Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада.
статья на тему

Точилова Ирина Михайловна

Создание условий для свободного и эффективного развития способностей ребенка в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnaya_otsenka.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада.

 Коммуникативная компетентность включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого ребенок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией, а значит научиться общению.

Цель моей работы: создание условий для свободного и эффективного развития способностей каждого ребенка.

Перед собой поставила  задачи:

1.  Обеспечить ребенку чувства психологической защищенности и доверия

2.   Развивать индивидуальность ребенка

3.  Формировать знания, умения, навыки как средства полноценного развития личности

Выделила условия общения:

  • Принятие и понимание личности ребенка, основанные на способности взрослого становиться на позицию другого.
  • Учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции

Наметила тактика общения:

  • Сотрудничество
  • Создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности
  • Многообразие стилей общения с ребенком и их варьирование

Определила личностную позицию педагога:

  • Стиль общения «педагог-ребенок», в виде обратной связи, именно «обратная связь» предоставляет нам информацию о реальных интересах. Как педагогов нас интересует реакция ребенка на конфликт и на похвалу, на заданный вопрос и на предложение обсудить что-либо. Более того, любое коммуникативное действие по передачи информации, может быть успешным лишь в том случае, если эта информация была принята и понята нашим партнером.
  •  Позицию выбираю – партнерскую, где оба партнера занимают равную позицию.

Предлагаю обыграть несколько позиций в общении, чтобы выбрать наиболее подходящую, нужно почувствовать достоинства и недостатки каждой из них.

Позиция 1.

Ребенок сидит на полу, а вы стоите перед ним. Говорите друг  с другом. И через минуту вы почувствуете, как  неприятно и неудобно вести разговор. Тот, кто сидит, должен смотреть вверх; а тот, кто стоит, - вниз. Быстро наступает усталость.  

Зафиксируйте, что вы видите.  Ребенок видит ваш живот, подбородок, грудь и нос, бесконечно уходящие вверх ноги, длинные руки без шеи, лицо с «точками»  рта, носа и глаз. Таким он  вас изображает в своих рисунках.

Позиция 2.

С протянутыми друг другу руками, не наклоняясь и не приподнимаясь. Через некоторое время  ваши руки устают, вы чувствуете взаимное раздражение. Родители  могут истолковать его как непослушание, а ребенок - как проявление безразличия.

Позиция 3.

С освобожденными руками попробуйте ласково погладить ребенка. Надолго вас «не хватит». Да и те чувства, которые вы хотели передать ребенку, он их не получит. В этой позиции люди видят друг друга  совершенно по-разному. И  передать  свои чувства они практически не могут.

Позиция 4.

« Глаза  в глаза». Эта позиция способствует установлению наилучшего контакта. Когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не ощущает себя более важным, значимым,  чем другой.     

Когда мы переосмыслим понятия: позиция, дистанция   и пространства общения, только тогда будет доступен  принцип личностно-ориентированной модели.                                                                      

  • Принцип взаимодействия «не рядом, не над, а только вместе»

Результатом считаю, что у детей старшего дошкольного возраста отмечаем развитие коммуникативных навыков, они легко вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, снизился уровень тревожности.

  1. Возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке
  2. Исчезает страх
  3. Появляется единство физического и психического здоровья
  4. Свобода мышления, воображения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада.

создание условий для свободного и эффективного развития способностей каждого ребенка....

Статья «Эмоциональные состояния детей дошкольников и их педагогическая оценка в условиях детского сада» (подготовительная группа)

Эмоциональное благополучие влияет практически на все сферы психического развития детей....

Презентация. Эмоциональные состояния ребенка – дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада

Эмоциональные состояния ребенка – дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада...

Педагогические условия в группе детского сада, как фактор формирования интереса к занятиям математикой и развития элементарных математических представлений.

Проблема обучения математики в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний. ...

Педагогические условия в группе детского сада, как фактор формирования интереса к занятиям математикой и развития элементарных математических представлений.

Проблема развития математических знаний в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные облас...

Педагогические условия в группе детского сада, как фактор формирования интереса к занятиям математикой и развития элементарных математических представлений.

Проблема развития математических знаний в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные облас...

«Эмоциональные состояния ребенка – дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада»

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку  приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять о...