал каждого малыша, а также способствует доступному усвоению знаний, умений и навыков, определённых программой, с гораздо большей продуктивностью. Воспитателю следует с особой тщательностью подойти к выбору подходящих видов театрализованной деятельности, тем занятий и методике их проведения.
Теоретические аспекты театрализованной деятельности в ДОУ
Наиболее полное познание окружающего мира ребёнком происходит через призму доступного и занимательного для него способа переработки информации, то есть с помощью игры. Именно игра положена в основу театрализованной деятельности, подразумевающей импровизацию, оживление предметов, звуков.
Во многих методических источниках понятия «театрализованная деятельность» и «театрализованная игра» являются синонимами. С помощью такой игры дошкольники социализируются, учатся осмысливать нравственные категории. И это далеко не полный перечень целей и задач театрализации.
Театр — доступный вид искусства для дошкольников, развивающий художественные способности, эстетический вкус и коммуникативные навыки, а также способствующий нравственному воспитанию детей.
Цели и задачи
Миссия вовлечения детей в творческую активность, связанную с воплощением сюжетов на сцене, состоит в том, что в процессе работы:
- расширяются знания малышей об окружающем мире, в частности, ребята знакомятся с жанрами театра, его устройством и типами постановок;
- формируется творческая, самостоятельная активность ребёнка;
- развивается речь, правильная артикуляция (особенно важно для детей средней и старших групп, в которых развитию речи и постановке звуков уделяется особое внимание);
- обогащается словарный запас;
- развивается память, фантазия, образное мышление;
- совершенствуется пластика тела, координация движений, гибкость;
- развивается навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию;
- воспитывается умение сотрудничать с другими членами коллектива (эта цель важна в любом возрасте, но для малышей подготовительной группы, которые готовятся ко вступлению в новый коллектив, она имеет особое значение).
Осуществлению поставленных целей способствует решение следующих задач:
- активизация познавательного интереса детей через знакомство с подходящими для возраста драматургическими образцами (например, для ребят подготовительной группы это будут постановки интересных историй про Муми-троллей финской писательницы Туве Янссон, а для малышей — сказок В. Сутеева);
- ликвидация скованности и зажатости юных театралов (постепенно дети перестают стесняться выступать на публике, что впоследствии очень важно для снятия напряжённости при устных или письменных ответах у доски в школе);
- формирование быстрой реакции на команду или музыкальный сигнал (дети учатся выполнять смену разных видов деятельности по условному знаку, что также пригодится в школе на уроках, когда переключение от работы с учебником до выполнения самостоятельной работы, например, происходит очень быстро);
- развитие умения координировать свои поступки с другими ребятами, то есть соотносить себя с коллективом;
- тренировка речевого дыхания, дикции на материале стихотворений (в младшей и средней группах), скороговорок (в старших группах), а также расширение интонационной палитры речи;
- знакомство с правилами поведения в театре, театральной терминологией, устройством сцены, зрительного зала.
Это интересно. Если в дошкольном образовательном учреждении театрализованной деятельности уделялось достаточно внимания, ребята в школе не будут задавать лишние вопросы относительно того, как понять замечание учителя «галёрка — это не место для разговоров», ведь что такое галёрка они уяснили ещё в детском саду.
Принципы
Базовым принципом занятий театрализованной деятельностью является развивающее обучение, опирающееся на закономерности общего развития малыша. Для этого важно создавать условия психологического комфорта, которые включают:
- разнообразие тематики (к примеру, экологический пальчиковый театр во второй младшей группе на тему «Как звери готовятся к зиме»);
- регулярное включение элементов театрализации в другие виды учебно-воспитательной деятельности (например, в качестве мотивирующего начала для занятий по развитию речи);
- снятие факторов стресса (с помощью мотивационных приёмов, настраивающих детей на занятие творчеством);
- раскрепощение (для этого одним из практически беспроигрышных вариантов является, например, участие детей в постановках совместно с родителями и членами педагогического коллектива);
- создание реальных мотивирующих условий (нельзя заставлять детей играть, личностные мотивы для участия в театральной деятельности должны быть сильнее авторитета взрослого, а также ребёнок должен находиться в ситуации успеха – «У меня всё получится!»).
Формы организации театрализованных игр
- Совместная со взрослыми творческая деятельность в рамках игр на занятиях или праздниках, организации музея кукол (уголка театра в группе). Эта форма востребована в образовательном процессе с детьми любого возраста. Сюда же относятся посещения театров.
- Самостоятельная театральная деятельность. Применяется во время игр, подготовки и проведения утренников с детьми старших групп (иногда уже во втором полугодии воспитанники средней группы включаются в самостоятельную, то есть без участия взрослых, театрализованную деятельность).
- Мини-игры на занятиях с привлечением кукол (Петрушки, Маши и др.) для решения познавательных задач. Так, в первой младшей группе на занятиях по рисованию, когда дети учатся изображать геометрические фигуры, воспитанники рисуют не просто круг, а бублик для кошки, которая случайно забрела в группу и призналась, что очень голодна.
Виды театрализованной деятельности
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в детских садах применяется 6 видов театрализованных игр.
Театр на стенде
Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся:
- фланелеграф — доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок или воспитатель по мере развития сюжета их передвигает (сама доска может быть одна, а наборов для сказок несколько);
- магнитный (идентичен фланелеграфу, только в качестве основы выступает магнитная доска);
- театр теней, подразумевает наличие натянутой вертикально белой ткани, фонаря или лампы для освещения «экрана» и плоских фигурок чёрного цвета (вместо них можно использовать кисть руки или пальцы — «живые тени»).
Театр на столе
Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть:
- бумажным (или картонным) — герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам;
- магнитным, состоящим из доски и персонажей на магнитах;
- из природных материалов (например, в ящике из песка расставляются герои из шишек, каштанов или желудей).
Театр «наручный»
Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь. Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из:
- картона, вырезанного в форме конуса;
- ткани;
- шариков для тенниса;
- пластиковых бутылок, тарелок, стаканов;
- спичечных коробков и пр.
Верховой театр
Это интересно. Термин, обозначающий вид театрализованной деятельности, в которой куклы закреплены выше человеческого роста, был введён русскими кукловодами в XVI веке.
Существует несколько типов верхового театра:
- тростевой (кукла закреплена на высокой трости);
- бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы);
- театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм).
Театр на полу
Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями. Но это совершенно не лишает постановки наличия в них элемента настоящего чуда для малышей.
Театр живых кукол
Этот вид деятельности обычно используется на занятиях по развитию речи, экологии, иностранному языку, а также во время проведения досуга, утренников. С помощью театра живых кукол можно:
- пересказать сказку;
- разыграть сюжет для зрителей.
Различают 3 типа театра живых кукол:
- масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству);
- платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом);
- театр кукол-великанов (обычно персонажей в таких представлениях играют профессиональные актёры либо воспитатели, родители, в редких случаях — ребята из старшей или подготовительной группы).
Костюмированные представления
Это инсценировки, которые предполагают наличие у детей костюмов. Малыши перевоплощаются в образ с помощью текста, а также жестами и мимикой показывают своего персонажа. Такие представления требуют тщательной подготовки. Обычно используются только для особых поводов: утренников, открытых занятий. Кроме того, костюмированные представления являются точками контроля работы театральной студии.
Атрибуты для театрализованной деятельности
Если театр в классическом варианте начинается с вешалки, то в детском саду он начинается с атрибутов, по которым дети получают начальные сведения об этом виде творческой активности. В группе рекомендуется оборудовать специальный театральный уголок. Узнать больше о его содержании можно из статьи «Как творчески и методически грамотно оформить театральный уголок в детском саду».
Непременными элементами знакомства с театрализацией являются:
- ширма (для пальчикового театра она может быть изготовлена из картонных коробок с отверстиями внизу, при этом оформление ширмы лучше сделать универсальным, например, в виде лесной полянки с домиком на опушке);
- костюмы (это могут быть покупные или самодельные образцы);
- маски (могут быть изготовлены по шаблонам из плотной бумаги и тонкого картона, из папье-маше, фетра и других материалов);
- шапочки (самый простой вариант — изготовить их из картона, вырезав его в виде конуса, а затем украсить);
- куклы пальчикового театра.
В дальнейшем содержание набора театральных реквизитов будет меняться, усложняться: появятся куклы бибабо, марионетки, костюмы для постановок и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства
Работа с дошкольниками о роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий свое...
Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства.
Театрализация в ДОУ,...
Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.
Для социального становления личности ребенка и его эстетического развития огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – коммуникативная, музы...
Консультация «Социализация дошкольников средствами театрального искусства»
Для социализации ребёнка театральная деятельность предоставляет широкие возможности - это развитие его личности во взаимодействии с окружающей средой, усвоения им социальных норм и культурных ценносте...
Консультация для воспитателей «Развивающие возможности театрального искусства для детей дошкольного возраста. Организация театрального кружка в ДОУ»
Нравственно - эстетическое воспитание средствами театрального искусства способствует ознакомлению детей с выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и и...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Формирование нравственного здоровья дошкольников средствами театрального искусства»
Известно, что истоки формирования нравственного здоровья лежат в дошкольном детстве, когда у ребенка начинает формироваться «нравственная шкала отношений», с помощью которой он может &laqu...
Консультация для родителей "Формирование нравственного здоровья дошкольников средствами театрального искусства"
Театрализованная деятельность, театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. ...