СТАТЬЯ: «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗОНЫ В ДОУ - ПРОСТРАНСТВО СОТРУДНИЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО»
статья на тему
Организация интегративных зон в детском саду, как выставочное пространство для детских работ и использование это в образовательных путешествиях - рассматривается как особая форма работы детей, педагогов и родителей. Где они могут быть и участниками и художниками - оформителями и просто посетителями. Что обеспечивает наглядность всего образовательного процесса, способствует взаимодействию и сотрудничеству детей, педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 17.43 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ: «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗОНЫ В ДОУ - ПРОСТРАНСТВО СОТРУДНИЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО»
Автор:Н.И. Конопацкая
ГБДОУ Детский сад№93
компенсирующего вида Фрунзенского района
г.Санкт-Петербурга
Взаимодействие детского сада и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем благоприятнее это взаимодействие, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.
Одна из таких форм - это организация интерактивного пространства в ДОУ, для создания сотрудничества педагогов, детей и родителей.
Организация интегративных зон в детском саду, как выставочное пространство для детских работ и использование это в образовательных путешествиях - рассматривается как особая форма работы детей, педагогов и родителей. Где они могут быть и участниками и художниками - оформителями и просто посетителями. Что обеспечивает наглядность всего образовательного процесса, способствует взаимодействию и сотрудничеству детей, педагогов и родителей.
Идея создания такого особого места в детском саду, где дети могут сделать презентацию своей работы, обсудить и высказать свое мнение между собой и вместе с родителями, оценить творчество друзей, встретиться и пообщаться с детьми других групп и возрастов, почитать, поиграть – возникла не случайно. В образовательной программе ДОУ большое внимание уделяется художественно-творческому развитию дошкольника. Старшие дети уже имеют опыт, знания, умения и навыки изобразительной деятельности и уже могут успешно участвовать в творческих дизайн- проектах. Их итоги – это презентация своего творчества, создание выставки или оформление мини-музея. И очень важно, чтобы это творчество детей было востребовано, нашло своих заинтересованных зрителей – собственных родителей, педагогов ДОУ, детей других групп. Это повышает самооценку ребенка и служит стимулом для его дальнейшего развития.
Задачи создания такого интерактивного пространства:
- Формирование у дошкольников представления о произведениях искусства.
- Приобщение дошкольников к культурно – эстетическим ценностям, побуждение к творческой деятельности, воспитание любви к родному краю, городу;
- Способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;
- Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
- Развитие коммуникативных умений: формулировать и убедительно доказывать свою точку зрения, позитивно оценивать свои творческие работы и работы других детей.
- Вовлечение родителей в жизнь группы, ДОУ.
Это мероприятие рассчитано на тесное взаимодействие детей и взрослых. А как мы строим это сотрудничество, можно увидеть на примере реализации проекта недели «Книжкин мир». Она была приурочена к празднику детской книги, который проходит ежегодно в последнюю неделю марта.
Цель проекта: создание условий для осознания детьми значимости книги как средства передачи культурного опыта и как художественно-эстетического объекта.
Подготовка к проекту началась с рассматривания репродукций картин, художественное оформление книг. После этого дети обратили внимание на книги, окружающие нас в группе. Рассматривая разные издания (книги сказок и стихов, учебники, энциклопедии, журналы, справочники), дети пытались догадаться, для чего каждая из них обходима людям, какую информацию она несет. Это подтолкнуло детей создание своей библиотеки по интересам. Что послужило условием возникновения сюжетно-ролевой игры «Библиотека»
Вместе с детьми посмотрели и обсудили презентацию на тему: «Как рождается книга». Увидели трудоемкий путь создания книги и людей разных профессий, которые трудятся над этим процессом.
Исследуя книги в группе, дети столкнулись с проблемой – некоторые издания находятся в плохом состоянии – им нужна наша помощь. Организовали в группе деловую игру «Мастерская починки книжек».
Самое интересное для детей это образовательное путешествие в библиотеку, где детей ждал сюрприз – встреча с настоящей детской писательницей Натальей Хрущевой. Итог дня: возникла идея попробовать себя в роли детских писателей.
В группе обсуждаем темы, на которые бы хотели создать свои книжки. Проектируем макеты собственных книжек. Создание книг дети продолжают дома, совместно с родителями.
Конец недели отводится для совместной деятельности педагогов, детей и родителей с целью обобщения работы проделанной в течение недели. В группе дети представляли созданные с родителями книги.
Вместе с детьми начали оформлять интерактивную выставку в холле ДОУ. Оформляли приглашения на выставку и раздавали всем группам. Создали книгу отзывов читателей. В течение нескольких последующих дней дети группы проводили «встречу с читателями» (детьми других групп и родителями детского сада) в пространстве интерактивной выставки, рассказывая о своих книгах и о том, как их создавали.
С выставкой книг знакомились не только дети в сопровождении воспитателей, но и родители из большинства групп детского сада. Они приходили на выставку со своими детьми, помогали читать детям книги, перенимали опыт и даже сами создавали свои книги. Родители стали полноценными участниками образовательного процесса.
На выставке нашло продолжение и второе направление недели – привлечь внимание к бережному отношению к книге. Мы создали «Станцию скорой книжной помощи». Теперь собираем заказы младших групп на ремонт книг, восстанавливаем их и торжественно передаем малышам.
А завершилась неделя «Книжкин мир» подарком детям – театральным представлением профессиональных артистов – сказкой « По щучьему велению»
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов, детей и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Список используемой литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155) Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013Г. Регистрационный № 30384.
2. Ванюшкина, Л. Мир, открываемый заново : Программа для дошкольных образовательных учреждений "Кругозор" / Л. Ванюшкина // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - C.28-36:ил.
3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Театр как средство возрождения национальной культуры России и Кубани и развития творческой самореализации ребенка»
В представленном опыте работы выстроена система по использованию русского и кубанского народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников средствами: метапредметного моделирования ...
«Создание условий для творческой самореализации ребенка в процессе формирования экологической культуры дошкольников»
Создание условий для развития детей дошкольного возраста в воспитание экологической культуры, выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными...
"Создание условий для творческой самореализации ребенка в двигательной деятельности"
Работая с дошкольниками, убеждаешься в необходимости развития их творческих способностей и в двигательной деятельности. В непосредственно образовательной деятельности по физической культуре педагоги с...
Дополнительные образовательные услуги в детском саду - новый путь творческой самореализации ребенка
В статье определена роль введения дополнительных образовательных услуг в современных дошкольных образовательных учреждениях, связанная с возникшим спросом со стороны родителей, направленным на ...
Организация совместной творческой деятельности ребенка и взрослого в семье
Социализация ребенка дошкольного возраста - явление многогранное.Семья и детский сад-это две стороны воспитательного процесса,каждая из которых дает ребенку социальный опыт.И только в слиянии с друг д...
Информация о реализации проекта МЭО «Развитие проектных компетенций как средства формирования навыков самоопределения, самоорганизации, самореализации ребенка в цифровом образовательном пространстве»
https://radost19uray.ru/o-nas/innovacionnaja-i-jeksperimentalnaja-dejatelnost/obrazovatelnaja-platforma-mobilnoe-jelektronnoe-obrazovanie/...
КРИТЕРИЙ 1. ПУНКТ 1.2. Наличие современной развивающей предметно - пространственной среды (ППС), включающей в себя: интерактивные зоны; творческую, исследовательскую, экспериментальную или другие лаборатории и инновационные центры; музеи; инновационное
1.2. Наличие современной развивающей предметно - пространственной среды (ППС), включающей в себя: интерактивные зоны; творческую, исследовательскую, экспериментальную или другие лаборатории и инноваци...