материалы для работы во 2 младшей группе по теме "Сказки"
картотека (младшая группа) на тему
дидактические игры по теме "Сказки"
пальчиковые игры по теме "Сказки"
подвижные игры по теме "Сказки"
НОД
Беседы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_s_detmi_chto_takoe_skazka.docx | 18.87 КБ |
didakticheskie_igry_po_skazkam.docx | 12.48 КБ |
kartoteka_didakticheskikh_igr_po_russkim_narodnym_skazkam.doc | 72.5 КБ |
konspekt_po_lepke.docx | 17.4 КБ |
konspekty_po_skazkam_2-3g.doc | 2.31 МБ |
konsultatsiya_po_skazkam.docx | 17.6 КБ |
nod.docx | 20.73 КБ |
palchikovye_igry_po_motivam_skazok.docx | 35.1 КБ |
rol_knigi_v_zhizni_rebenka.docx | 523.67 КБ |
shkatulka_so_skazkami.doc | 36 КБ |
znachenie_knigi_v_vospitanii_rebenka.docx | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с детьми «Что такое сказка?»
Сказки... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный сказочный мир...
Сказка по лесу идёт, сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.
И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,
Обожаемые сказки слаще ягоды любой.
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт...
Какие сказки вы любите больше всего? А какие сказки вам читали или читают ваши родители? Конечно же, прежде всего это должны быть добрые сказки. Сказки, которые учат добру, сказки, пробуждающие все самое лучшее и доброе, сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.
В них, как известно, случается всякое: бедные сироты выходят замуж за принцев, печи становятся транспортным средством, звери, птицы и даже рыбы разговаривают, а неповоротливые черепахи обгоняют быстрых зайцев.
Словно разноцветные камешки в калейдоскопе, сказки народов мира образуют замысловатые узоры из опасных приключений, интересных историй и чудесных превращений. В сказочных легендах — описание традиций и быта разных стран, история религий и культур, а также характерные особенности каждого народа.
Но кроме этого, сказки умеют чудесным образом «передвигаться» во времени и пространстве, путешествуя из страны в страну, из континента на континент. Так, всеобщая любимица Золушка жила не только во Франции. Даже в сказках народов Азии есть истории о потерянной туфельке и найденном семейном счастье.
А Змей Горыныч! Думаете, этот страшный персонаж есть только в русских сказаниях? Вовсе нет! Драконов и огнедышащих змеев можно встретить и в сказках Европы. А на Востоке летающие чудища — не злобные монстры, а положительные герои.
Схожесть сюжетов различных сказок, придуманных в отдаленных уголках планеты, может показаться удивительным. Хотя, на самом деле ничего необычного в этом нет, ведь детям всего мира нужны одинаковые знания: о добре и зле, о силах природы и особенностях людских характеров, о происхождении неба, земли и человека. Увлекательные рассказы о простых вещах — это и есть сказки.
Пусть они немного похожи, но каждая из них уникальна. Наполненные верованиями и колоритом своего народа, сказки приобретают некую неповторимость. В этом легко убедиться во время знакомства с ними: пронизанными тонкой самоиронией и верой в добро русскими сказками, таинственными и немного страшными сказками европейских народов, поражающими хитросплетениями сюжета восточными сказаниями, полными любовью к природе сказками Австралии и Океании, волшебными историями других экзотических народностей.
Начнем мы наше путешествие, конечно же, с русских сказок.
Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждёт,
Русская народная, но доселе модная!
«Колобок» и «Теремок» – сказочки нескучные,
А ещё народ придумал сказочки «докучные».
Что такое «докучные» сказки? (Это та сказка, которую можно рассказывать бесконечно).
Пришел медведь к броду,
Да бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, Выкис, Вылез, Высох,
Встал на колоду - Бултых в воду…;
«Салат из сказок»
Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, Колобок, а я пойду на речку, рыбу половлю». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей Избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Красная Шапочка, я тебя съем!». А она отвечает: «Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: «По щучьему веленью, по моему хотенью». Желание исполнилось: вырос цветик-семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у нее хрустальный башмачок. А в руке – золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в «новой» сказке. Скажите, из каких известных вам сказок они пришли?
(«Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и лиса», «Репка», «Баба Яга», «Красная Шапочка», «По щучьему веленью», «Цветик-семицветик», «Дюймовочка», «Золушка», «Золотой ключик», «Карлсон, который живёт на крыше»).
Викторина «Народные сказки»
1. Как ласково называют деда Мороза в некоторых русских сказках?
- Морозилка, Морозко, Морозец, Холодец
2. Какая волшебная скатерть встречается в русских народных сказках?
- Самоварка, Самокрутка, Самобранка, Самостирка
3. Сколько зверей так и не попробовали Колобка, пока его не съела Лиса?
- Один, Два, Три, Четыре
4. Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенёк?
- Колобок, Пирожок, Кашу, Машу
5. Какая русская сказка существует?
- «Утки-аисты», «Куры-индейки», «Гуси-лебеди», «Орлы-соколы».
6. Кого Морозко сначала чуть не заморозил, а потом наградил?
-Снегурочку,-Золушку, Падчерицу
7. В каком сосуде Журавль выставил угощение Лисе?
- В кувшине, В тарелке, В миске, В блюдце.
8. Какой вопрос НЕ задавали три медведя в русской народной сказке?
- Кто спал на моей кровати?- Кто сидел на моём стуле?
- Кто ел из моей чашки?- Кто надел мои тапки?
9. Встреча с кем круто изменила жизнь Царевны-Лягушки?
-С Ильёй Муромцем, С Иваном-царевичем.
- С Емелей, С перелётными утками.
10. Чем печь угощала девочку в русской сказке «Гуси-лебеди»?
-Блинами, Колобком, Пирожками, Кашей.
11. Чудо-юдо рыба из русских народных сказок – это…
-Щука, Сом, Кит, Акула.
В мире много сказок, грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина, в сказку нас веди,
Башмачок хрустальный, помоги в пути.
Мальчик Чипполино, мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге настоящий друг.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по сказкам.
- «Что не так?», «Что изменилось?», «Кто лишний?», «Кого не стало?».
Цель: Уточнить усвоение детьми содержание сказки. Закрепить последовательность появления персонажей.
- «Из какой сказки пришли эти герои?».
Цель: Закрепить умение узнавать сказку по сказочным персонажам. Учить детей давать точное название сказки.
- «Кто так сказал?».
Цель: Закрепить умение узнавать сказку по словам главных героев.
- «Узнай сказку по обложке», «Узнай сказку по отрывку», «Узнай сказку по коллажу».
Цель: Закрепить умение узнавать сказку по обложке, по отрывку, по коллажу. Учить детей давать точное название сказки.
- «Волшебная шкатулка».
Цель: Закрепить умение узнавать сказку по предметам, картинкам, отрывкам.
- «Расскажи сказку по модели (мнемотаблице, схеме)».
Цель: Учить детей пересказывать сказку с опорой на модели, мнемотаблицы, схемы.
- «Ступеньки доброты».
Цель: Учить детей передавать свое отношение к поступкам героев.
- «Сказка наоборот».
Цель: Учить детей изменять в сказке порядок событий.
- «Сказка с новым концом».
Цель: Учить детей сочинять к сказке новый конец.
- «Сказка продолжается».
Цель: Учить детей придумывать продолжение к знакомой сказке.
- «Сочиняем сказку».
Цель: Учить детей сочинять сказку по аналогии с уже известными сказками.
- «Изменяем сказку».
Цель: Учить детей дополнять знакомую сказку новыми эпизодами, вводить в сказку дополнительные персонажи.
- «Салат из сказок».
Цель: Учить детей смешивать несколько сказочных сюжетов в один для сочинения новой сказки.
- «Волшебный ящик» (морфологический ящик).
Цель: Учить использовать знакомые сказочные персонажи для сочинения новой сказки.
Предварительный просмотр:
Игры с детьми 3-4 лет
Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят» (3-4 года)
Дидактическая задача: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.
Количество играющих: 5-6 детей
Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий
Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.
- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики).
- Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.
Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.
Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик» (3-4 года)
Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки
Количество играющих: 4-6 детей
Игровое правило: внимательно слушать собеседника
Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его …(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).
Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка» (3-4года)
по сказке «Курочка Ряба»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Количество играющих: подгруппа детей
Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей
Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:
- Курочка Ряба, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка Ряба, зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка Ряба, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.
Настольно-печатная игра «Парные картинки» (3-4 года)
Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.
Количество играющих:
Материал: парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки
Игровые правила: Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку.
Игровое действие: поиск нужных карточек.
Настольно-печатная игра «Сложи картинку» (3-4 года)
Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность
Количество играющих:
Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку
Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки
Настольно-печатная игра «Лото» (3-4 года)
Дидактическая задача: Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках
Количество играющих:
Игровые правила: закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т.е сказке
Игровое действие: находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет все карточки
Настольно-печатная игра «Домино» (3-4 года)
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку
Количество играющих:
Игровые правила: Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки
Игровое действие: Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.
Игры с детьми старшего дошкольного возраста
Словесно-дидактическая игра «Радио» (старший дошкольный возраст)
Дидактическая задача: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей
Количество играющих: неограниченно
Игровое правило: слушать и не мешать товарищам
Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)
Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки» (старший дошкольный возраст)
Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)
Количество играющих: неограниченно
Материал: картинки с овощами и фанты
Игровое действие:
Вариант 1 Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т.к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.
Вариант 2. Воспитатель говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки. Эту игру хорошо проводить после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь»
Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку» (старший дошкольный возраст)
Дидактическая задача: Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов
Количество играющих:
Игровое правило: По сигналу воспитателя начать «расколдовывать» сказку
Игровое действие: Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки: петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т.д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.
Когда задание будет выполнено можно с детьми сочинить небольшие сказки и записать их на карточки, заменив героев знаками. Ребенок «расколдовывает» свою сказку, подставляя нужный персонаж.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по лепке
«Колобок — румяный бок»
Цель: продолжить знакомство со сказкой «Колобок»
Задачи:
Образовательная: Закреплять умение детей скатывать шар круговыми движениями между ладоней; учить доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала.
Развивающая: Развивать умение лепить из разных пластичных материалов предметы с характерными особенностями.
Воспитательная: Воспитывать умение проявлять позитивное отношение к процессу творческой деятельности.
Материал: Резиновые или мягкие игрушки: заяц, волк, медведь, лиса;
Используемый прием лепки
Разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек теста.
«Шлепанье» - энергитичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
Скатывание (2-й способ) – формирование больших шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями.
Предварительная работа.
1.Чтение и рассматривание иллюстраций русской народной сказки «Колобок».
2. Рисование «Колобок».
3. Упражнения из психогимнастики направленные на формирование выражения эмоций.
Индивидуальная работа:
Дифференцированный подход:
Ход занятия | Ответы детей |
Дети сидят за столами. На столе перед ними герои сказки «Колобок» В. Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл сегодня? В. Отгадайте мои загадки: Зимой беленький, летом серенький Никого не обижает, а всех сам боится. На овчарку он похож. Что ни зуб, то острый нож. Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. Он всю зиму в шубе спал. Лапу бурую сосал, А, проснувшись, стал реветь Этот зверь лесной ... В птичник повадится – жди беды. Рыжим хвостом заметает следы В. Молодцы! А в какой сказке мы можем встретить всех этих зверей вместе? В. Предлагаю Вам слепить сегодня главного героя сказки. Кто это? В. Правильно. А какой он, опишите его. В. Чтобы начать работу нужно пластилин разогреть. Дыхательная гимнастика: вдох носом, выдох через рот на пластилин В. У каждого из вас маленький кусочек пластилина, а у меня большой. Как вы думаете, из маленького кусочка какие получатся колобки? А из большого? В. Покажем на пальчиках, какие колобки могут быть у нас (пальчиковая разминка “Колечки”). «Колечки» Сомкнуть указательный и большой пальцы правой руки, а на левой – большой палец и мизинец. Получилось два «кольца». Пальцы рук ребенок должен сомкнуть так, чтобы на каждой руке поочередно получались «большое» и «малое» колечко. Давайте вспомним, какие существуют способы раскатывания колобка (о стол, между ладонями). В. Давайте посмотрим, настоящие получились колобки или нет. Покатаем от руки к руке. Давайте покажем, где у наших колобков лицо. А какую форму имеют наши колобки? В. Предлагаю добавить нашему колобку ручки и ножки и поставить его на подставку. Вот какие красивые колобки у нас получились! | Д. Игрушки Д. Заяц Д.Волк Д.Медведь Д.Лисичка. Д. Колобок Д. Колобок Д. Круглый, желтый. Ответы детей Д. Круглую Д. Показывают способы работы с пластилином. Работа детей. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.
Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.
Предлагаю рассмотреть некоторые из них.
«Встречи героев»
Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.
Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.
«Звукорежиссеры»
Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.
После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.
«Новые сказки»
Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.
Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.
«Пропущенный кадр»
Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.
Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.
По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.
«Сказочная цепочка»
Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.
Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет, есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.
Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.
Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.
Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе
Предварительный просмотр:
План-конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему "В гостях у сказки".
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Цель: Приобщение детей к истокам русского народного фольклора через сказку.
Задачи:
1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. 2. Вспомнить порядок появления героев в сказках. 3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования. 4. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление. 5.Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Материал: картинки с эпизодами русских народных сказок ;«волшебный» мешочек; бубен; музыкальное сопровождение.
Ход НОД:
- Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, проходите, рассаживайтесь поудобнее.
Дай Бог тому,
Кто в нашем дому. –
Здоровья дорогим гостям,
Да милым детушкам.
- Удобно вам? Тогда слушайте внимательно:
Как не в море-океане,
Не на острове Буяне
Стоит терем-теремок
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрем –
Сказку в гости позовём!
Слушай тихо и гляди…
Сказка, в гости приходи.
(слова сопровождаются тихой русской народной мелодией)
- Сейчас, покажу я вам картинку, а вы угадайте, из какой это сказки.
- Молодцы! А давайте расскажем нашим гостям, что или какой эпизод из сказки нарисован. А что было до этого, а что потом?
Идет рассказывание сказки несколькими детьми.
(Так же работаем с эпизодами из сказок «Гуси-лебеди», «Лисичка со скалочкой»)
-Вправо влево повернись,
В новой сказке очутись.
(«Маша и медведь», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Бычок смоляной бочок»)
Гимнастика для глаз.
Открываем глазки - раз, А зажмуриваем - два. Раз, два, три, четыре, Раскрываем глазки шире А теперь опять сомкнули, Наши глазки отдохнули.
- Почему эти сказки называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
- Ай, да молодцы!
Что же, ребята все сидим?
Аль играть мы не хотим?
Выходите, веселей.
Да давай играть скорей!
А игра у нас такая
«Бабка Ёжка», ох какая!
Физкультминутка.
Описание игры:
В середину круга встает водящий – Бабка Ёжка. В руках у нее помело. Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ёжка,
Костяная ножка
С печки упала,
Ногу сломала,
А потом и говорит:
- У меня нога болит.
Пошла она на улицу –
Раздавила курицу.
Пошла она на базар –
Раздавила самовар.
Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом».
К кому прикоснется тот и замирает. (Под русскую народную мелодию)
Можно выбрать 2-3 бабок Ёжек.
После того как дети сели, воспитатель: Всем ли видно, всем ли слышно, Всем ли места хватило? Приготовьте ушки, глазки
Загадаю вам загадки.
Отгадайте без подсказок Кто герои этих сказок? Называйте, посмелей, Этих сказочных друзей!
1. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов. (Теремок)
2. Маша в коробе сидит.
Далеко она глядит… (Маша и медведь)
3. Там три стула и три кружки,
Три тарелки, три подушки… (Три медведя)
4. Эх ты Петя — простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Кот и петух)
5. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)
6. У Аленушки-сестрицы,
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
7. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла. (Волк и семеро козлят)
8. Посадил ее дед в поле,
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули,
Очень крупная была. (Репка)
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку — хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка — краса,
Три медведя, Волк — Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.(хлопают в ладошки).
(Слышится веселое хихиканье из мешка)
- Что же вы, дети так смеетесь? Не вы, а кто же?
Что за чудо –
Скок да скок.
Гляньте, прыгает мешок!
- Ой, да я совсем забыла. Он же у меня волшебный. Вот проснулся и поиграть с вами хочет. Давайте, развяжем его да посмотрим, что в нем? (открываем)
Бубен здесь лежит,
Ждет, когда его возьмем
Да играть скорей пойдем.
Игра с бубном
Описание игры:
Дети передают бубен из рук в руки и произносят считалочку:
Ты катись веселый бубен
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен
На вопрос ответит нам.
Ребенок, на котором закончилась считалочка, отвечает на вопрос воспитателя.
(Игра проводится 5-6 раз).
1.Кто из героев сказки принес Снегурочку из леса домой:
а) волк;
б) медведь;
в) лиса.
2.Что предлагала лиса петушку, чтобы он выглянул в окошко?
а) горошек;
б) зернышко;
в) молочко.
3.Какая у зайца была избушка в сказке «Заюшкина избушка»?
а) бревенчатая;
б) ледяная;
в) лубяная.
4. Кто разбил золотое яичко?
а) дед;
б) мышка;
в) баба.
5. Кто из героев сказки помогал тянуть репку после Жучки?
а) кошка;
б) внучка;
в) мышка.
- Спасибо тебе, мешок, за игру.
Вы тихонько проходите
Да гостей благодарите.
За добрые глаза
За ласковые слова.
Только дети хотели «спасибо» сказать, как мешочек хихикать стал:
Я ж мешочек не простой
И совсем я не пустой.
Ты поглубже загляни,
Там сюрприз лежит внутри.
(Воспитатель достает пирожок)
Как для вас мои друзья,
Наварила, напекла,
Пятьдесят аж пирогов –
Не найти едоков!
Хозяйку потешьте –
Пирогов моих поешьте!
Не красна изба углами, а красна пирогами!
Идет угощение пирогами.
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры по мотивам сказок.
«Учите: слушая – слышать,
чувствуя – понимать, играя – познавать мир звуков»
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают ( теле-аудио-видео…). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики ( одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием « пальчиковой » гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты ; его речь делается более выразительной.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребёнку понравилась игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей 3-5 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи.
Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление. Данные пальчиковые игры , детям нашей группы очень нравятся, мы используем их в совместной деятельности в группе и на улице, во время прогулок. В группе можно использовать для проведения хороводов после чтения сказок. В таком варианте игры проводятся в кругу, проговаривание одних строк сопровождается движениями пальцев, других ходьбой по кругу, взявшись за руки (хороводом). Как правило, движение в хороводе целесообразно сочетать с первым четверостишьем, далее, с учетом текста, чередовать ходьбу с движениями пальцев. Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Так как движения в ходе игр могут повторяться, для упрощения, объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать названия .
Персонажи:
Дед (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)
Бабка (обведите руками голову от макушки до подбородка, как будто надеваете и завязываете под подбородком уголки платка),
Внучка ( на макушке изобразите бантик – пальчиковая игра «Бантик» (сложить пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев восьмеркой).
Жучка ( пальчиковая игра « Собака»: средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки – это « морда» собаки. Указательный палец и мизинец поднимите вверх – это « уши» ).
Кошка ( пальчиковая игра «Кошка»: средний и безымянный палец соедините с большим так, чтобы получилось колечко, - это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите – так торчат кошачьи « ушки» ).
Мышка ( пальчиковая игра « Мышка»: большой, средний и безымянный пальцы вытянуть вперед и соединить – получится остренькая «мордочка» мышки. Указательный и мизинец согните и прижмите к среднему и безымянному пальцу – это «ушки» ).
Колобок (пальчиковая игра « Шарик»: соединить кончики пальцев рук так, чтобы получился «шарик» . Пальцы должны быть слегка согнуты.
Заяц ( пальчиковая игра « Заяц»: сожмите руку в кулак, а указательный и средний пальцы поднимите. Пошевелите ими – это « заячьи ушки».
Лиса ( пальчиковая игра « Лиса»: соедините ладони так. Чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведенными в стороны. Это лисьи « уши» согните указательные пальцы и мизинцы это будет лисья «мордочка»).
Медведь (Кулачки сжать и послогово "потопать" по столу)
Волк (пальчиковая игра « Волк» : соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведенными в стороны. Это волчьи « уши». Согните указательные пальцы – это волчий « лоб». Остальные пальцы – это « морда» ).
Петушок - большой и указательный пальцы сомкнули – это глазик, остальные растопырили
Курочка» - большой и указательный пальцы сомкнули, остальные пальчики – полусогнуты
Яичко Пальцы правой руки округляются, соединив подушечки.
Лягушка Указательный палец и мизинец поднять вверх и держать полусогнутыми. Средний и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Репка
Текст | Движения |
В огороде дед, репку посадил
И водой из лейки, репку он полил Расти, расти репка, и сладка, и крепка. Расти, расти репка, и сладка , и крепка Выросла репка всем на удивление .Большая –пребольшая, всем хватит угощения . Дед репку тянет потянет вытянуть не может Бабку дед позвал тогда Но и бабка не смогла Тут внучка прибежала Репку вытянуть помочь обещала Жучка – собачка, с кошкой Муркой Тоже деду помочь хотели Но репку вытянуть не сумели Маленькая серая мышка Вот такая трусишка Деду помогла И репку вытянуть смогла | Жест «Дед» Репка (обвести руками большой круг в воздухе)
«Колечки» -подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них; «Хлопки» - ритмично хлопать в ладоши; Репка (обвести руками большой круг в воздухе) Жест «Дед» и покачать головой из стороны в сторону Жест «Бабка» Жест «Дед» и покачать головой из стороны в сторону Жест «Внучка» ,«Волны» -шевелить указательным и средним пальцами без напряжения. Жест «Жучка» Жест «Кошка» Жест «Дед» Жест «Мышка» Жест «Дед» Репка (обвести руками большой круг в воздухе) и показать большой палец. |
Курочка Ряба
Текст | Движения |
Жили были дед и баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, Да не простое ,а золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, Хвостиком махнула, - Яичко упало и разбилось! Дед плачет, Баба плачет, А курочка кудахчет: - Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое. | Жест «Дед», жест «Бабка» Жест «Курочка» Пальцы правой руки округляются, соединив подушечки. Левая рука охватывает «яичко» поверху, разведя пальцы. Жест «Дед», «Молоточки» -ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой; Руки разводят в стороны жест «Бабка» «Молоточки» -ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой; Руки разводят в стороны Жест «Мышка» «Волны» -шевелить прямыми пальцами без напряжения ; Пальцы правой руки округляются, соединив подушечки. Ударяем об коленки и выпрямляем ладонь. Жест «Дед» (Обе ладони закрывают лицо.) Жест «Бабка» (Обе ладони закрывают лицо.) Жест «Курочка» Пальцы правой руки округляются, соединив подушечки. «Кулачки» - с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням. |
Колобок
Текст | Движения |
Бабка с дедом дружно жили Колобок слепить решили По амбару помели По сусекам поскребли Получился колобок Вот какой румяный бок Выкатился за порог И никто догнать не смог Повстречал в лесу зайчонка, И зубастого волчонка, Мишку косолапого А лисичка Колобка Хвать! Взяла и сцапала! | Жест «Дед», жест «Бабка» Жест «Колобок» ( двумя руками сделать вид что метешь веником) (поскребите двумя руками стол) Жест «Колобок» (вращать руками) ( продолжать вращать руками) Жест «Заяц» Жест «Волк»("устрашающе" сжимаем и разжимаем все пальцы на руках) Жест«Медведь» Жест «Лисичка» Пальцы обеих рук быстро соединить в замок |
Теремок
На полянке теремок дверь закрыта на замок Как по полю, полю мышка бежит, у дверей остановилась и стучит: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну, а мышке в ответ - тишина. Поселилась тогда в домике она. Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, высок. Как по полю лягушка бежит, у дверей остановилась и стучит: Лягушка: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Мышка: Я, Мышка, в доме живу, Пирожки с малиной жую. А ты кто? Лягушка:Я Лягушка, Я Лягушка, Я умею петь частушки! Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, высок. Как по полю, полю Зайка бежит, у дверей остановился и стучит: Зайка: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Мышка: Я, Мышка, пирожки жую, Лягушка: Я, Лягушка, частушки пою. А ты кто? Зайка: Я Серый Зайка – На дудочке играй-ка! Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, высок. Как по полю Лисичка бежит, у дверей остановилась и стучит: Лисичка: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Мышка: Я, Мышка, пирожки жую, Лягушка: Я, Лягушка, частушки пою. Зайка: Я Серый Зайка- На дудочке играй-ка! А ты кто? Я красавица Лисичка, Всем свяжу я рукавички! Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, высок. Как по полю, поля Мишка идет, у дверей остановился и стучит. Мишка: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Звери Мишку испугались И в испуге разбежались! | (ладошки соединяем домиком) (пальцы сомкнуты в "замок") «бегут» указательным и средним пальцем правой руки по ладони левой - жест «Мышка», стучат кулачком правой руки о ладошку левой, прижимают к губам указательный палец, оказывают руками «крышу теремка» шлепают ладошками по коленям – жест «Лягушка», стучат кулачком правой руки о ладошку левой, жест «Мышка», «лепят ладошками пирожки», жест «Лягушка», показывают руками «крышу теремка», жест «Зайка», стучат кулачком правой руки о ладошку левой, жест «Мышка», жест «Лягушка», жест «Зайка», имитируют игру на дудочке, показывают руками «крышу теремка», мягкие движения кистями рук, жест «Лисичка» стучат кулачком правой руки о ладошку левой, жест «Мышка», жест«Лягушка», жест «Зайка», имитируют игру на дудочке, Жест «Лисичка» Имитируют вязание на спицах показывают руками «крышу теремка», Жест «Медведь» стучат кулачком правой руки о ладошку левой, сжимают пальцы в «замок» разводят руки в стороны. |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль книги в жизни ребенка»
Детская литература — весьма широкое понятие. Оно включает в себя сказки, повести, рассказы и стихи для детей разного возраста. В понятие детской литературы входят именно те произведения, которые были специально предназначены для чтения детьми до 15-16 лет. Задача такой литературы – воспитание и образование детей с помощью языка художественных образов.
Характерные черты детской литературы
- Детям отводится главная роль.
- По тематике соответствует детскому возрасту.
- Относительно небольшой объём, много рисунков (особенно в книгах для маленьких детей).
- Простой язык.
- Много диалогов и действия, мало описаний.
- Много приключений.
- Счастливый конец (победа добра над злом).
- Часто имеет своей целью воспитание.
Значение книги в развитии детей
Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.
Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.
Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.
Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию.
Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает.
Зачем читать детям книги?
Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.
Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью. Совместное с родителями чтение дает такую возможность.
Аспекты развития ребенка, затрагивающиеся в процессе совместного чтения.
Удовлетворение потребности в безопасности.
Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.
Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов.
Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе, как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).
Формирование ценностей
Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.
Обучение новым или необходимым моделям поведения.
Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило.
Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи.
Предварительный просмотр:
Шкатулка со сказками
Дидактические, музыкальные и подвижные игры по мотивам сказок
Цель. Учить пользоваться предметами-заместителями (фигурами) как образами при составлении рассказа.
Материал. Коробочка, восемь-десять кружков разного цвета, платочек
Ход игры
Кружки положить в коробку и прикрыть платочком. Шкатулка со сказками готова. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки цветной кружок. Надо придумать, кто это или что это будет в сказке. Например, если ребенок вытащил зеленый кружок, то можно предложить рассказать сказку про кузнечика, или зеленый лист, или огурчик и т.д.
После того, как первый игрок скажет два-три предложения, следующий вытаскивает другой кружок, говорит, кто это или что это, и продолжает сказку. Затем кружок вытаскивает следующий играющий и т.д. Когда первая сказка будет рассказана, все кружки собирают и опять кладут в шкатулку. Можно рассказывать другую сказку. Важно, чтобы каждый раз получалась законченная история и чтобы ребенок про один и тот же кружок в разных ситуациях придумывал разные варианты сюжетов.
Путешествие в сказку
Цель. Учить свободно мыслить, фантазировать; развивать логическое мышление, творчество, выдумку, находчивость, сообразительность, чувство юмора; формировать оценочно-контрольные навыки деятельности. Необходимые материалы:
1. Сюжетные картинки к сказкам (15-20),
2. Предметные картинки к каждой сказке (пять-шесть).
3. Тексты сказок.
Примерный перечень картинок к сказкам.
Колобок
1. Дедушка и бабушка пекут колобок.
2. Колобок лежит на окне.
3. Колобок катится по лесу.
4. Заяц, волк, медведь, лиса (по отдельности).
5. Колобок на носу у лисы.
Заюшкина избушка
1. Заяц в лубяной (деревянной) избушке.
2. Лиса в ледяной избушке.
3. Лиса и заяц (по отдельности).
4. Лиса в лубяной избушке.
5. Собаки, волк, медведь, петух.(в отдельности).
Теремок
1. В поле стоит теремок.
2. Все обитатели теремка (по отдельности).
3. Теремок и все звери в нем.
4. Медведь сел на теремок - он сломался.
5. Все вместе строят новый теремок.
Репка
1. Репка растет в земле.
2. Дед тянет репку.
3. Персонажи сказки (по отдельности).
4. Все персонажи сказки держат большую репку.
5. Едят репку.
Примечание. По этой схеме составляется перечень картинок всех сказок. Если животные повторяются из сказки в сказку, то можно сделать и одну картинку и использовать её во всех сказках.
Вариант 1
Воспитатель приносит в группу письмо, в котором кукла Маша просит помочь ей узнать героев разных сказок: художник нарисовал сказочных героев, но не написал, кто они, а сама Маша догадаться не может. В конверте лежат иллюстрации к сказкам (сюжетные кар
гинки). Кто узнает название сказки, пусть шепнет ее название Машеньке. За правильный ответ Машенька выдает фишку. Победителем станет тот, кто наберет больше всего фишек.
Вариант 2
У каждого ребенка на столе картинка : изображением фрагмента из какой-либо сказки. Машенька читает отрывки из разных сказок. Тот, чья картинка соответствует данному отрывку, дарит ее Машеньке, а взамен получает фишку. Из подаренных картинок Машенька составляет выставку, а потом предлагает детям рассказать свою сказку (или ее фрагмент). Машенька внимательно их слушает, предлагает делать то же и детям, хвалит их, благодарит за сказки-подарки,
Вариант 3
Один ребенок описывает по картинке героев сказки, Другие отгадывают, кто это, из какой сказки. Отгадавшие первыми получают право составить загадку-описание по своей картинке.
Вариант 4
Предложите группе детей выбрать картинку, распределить между собой юли и разыграть фрагмент сюжета сказки, изображенный на картинке можно с помощью игрушек) так, чтобы другие ее узнали. Успешно справившиеся с заданием могут выбрать другую картинку.
Вариант 5
Дети получают конверты с иллюстрациями к сказке (один конверт на двоих) и раскладывают картинки в порядке, соответствующем развертыванию сюжета. В этом случае прежде всего ценятся совместный труд, умение договариваться. Далее дети могут рассказать эту сказку по ролям.
Вариант 6
У каждого ребенка свой конверт. Двое высыпают все картинки на стол и пробуют сочинить новую сказку из материала к двум разным сказкам. За основу можно выбрать любую из этих сказок или придумать новый сюжет.
Вариант 7
Воспитатель предлагает поиграть в добавлялки». Дети, у которых картинки из соответствующей сказки, показывает их всей группе.
Ок-ок-ок - стоит в поле... (теремок).
Ок-ок-ок - покатился... (колобок).
Ят-ят-ят - серый волк не съел... (козлят).
Су-су-су - петушок прогнал... (лису).
Цо-цо-цо - снесла курочка... (яйцо).
Ана-ана-ана - несут лебеди... (Ивана).
Ёк-ёк-ёк - не садись на... (пенек).
Ёт-ёт-ёт - битый небитого... (везет).
Подвижная игра «Волк и семеро козлят»
Волк сидит в центре круга, а козлята вокруг идут в хороводе и весело поют. Семеро, семеро, семеро козлят
Весело, весело, весело стоят,
Весело всезнайке, весело бодайке,
Весело топтушке, весело болтушке,
Весело дразнилке, весело мазилке.
И, конечно, очень весело кричалке.
Ну, давайте, братцы,
Прыгать и бодаться,
Прыгать и бодаться!
Волк от песни и шума просыпается и бежит ловить козлят.
Испугавшись, они разбегаются в разные стороны и прячутся, Волк старается поймать как можно больше козлят. Пойманных уводит к себе в «лес».
Рекомендация. Игру можно проводить в младшей группе. В этом случае роль волка исполняет воспитатель и козлят можно не ловить, а только бегать за ними. Если игра проводится с детьми старшего возраста, роль волка исполняет ребенок. Он ловит козлят (или осаливает их).
Русская народная подвижная игра «Водяной»
Дети становятся в круг, не берясь за руки. Водяной (ведущий) присаживается в центре круга с завязанными глазами. Дети идут по кругу друг за другом.
Водяной, Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди хоть на чуточку,
На одну минуточку.
Выйди хоть на целый час.
Все равно не знаешь нас.
Затем Водяной подходит к одному из детей и, ощупывая его руками, пытается отгадать имя ребенка. Если угадал, то Водяным становится этот ребенок.
Предварительный просмотр:
ЗНАЧЕНИЕ КНИГИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА
Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое.
(В. А. Сухомлинский.)
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.
Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.
Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.
На сегодняшний день книга продолжает оставаться для ребенка ценным источником информации, она позволяет открывать тайны и знакомить его с окружающим миром. Каждый ребенок находит в книге массу интересной, увлекательной и полезной информации, поэтому детские книги способны приносить ребенку и пользу, и удовольствие.
На сегодняшний день в продаже можно найти книги, которые рассчитаны на детей самого разного возраста. Даже для самых маленьких деток можно подобрать книги, которые станут первыми помощниками в деле знакомства с миром. Когда ребенок становится постарше, родители имеют возможность приобретать книги, которые будут соответствовать его интересам. Даже в том случае, если ребенок еще не научился самостоятельно читать, то красочные иллюстрации, а также чтение родителей или других родственников подарят ему радость от открытия мира и узнавания нового и интересного.
Много пользы могут принести ребенку и развивающие детские книги. Такие книги содержат материал, который помогает ребенку развивать память, внимание, логическое мышление, активизировать познавательный интерес. Заботливые родители, которые стремятся к тому, чтобы их дети росли любознательными, развитыми и сообразительными детьми предпочитают покупать такие книги ребенку уже с самого раннего детства.
По мере роста детей постепенно начинают трансформировать и их интересы, расширяться кругозор, поэтому, чтобы удовлетворить запросы ребенка в информации приходится приобретать справочную литературу, энциклопедии, атласы. Именно из литературы такого рода ребенок может узнавать много новой информации, способной повышать эрудицию ребенка, делать его всесторонне развитой личностью. Не менее важным является знакомство детей с классической литературой. Поэтому приобретение для них интересных книг авторов-классиков может особенно порадовать детей, любящих читать интересные жизненные истории, а также фантастику и даже сказки.
Интересные и поучительные детские книги купить которые хотят практически родители, могут увлечь ребенка в интересный мир и не допустить того, чтобы он превратился у любителя бесконечного гуляния и безделья. Покупка детской книги может превратиться в увлекательное занятие, как для взрослого, так и для ребенка. Поход в книжный магазин может порадовать ребенка большим разнообразием литературы, ярких и красочных иллюстраций, которые пестрят с полок. При этом совместный с родителями поиск интересной книги может зажечь дополнительный азарт у ребенка на поиск интересной и ценной информации.
Таким образом, можно заключить, что для родителей, которые стремятся воспитать любознательного, умного и стремящегося к знаниям ребенка, не следует забывать о том, что именно книга может стать для их ребенка надежным и мудрым наставником, другом и советчиком. Именно в ней ребенок сможет найти ответы на многие вопросы, которые будут интересовать его активный и пытливый ум. И приучить ребенка к дружбе с книгой необходимо как можно раньше, с самого раннего детства, тогда эта дружба может продлиться всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник и материалов (отпечатывание пальцами) II младшая группа. "Вышла курочка гулять"
Конспект занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник и материалов (отпечатывание пальцами) II младшая группа. "Вышла курочка гулять"...
Конспект занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник и материалов (отпечатывание пальцами) II младшая группа. "Вышла курочка гулять"
Конспект занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник и материалов (отпечатывание пальцами) II младшая группа. "Вышла курочка гулять"...
Конспект занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник и материалов (отпечатывание пальцами) ll младшая группа. "Курочка ряба"
"Курочка Ряба" Цель: Закрепить с детьми способ рисования - отпечатывание пальцами. Учить рисовать хорошо знакомый объект, соблюдать пропорции, украшать свой рисунок дополнительными д...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ПОДЕЛОК ИЗ РАЗЛИЧНЫХ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ВО 2-й МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
данное перспективное планирование поможет познакомить детей с созданием изображений при помощи нетрадиционных материалов...
Игры для сенсорного развития и мелкой моторики рук. Материалы для родителей. 1 младшая группа
Игры для сенсорного развития и мелкой моторики рук. Материалы для родителей. 1 младшая группа Буклет и листовка для инфостенда...
Технологическая карта образовательной ситуации экспериментирование с материалами и веществами в младшей группе "Украсим сапожки для Маши"
Тема: Украсим сапожки для Маши.Цель: Создать условия для украшения сапожек узорами, сделанные из мелких деталей.Задачи:1. Организация деятельности детей по2. Организация деятельности по3. Организация ...
Технологическая карта образовательной ситуации экспериментирование с материалами и веществами в младшей группе "Осенние листья".
Тема: осенние листья.Цель: создать условия для развития у детей интереса к процессу лепки.Задачи:1. Организация деятельности детей по развитию мелкой моторики.2. Организация деятельности по формирован...