СОД "Широкая Масленица"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СОД "Широкая Масленица" | 32.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект СОД
Образовательная область
«Социально - коммуникативное развитие»
Тема: «Широкая Масленица»
в подготовительной группе
МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи
Воспитатель: Христофорова Ж.Н.
Антонова Е.Ф.
Дата проведения: 2017г
1.Совместная образовательная деятельность
Воспитатель: Зельман Н.Е. Антонова Е.Ф.
2.Возрастная группа: подготовительная
3. Образоваельная область: «Познавательное развитие»
4. Тема: «Широкая Масленица».
5.Тип деятельности: тематическое, творческое.
6. Используемые методы и технологии обучения: интеграция образовательных областей, вопросы, проблемы, дифференцированный подход, личностно – ориентированные технологии, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
7. Новизна: развитие детей на основе коллективной деятельности с использованием элементов народного творчества.
8.Форма организации обучения: фронтальная, подгрупповая (работа малыми подгруппами), индивидуальная.
9. Форма обучения на занятии: игра, инсценировка.
10.Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
11.Задачи:
Образовательные – обобщить представления о празднике «Масленица»; познакомиться с содержанием притчи о блудном сыне; способствовать формированию у детей представлений о русской культуре.
Развивающие - расширять знания детей об обычаях и традиционных календарных праздниках; формировать навыки практического применения информации в игровой, трудовой деятельности.
Воспитательные – воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа; любовь и уважение к народным традициям, культуру поведения на массовых мероприятиях; доставить детям радость, удовольствие от совместной деятельности.
12. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная, двигательная, музыкальная, познавательная, речевая.
13.Методы: наглядные ( просмотр презентации), словесные (вопросы проблемного характера , беседа, обсуждение), практические (изготовление чучела Зимы, приготовление теста для блинов).
14. Средство обучения для воспитателя: презентация по теме, костюмы Хозяюшки, Петрушки. Молоко, яйцо, мука, сода, соль, сахар, венчик, салфетки, емкость для теста, фартук, косынка.
15. Средство обучения для детей: заготовка чучела Зимы, вата, веревка; народные инструменты; сарафан и косынка; презентация.
16. Словарная работа: Масленица, встреча, заигрыш, лакомка, прощенное воскресенье.
17. Предшествующая работа.
Беседы о русских народных традициях, о предстоящем празднике Масленица. Заучивание закличек, песен, игр к празднику Масленица. Создание заготовки чучела Зимы.
18. Предполагаемый результат:
- формирование знаний детей о русских народных традициях и праздниках;
- знакомство с евангельской притчей о блудном сыне и ее толкованием;
- формирование интеллектуальных впечатлений;
- формирование навыков практического применения информации в игровой, трудовой деятельности;
- развитие умений работать в коллективе и самостоятельно.
Ход:
Дети под русскую народную музыку входят в зал, где их встречает Петрушка.
Слайд№
Петрушка : Собирайся народ, в гости Масленица ждёт!
Масленица блинная, сытная, старинная,
с самоваром, с огоньком, солнцем, снегом, ветерком!
Мы зовём к себе тех, кто любит веселье и смех!
Ждут вас игры, забавы и шутки!
Скучать не дадим ни минутки!
Петрушка : Ребята, а вы знаете, что это за праздник Масленица?
Ответы детей.
Беседа о старинном празднике Масленице.
Слайд№
Петрушка : Бывает праздник Масленица – проводы зимы. С давних времен Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его, в конце зимы и празднуют целую неделю. Все веселятся, радуются, что прошла зима и наступает весна. Празднование совершалось строго по расписанному распорядку.
Слайд №
Петрушка : Итак, начинается Масленица в понедельник.
Понедельник «встреча». Девушки и парни делали соломенное чучело – Зиму – и ходили с ним по деревне, распевая такую песню: (Два ребенка)
Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
Петрушка : В этот день обходили избы, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блинов.
Дети показывают пальчиковую игру:
Тетушка, тетушка, подай блинчика, оладышка (дети вперед протягивают левую руку, затем правую).
Масляный кусок (ладони соединяют вместе).
Тетушка, тетушка, не скупися –
Масляным кусочком поделися! (кланяются, садятся на корточки).
Тетушка, тетушка, вставай с печи (встают)
Гляди в печь - (правая рука согнута у лба)
Не пора ли блины печь? (кланяются).
Подайте широкой Масленице!
Слайд №
Петрушка : Второй день – вторник – звался «заигрыш».
В этот день начинали собираться на игрища и потехи: устраивали девичьи качели, поездки на лошадях, катания с ледяных гор, воздвигали снежные городки.
Вот и мы сейчас с вами поиграем. Ну, ка, Рома, посчитай.
Рома: Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Русская народная игра « Пирожок»
Играющие встают друг за другом цепочкой, ухватив предыдущего игрока за пояс. Первый в цепочке –«булочник», последний – «пирожок». Водящий – «покупатель». Покупатель подходит к булочнику и затевает с ним разговор:
- Здравствуй, булочник – дружок! Не продашь ли пирожок?
- Как не продать! Тебе выбирать!
- Продай самый вкусный – с яйцом и капустой! Вот тебе рубли: один, два, три.
- Коль поймаешь, бери!
«Покупатель» бежит в конец колонны, пытаясь схватить «пирожок», который, в свою очередь, старается добежать до головы цепочки и встать перед булочником. Если ему это удается, он сам становится «булочником», а «покупатель» остается «покупателем». Если «покупатель» осалит «пирожок», он становится «булочником», а осаленный «пирожок» -«покупателем».
Петрушка : Третий день Масленицы – среда «лакомка». Слайд №
В этот день лакомились блинами. Блин является символом Масленой недели. В народе много поговорок о блинах сложено.
Дети: Масленица идет, блин да мед несет;
без блина - не масленица, без пирога - не именины;
блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.
Петрушка : А какие заклички вы знаете?
Дети: Как на масленой неделе со стола блины летели, и сыр, и творог, всё летело под порог!
Первый блин комом, а второй знакомым, третий блин дальней родне, а четвёртый - мне!
Петрушка : Ребята, вы умеете разводить блины? (ответы детей)
Петрушка : А позовем мы «хозяюшку», да разведем блинов побольше!
(Дети зовут Хозяюшку). Входит хозяюшка.
Хозяюшка. Здравствуйте гости дорогие. Слышу смех, веселье. Зачем звали?
Дети. Хотим блины развести.
Хозяюшка. А вы знаете, что для теста нужно? (ответы детей).
Хозяюшка показывает: муку, яйцо, молоко, дети называют.
Дети и хозяюшка встают к столу и замешивают блины.
Хозяюшка. Приступаем к работе. А под музыку работа веселей( звучит русская народная песня).
Хозяюшка. Тесто мы замесили, а где печь будем?
Дети. На кухню отнесем.
Хозяюшка. А с чем блины едят?
Ребенок. Этот праздник - объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, икра!
Хозяюшка. А на что он похож? (На солнце). Круглая форма и золотистый цвет блинов считался символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.
Петрушка : Наша праздничная неделя продолжается.
Четверг – слыл разгульными назывался «широкая Масленица».
В этот день гуляли, пели песни, плясали, водили хороводы.
Хозяюшка. А давайте споем песню «Мы давно блинов не ели....»
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Вот блины мои готовы,
Гости будьте же здоровы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Петрушка : Молодцы ребята.
Слайд№
Пятница и суббота – были гостевыми днями и посвящались хождению по родне. У родных тоже объедались блинами, пирогами и другими кушаньями.
Хозяюшка предлагает детям, используя жесты и выразительную речевую интонацию, выразительно разыграть русскую народную игру «На блины» (На девочку повязывают платочек).
Хозяюшка. Стала Маша гостей собирать…
Маша.
И Иван приди, Маша жестом зовет к себе Ивана.
И Степан приди Поворачивается к Степану.
Да и Андрей приди, Зовет Андрея.
Да и Матвей приди. Зовет Матвея.
А Митрошечка:
Ну , пожалуйста! Прижимает правую руку к груди и наклоняет голову.
Хозяюшка. Стала Маша гостей угощать… Ставит воображаемую миску с блинами
Маша.
И Ивану блин, Достает «блины» и раздает их
И Степану блин Ивану, Степану, Андрею. Матвею.
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин. .
А Митрошечке- Достает из кармана воображаемый пряник и Мятный пряничек! протягивает его.
Хозяюшка. Стала Маша гостей провожать… Достает из кармана «платочек».
Маша.
Прощевай, Иван! Кланяется Ивану, Степану, Андрею. Матвею.
Прощевай, Степан!
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка,
Моя крошечка.
Да ты побудь со мной Гладит по голове Митрошечку,
Еще немножечко! Обнимает.
Слайд№
Петрушка : Воскресенье – седьмой и последний день Масленицы – прощёный день.
А что значит прощёный день? (Ответы детей)
Хозяюшка. Нельзя обижать друг друга, нужно уметь прощать.
Петрушка: Я предлагаю вам сейчас посмотреть «Притчу о блудном сыне»
Просмотр видео ролика «Притча о блудном сыне»
Обсуждение притчи.
- Как вели себя младший и старший сыновья в притче?
- Почему они себя так различно вели?
- Почему отец не наказал блудного сына?
- Какое богатство получаем мы от Бога?
- Что мы должны сделать, когда мы кого-нибудь обидели?
Петрушка : В воскресенье проводился праздник «Проводы зимы». Все вместе делали чучело Зимы, выносили на улицу и сжигали. Я вам предлагаю сделать свое чучело Зимы.
Дети совместно с Петрушкой и Хозяюшкой изготавливают чучело.
Петрушка : Так вот прощались с Масленицей.
Масленица загорела,
Всему миру надоела.
Петрушка : Сжигать мы пока чучело не будем, пусть с нами неделю поживет, до наступления праздника.
Рефлексия:- Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица? Когда приходит Масленица? Как люди празднуют его?
Поздравляем вас с Масленицей, расскажите всем, что на этой неделе проходит такой замечательный народный праздник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Масленица пришла" (Понедельник: "Встреча Масленицы") Сценарий развлечения для детей всех дошкольных групп ЧДОУ
В нашем ДОУ, как и принято на Руси, праздник длится всю неделю. Общее празднование начинается со Встречи Масленицы в понедельник в музыкальном зале детьми всех дошкольных групп. Я предлагаю Вашему вни...
Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"
Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...
Сценарий на Масленицу «Эх, да Масленица» подготовительная группа.
Расширить и закрепить знания детей о народных праздниках. Приобщить детей к народным играм, песням, хороводам. Развивать ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать у детей ин...
Стихи о масленице. Масленица в произведениях русского искусства.
Любопытные сведения о масленице можно почерпнуть в таких произведениях, как «Лето господне» (Иван Сергеевич Шмелев), «Петр Первый» (Алексей Николаевич Толстой). Уже давно стала...
Масленичная неделя в России: Традиции Масленицы.История Масленицы. Поделки на Масленицу. Наши рецепты. Блинная зарядка
В папке передвижке собраны интересные факты о Масленице, история праздника, традиции празднования на Руси, а также поделка на Масленицу - Солнышко и рецепты вкусных блинов....
Сценарий праздника Масленицы «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»
Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»...
«Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться!"Праздник Масленицы для детей 3-4 лет.
♫ Появляется скоморохВанька:Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки!Здравствуйте девчонки, короткие юбчонки!Я – скоморох Ванька!Везде гуляю – все на свете знаю!Пришел к вам веселиться и ...