Пространственно - развивающая среда в ДОУ
методическая разработка на тему

Коломойцева Светлана Анатольевна

Раскрывает основные аспекты по органиизации пространственно - развивающей среды в ДОУ в рамках ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno_razvivayushchaya_sreda.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ЦРР д/с №4 «Империя Детства»

Выступление на семинаре

«Знатоки предметно – развивающей среды» 

по теме:

«Создание предметно – развивающей среды в ДО в соответствии ФГОС»

Подготовила:

Воспитатель

МДОУ ЦРР д\с № 4 «Империя Детства»

Коломойцева С.А.

г.Новоалександровск

Основные функции развивающей среды детского сада:

• служит носителем разносторонней информации об окружающем;

• влияет на интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие;

• создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности;

• способствует физическому развитию, познанию особенностей устройства собственного организма;

• обеспечивает разные виды активности ребенка (умственной, игровой, физической и др., становится основой для его самостоятельной деятельности, условием для самообразования;

• раскрывает индивидуальность каждого ребенка, повышает его активность и заинтересованность;

• побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, развивает способность принимать и осуществлять самостоятельные решения — идти по пути творческого саморазвития;

• обогащает развитие специфических видов детской деятельности.

Предметно-развивающая и игровая среда группы и детского сада необходима детям потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию — каждый предмет несёт определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Продукты творческой деятельности, удовлетво-ряющие потребности человека, раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда.

Стимулирующая функция должна быть мобильной и динамичной.

Развивающая функция предметной и игровой среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых её форм к более сложным. Они заключаются в следующем:

• развивающий характер предметной среды;

• деятельно-возрастной подход;

• информативность среды;

• обогащённость, наукоёмкость, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребёнка и его творчество;

• вариативность;

• сочетание традиционных и новых компонентов;

• обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро-и микропространством деятельности детей;

• обеспечение комфортности, функциональной надёжности и безопасности;

• обеспечение эстетических и гигиенических показателей.

Решению проблемы создания развивающей среды в ДОУ будут способствовать новые подходы к формированию структуры здания, свободной от планировки, взаимосвязи внутренних и внешних сред, системе трансформирующегося оборудования и мебели, проектированию и размещению функциональных помещений как базовых компонентов развивающей предметной среды.

Групповые помещения для детей оборудуются в соответствии с требованиями по созданию предметно-развивающей среды:

- игры для интеллектуального и сенсорного развития (шахматы, шашки, развивающие игры, дидактические игры);

- аудиовизуальные (магнитофоны, кассеты, проигрыватели, диапроекторы);

- «уголки уединения»;

- уголки социально-эмоционального развития (система зеркал);

- многофункциональные ширмы;

- нестандартная детская мебель;

- зоны художественно-эстетического развития;

- интеллектуально-развивающие уголки;

- мини-лаборатории для проведения опытов;

- уголки мастерства (рукотворчество);

- оформлены различные виды театра (тростевой, теневой, магнитный, бибабо, «живая» рука, пальчиковый, марионетки, ложковый, настольный и др.);

- уголок дежурства,

- уголок Безопасности (плакаты, книги, игры, макет ПДД, автопарк,

- экологические уголки, уголки озеленения.

Принцип позиции при взаимодействии и дистанции при общении. В групповом помещении предусматривается место, где ребёнок может уединиться от других детей, - «уголок уединения».

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

- спокойная: учебная, «уголок уединения», уголок книги;

- средней интенсивности: театрализованная, музыкальная, зона конструирования;

- зона насыщенного движения: спортивный уголок.

Принцип активности. В групповых помещениях предусмотрена «стена творчества», а также создаются условия для самостоятельной свободной деятельности.

Принцип динамичности, стабильности. Имеются много-функциональные игрушки, мобильные пособия, модули.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство группового помещения позволяет детям заниматься в соответствии с их интересами и желаниями одновременно разными видами деятельности и не мешать друг другу. Для этого используются ширмы, нетрадиционно располагается мебель.

Условно, в пределах пространства групп, можно выделить систему зон:

- зона познавательного развития (учебная); может быть представлена мини-лабораториями (занимательная математика, развитие речи, космос, элементарная география, экономика, в ней имеются энциклопедии, игротеки. В доступной форме детям дается представление о развитии человека в истории и культуре;

- зона художественно-эстетического развития представляется средствами для изодеятельности, репродукциями картин, альбомы ДПИ, портреты художников, композиторов, образцами произведений декоративно-прикладного искусства, «стеной» творчества, детской художественной литературой, детскими музыкальными инструментами, нестандартным музыкальным оборудованием, комнатой эстетики.

- «лаборатория» для детей младшего дошкольного возраста содержит материал для проведения опытов без приборов, для детей старшего дошкольного возраста - приборы для проведения опытов, различные комплектации;

- театрализованная зона располагает различными видами театральных кукол, масками, декорациями, ширмами;

-зоны социально-эмоционального развития содержат обыгранную сюжетом систему зеркал, пиктограммы, игровой материал;

- в зоне экологического воспитания в соответствии с требованиями «Программы» имеются растения, животные, материалы для естественнонаучных представлений, макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок, биб-лиотека познавательной природоведческой литературы, игротека экологических развивающих игр;

- игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя уголки ряженья, модули-макеты игрового пространства (блок-схемы: тема - сеть - игра в одной теме);

- конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного, мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания, схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;

- «уголок уединения»;

- для зоны двигательного развития необходим спортивный комплекс, нестандартное оборудование для физического развития детей.

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Для того чтобы обеспечить каждому ребёнку личное пространство, то есть собственное место, где он мог бы хранить свои секреты, можно сшить индивидуальные сумочки, кармашки на стульчики.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. После окончания занятий в течение 3-5 минут можно устраивать музыкальные паузы, «минутку радости», этюды на релаксацию, перед сном под спокойную классическую музыку - «минутку тишины» или слушание короткой сказки, в течение дня - «динамический час» (по перспективному плану).

Принцип открытости, закрытости. В групповых помещениях создаются системы зеркал различной величины и формы, семейные фотоальбомы, фотоальбомы и фотоуголки детей группы. Открытость обществу, народу формируется через расширение знаний о родном городе, иллюстрации, гербы, кукол в национальных костюмах. Декоративно-прикладное искусство и создание мини-музея «Страна, в которой мы живём», «Русская изба» способствуют приобщению детей к русской народной культуре.

Принцип половых и возрастных различий детей реализуется через сюжетно-ролевые игры для мальчиков и девочек («Уголок мастера», «Дом быта», транспортные игрушки).

Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, для их физического развития

Физкультурно-оздоровительная работа невозможна без системы эффективного закаливания. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, профилактику простудных заболеваний.

В основе закаливания детей используются следующие факторы:

- закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент в режиме дня;

- закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности;

- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте для организма ребёнка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"

Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Перспективный план оптимизации развивающей предметно-пространственной развивающей среды в группе

Перспективный план оптимизации развивающей предметно-пространственной среды начала делать с младшей группы, прекрасно понимая, что без плана в данном деле не обойтись. Здесь было важно учесть много фа...