Эссе на тему: "Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас"
статья

Осиновская Наталья Николаевна

«Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

 «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас».
Эрнест Легуве

Современное общество требует от воспитателя развитие личности ребёнка успешно адаптирующейся в современных условиях. Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование общей культуры личности детей, в том числе инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка. Какое бы  из пяти направлений развития ребёнка мы не рассматривали, каждое из них предполагает становление самостоятельности, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.), становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Оглядываясь на несколько лет назад, можно с уверенностью сказать, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник. Они  более настойчивы и требовательны, хорошо информированы и любознательны. Им интересны не только игрушки, они хотят узнать многое из жизни человека, окружающего мира, природы. С ними можно поспорить, обсудить любые интересующие их темы. Но что, же можно сказать о самостоятельности?

Как ни странно, ответ на этот вопрос отличается у разных людей. Для одних людей это поступки, которые человек совершает сам, без посторонней помощи и подсказки. Для других — способность рассчитывать только на свои собственные силы. Для третьих — возможность не зависеть от мнения окружающих, свободно выражать свои мысли, чувства. Кто-то скажет, что самостоятельность — это умение распоряжаться собой и своим временем по своему усмотрению. А для кого-то она означает необходимость ставить перед собой такие задачи, которых раньше никто не ставил, и самому их решать.

Все эти оценки верны, они ясно говорят о самостоятельности человека, отмечают зрелость личности. Но можно ли так сказать о ребёнке двух-трех-четырех лет? Вряд ли.

Ни одно из этих определений безоговорочно нельзя отнести к ребенку в силу многих причин, и прежде всего возраста. Это качество заложено в человеке от рождения и проявляется в определенный момент, распознать ее у ребенка очень сложно. Сначала малыш учится держать голову, требовать материнское присутствие криком, потом знакомится с миром через разбитые коленки и обрисованные обои и т.д. Недооценка зарождающейся самостоятельности, так же как и переоценка, опасна, так как это качество тесно связано с дальнейшим развитием ребенка.

И недооценка, и переоценка чреваты одним и тем же результатом — они приводят к тому, что ребенок становится беспомощным перед жизненными проблемами, а иногда это приводит к грубым задержкам в развитии.

Каждое утро, встречая своих ребятишек, я вижу одну и ту же картину. Родители настолько заняты, своими делами, постоянно куда – то торопятся, что начиная с порога дома, не предоставляют детям никакой свободы.  Разбудили, умыли, одели, посадили в санки, а в большинстве случаев в машину и привезли в детский сад. Здесь в раздевалке продолжается развитие «самостоятельности» посадили на  стульчик, раздели, разули и отправили ребёнка в группу. 

Родители сами ограничивают детскую самостоятельность, всё реже можно услышать фразу: «Я сам!». Безусловно, родителям легче и сподручнее самому быстро одеть ребёнка, натянуть на него колготки, ботинки, завязать шнурки. Но этим мы им только вредим. Такие дети с трудом осваивают навыки самообслуживания, растут неумехами и часто становятся объектами насмешек у более самостоятельных сверстников.

Так как же воспитать в детях самостоятельность и научить их обходиться без нас. Давайте попробуем сделать это на примере моего обычного рабочего дня.

Ребёнок зашёл в группу и пожалуй первое с чего я начинаю развитие самостоятельности это формирование умение находить себе занятие. Развивающая предметно – пространственная среда в группе создана таким образом, чтобы каждый ребёнок смог найти себе занятие по интересам. Во что только не играют дошкольники. Малышам можно предложить пирамидки, вкладыши, матрёшки, дети постарше находят себе занятие самостоятельно. Главное подобрать для них такие игрушки, которые заставят их действовать. Во время игры дети проделывают самые разнообразные движения: ползают на четвереньках, изображая какое- либо животное, играют в догонялки, преодолевают препятствия, рассказывают, считают и т.д.  И чем старше ребенок, тем больше дел он придумывает сам  и тем дольше им занимается.

Время подходит к завтраку и ребятам нужно собрать игрушки. Я никогда не заставляю детей наводить порядок. Спокойно, доброжелательно  в игровой форме мы загоняем машины в гараж, отправляем кукол спать, кубики сложим в коробку. Причём начинаю убирать игрушки сама, либо это делают старшие дошкольники и малыши обязательно подключаются к этому увлекательному занятию.

Следующим моментом является мытьё рук перед едой. Вот где проявляется «Я сам!» ребёнка. Им достаточно показать, как правильно намыливать и смывать руки, вытирать их полотенцем и они это сделают сами. Конечно это долгий процесс, но нужно запастись терпением и тогда результат будет на лицо. Ведь стремление к самостоятельности выражается в первую очередь в самообслуживании. Очень выручает воспитателя  единая маркировка шкафчиков, кроватей, полотенец. Как правило, она производится в соответствии с возрастом дошкольников, очень им нравиться и легко запоминается.

И вот мы садимся за столы. С раннего возраста мы приучаем ребёнка правильно пользоваться ложкой, вытирать рот салфеткой  и здесь тоже очень важно давать детям самостоятельность. Пусть медленно, пусть весь перепачкается, но как мало ему нужно, чтобы он почувствовал, что он может сам. После завтрака ребята  с удовольствием исполняют и несложные поручения: принести и отнести, поставить. У них появляется желание помогать взрослым: пробуют подметать пол, вытирать стол, помогать помощнику воспитателя отнести тарелку. Малышам нравится чувствовать себя полезными, они радуются, когда успешно выполняют какую-то порученную работу. Главное нужно хвалить ребёнка и поощрять его стремление к самостоятельности.  

Время подходит к образовательной деятельности. С введением ФГОС ДО изменился подход к организации детской деятельности. Игровая деятельность становится ведущей и очень важна для развития ребёнка. На игровых занятиях дети что-то самостоятельно строят, конструируют, находят несколько решений на одну задачу, экспериментируют с материалами и многое другое. На первых порах нужно помогать ребёнку, заниматься с ним постепенно доверяя все больше и больше. Поскольку у ребенка еще недостаточно развита самооценка — ее заменяет мнение взрослых, первые проявления детской самостоятельности необходимо стимулировать. Самостоятельность говорит о том, что ребенок готов к преодолению трудностей, то есть у него есть воля. А раз он проявляет желание что – то сделать самостоятельно, то он обязательно способен решить стоящие перед ним задачи, ставить и достигать новые цели.

Наконец долгожданная прогулка и снова развиваем самостоятельность. Ребенок должен научиться одеваться и раздеваться самостоятельно. Вначале он будет делать это медленно. Набираемся терпения и не мешаем. Формируем у него умение  последовательно надевать вещи, застёгивать, завязывать, раскладывать вещи по назначенным местам. Приучение ребенка к самостоятельности — это долгий процесс, требующий терпения. Главное — последовательность во всем. Если начали прививать ребенку определенный навык, то нужно, не раздражаясь, втолковывать малышу, что у него уже получилось, а что еще нет. Шаг за шагом он научится всему тому, чего и мы когда-то не умели делать.

После прогулки ребята отправляются на тихий час. Какой самостоятельности можно научить ребёнка в сон час спросите вы? И я отвечу. Во –первых самостоятельно засыпать под тихую спокойную музыку, или голос воспитателя, читающий добрую волшебную сказку. Во –вторых  встать и сходить на горшок. В – третьих самостоятельно застилать свою постель. Мы приучаем этому детей, начиная с трёхлетнего возраста. Поскольку для малышей практически любое действие должно сопровождаться игрой, во время уборки кроватки (или при выполнении других действий) сопровождаю каждое действие либо подходящим стишком, либо придумываю сказку.

После сна снова начинается формирование навыков самообслуживания  и культурно-гигиенических навыков, а следовательно, и самостоятельности. Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя равноправным партнером по общению и совместной деятельности.  При этих условиях у ребенка развивается ощущение успешности и уверенность в собственных силах. 

И конечно же вечер. Режим дня воспитанников предполагает не менее 3-4 часов на самостоятельную детскую деятельность. Во вторую половину дня дети занимаются творческой деятельностью (рисуют, лепят), организуют сюжетно – ролевые игры, причём выбор сюжета и разворачивание сюжета принадлежит дошкольникам.

Если понаблюдать за детьми в детском саду, то можно увидеть, насколько они разные: кто-то уже выбрал себе игру, а кто-то ждет, когда его пригласят поиграть, кто-то сам построит гараж, а кто-то сидит и ждет, пока ему помогут. Но, как, ни странно, самостоятельные и несамостоятельные дети могут поменяться ролями в других обстоятельствах, например во время образовательной деятельности по рисованию, лепке, развитию речи.

         И вот пришли родители, и самостоятельность ребёнка закончилась. Дома они снова сядут к телевизору смотреть мультфильм, возьмут планшет или телефон поиграть в игры и не мешать родителям. Но не все родители одинаковы. Даже среди современных родителей есть те, которые признают, что ребёнок должен не только владеть интеллектуальными знаниями, но и нести ответственность за свои поступки и действия, быть самостоятельными в принятии решения, пусть даже в выборе одежды.

Навыки самостоятельности не зарождаются сами по себе, ребенок берет пример со взрослых. Существует мнение, что в определенном возрасте ребенок всему научится сам. Однако это не совсем так. В окружающем мире столько всего нового, интересного и необычного. Чтобы скорее познать этот мир, маленький человечек все время следит за взрослыми, стараясь понять, что делают взрослые с теми или иными вещами. Взрослый для малыша — это пример для подражания, поэтому необходимо поступать так, как вы бы хотели, чтобы поступал ваш ребенок.

Вот так на примере одного дня я попробовала продемонстрировать, как можно развивать у ребёнка самостоятельность. При этом важно учитывать, что каждый ребенок — это уникальная личность, развивающаяся не только по общим возрастным закономерностям, но и в соответствии со своими собственными критериями, индивидуально.

На скорость формирования детской самостоятельности влияют такие качества, как темперамент, врожденные способности ребенка, сфера его интересов, даже семейные традиции в области поощрений и наказаний.

При воспитании самостоятельности не стоит забывать об ответственности, а ведь это чувство необходимо формировать с самого раннего возраста! Необходимо с самых ранних лет объяснять ребёнку, что, если он взялся за какое-то дело, обязательно должен довести его до конца! Этот принцип должен лечь в основу воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Конференция "Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей".

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны ...

Родительское собрание в младшей группе "КАК ПОВЗРОСЛЕЛИ И ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ НАШИ ДЕТИ ЗА ЭТОТ ГОД. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ".

quot;КАК ПОВЗРОСЛЕЛИ И ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ НАШИ ДЕТИ ЗА ЭТОТ ГОД. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ"....

Родительского собрания в средней группе: «Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей» 2022 13.10.2022

Родительского собрания в средней группе: «Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей»...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей». Младшая группа

"РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ - "Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей"...