Игровая деятельность - лучшее средство подготовки старших дошкольников к школьному обучению.
статья (старшая, подготовительная группа)
Игра является сильным средством воспитания и обучения дошкольника, если она правильно подобрана и правильно руководима.Игра - наша подготовка к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность - это средство подготовки старших дошкольников к школьному обучению.
Игровая деятельность в воспитании, развитии и подготовке ребёнка к школьному обучению имеет огромное значение. Подготовить к школе ребёнка - это прежде всего сформировать положительное отношение к школьной деятельности, вызвать симпатию к ученикам, стремление быть на них похожим, уважительное отношение к учителю. От того, используется ли педагогом игровая деятельность, как средство психологического развития ребёнка, зависит успех в подготовке детей к школе. Игра, по мнению Макаренко А. С. «….Имеет то же значение, какое у взрослого имеет работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре….». Игра одно из эффективных средств развития личности дошкольника, именно через неё он познаёт окружающий мир. В старшем дошкольном возрасте игра, является ведущей деятельностью, но она постепенно уступает место учебной деятельности. Движение от игры к учёбе обеспечивается новообразованиями, которые возникают на стыке двух возрастов, дошкольного и младшего школьного. Л. С. Выготским игра рассматривается как обучение, проводимое в доступной форме для дошкольного возраста. В игре, в зоне ближайшего развития ребёнка, наблюдается высокий уровень развития сознания и психики. А завтра он уже станет уровнем актуального развития. Вполне возможно, что высокие игровые достижения в будущем станут средним реальным уровнем ребёнка. Игра создаёт зоны ближайшего развития, тем самым даёт развитие психике ребёнка дошкольника. И когда исчерпываются возможности создания зон ближайшего развития, происходит смена ведущей деятельности, игра уступает место учёбе. Однако это происходит в тех случаях, когда в игре сложились предпосылки новообразований, характерных для младшего школьника. Путём перехода от игры к внутренним процессам школьного возраста Выготский Л.С. называет развитие абстрактного мышления, логической памяти, внутренней речи. Благодаря игровой мотивации и эмоциональной окраске, в игре развиваются память, интеллект, воображение, фантазия, функция обобщения, семиотическая и символическая функции, умение подчиняться правилам, умение действовать по образцу и др. В ходе игры создаются предпосылки к запоминанию и припоминанию. Исследованиями доказано, что специальные упражнения выполняются эффективнее, если включены в игру, а не даются в виде занятий. Игры часто сопровождаются считалочками, стихами, песенками – это обогащает словарный запас. Игры способствуют раскрепощению, преодолению застенчивости. Играя, старший дошкольник изучает свойства материала, цвет, форму, пространственные и числовые отношения. Исследования Запорожца А.В. доказали влияние игры на развитие моторики. Механизмы позитивного влияния игровой деятельности неоднократно описаны в отечественной и зарубежной литературе.
Разнообразие деятельности человека отражено в классификации игр:
- Физические и психологические игры: подвижные, спортивные, экспромтные игры и развлечения, лечебные (игротерапия)
- Социальные игры: сюжетно-ролевые (режиссёрские, игры-грёзы, драматизации, подражательные), творческие, имитационные, деловые
- Интеллектуально-творческие игры: дидактические, предметные забавы, обучающие, конструкторские, компьютерные, строительные
- Комплексные игры: коллективно творческая, досуговая деятельность
Игра является сильным средством воспитания дошкольников, если она правильно подобрана и правильно руководима. Эмоциональное возбуждение, увлечение и интерес, переживаемые во время игры оказывают влияние на всестороннее развитие ребёнка. Под привлекательной, забавной, яркой формой игровой деятельности скрыто много педагогических возможностей.
Рассмотрим эти возможности через функции игры:
1. Развлекательная функция - игра даёт возможность вести себя, как хочется, ребёнок в игре никогда не устаёт. В игре радостно, комфортно, осуществляется эмоциональная разрядка, создаются защитные механизмы, чем больше положительных эмоций, тем уверенней ощущает себя в жизни ребёнок.
2.Социокультурная функция: игра осуществляет социальные функции, так как в ней ребёнок ощущает себя членом коллектива, личностью. Формируется, по мнению Рубинштейна, комплекс «самости» самореализации, самоконтроля, самовыражения, самоопределения.
3.Коммуникативная функция: способствует объединению, учит договариваться, подчиняться правилам, выручать, находить общий язык.
4. Коррекционная и игротерапевтическая функции: позволяет избавиться от стрессовых, интеллектуальных, эмоциональных напряжений, страхов. Играя, ребёнок как бы рассказывает окружающим о своих радостях, бедах, проблемах, впечатлениях и даёт возможность своевременно помочь, если это необходимо.
5. Диагностическая функция: ребёнок в игре может сам диагностировать свои возможности, силы, личностные качества. Игра ребёнка побуждает к самопознанию: могу ли я? Отклонения в поведении ребёнка можно заметить во время игры, так если ребёнок выходит из игры в важный ответственный момент или нарушает правила, это должно насторожить, стать поводом для пристальных наблюдений, с целью выявления причин, возникших отклонений.
В игре происходит формирование таких важных качеств как дисциплинированность, честность, искренность, справедливость, выявляются вожаки, организаторы, способные увлечь за собой других. Если педагог правильно и умело руководит игровой деятельностью, то это способствует развитию творческой, психологически готовой к дальнейшему школьному обучению личности.
Итак, вывод из вышесказанного следующий: эффективным обучение будет в том случае, если ребёнок поступит в школу психологически готовым к учебному процессу. Психологическая готовность есть сложное многостороннее образование, включающее такие компоненты как: личностная (мотивационная) готовность, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность. Эффективность подготовки к школьному обучению, будет определена тем, учитывает ли педагог ведущую деятельность детей этого возраста – игру и использует ли он её для этой цели. В подготовительной к школе группе большое внимание уделяется учебному процессу, а о роли игры забывают. Между тем она несёт в себе огромные, глубинные возможности воспитательного и обучающего характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для психологической подготовки старших дошкольников к школьному обучению "В школу с радостью"
Данная программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных способностей, ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта и личностны...
Игровые технологии как средство подготовки детей с ОВЗ к обучению грамоте
Игры для обучения грамоте, знакомства с буква, закрепления образа буквы....
Подготовка старших дошкольников к школьному обучению
Рекоммендации по подготовке к обучению старших дошкольников к успешному обучению в школе....
"Роль игры в подготовке ребенка-дошкольника к школьному обучению"
В данной статье рассказывается о роли и значении игры в развитии ребенка-дошкольника. Перечисляются виды игр, которые помогут подготовить ребенка не только к школе, но и к будущкй взрослой жизни...
План работы по самообразованию педагога-психолога в ДОУ «Использование инновационных методик при подготовке старших дошкольников к школьному обучению»
План работы по самообразованию педагога-психолога в ДОУ «Использование инновационных методик при подготовке старших дошкольников к школьному обучению»...
план самообразования "Использование инновационных методик при подготовке старших дошкольников к школьному обучению"
Актуальность темы: поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то теперь такую роль в...
"Использование инновационных методик при подготовке старших дошкольников к школьному обучению"
Здравствуйте! В своей работе я использую кинезиологические упражнения, например 1.Дыхательные упражнения; 2.глазодвигательные упражнения; 3.массаж рук и пальцев рук; 4.упражнения на внимание "Кулак, р...