Конкурсная работа
методическая разработка на тему
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции? О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живешь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Министерство образования и науки Самарской области
- Структурное подразделение детский сад «Ромашка» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр имени В.Н.Татищева» с. Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
- Областной конкурс методических материалов «Воспитание искусством»
- номинация «Методические рекомендации»
- Проект « Это русское раздолье – это Родина моя»
- Сидорова Вера Ивановна, воспитатель
- с. Челно-Вершины, 2015год
2.Пояснительная записка
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции? О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это есть самый интенсивный, а потому и верный способ патриотического воспитания. В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Ей придается большая значимость в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему. В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык. Чувство Родины -отношение ребенка к семье, самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Поэтому воспитание нравственно-патриотических чувств - сложный педагогический процесс, участниками которого должны стать родители, дети, педагоги.
3.Теоретическая часть
Наше село Челно-Вершины - часть великой и огромной страны Россия. Нас окружают народы разных национальностей (русские, чуваши, татары, мордва): мы ежедневно общаемся, вместе работаем, учимся, дружим. Мы рассказываем детям о том, что каждый народ имеет свои традиции, обычаи, материальные, духовные и культурные ценности, сформированные в течение многих тысячелетий. Каждая нация гордится достижениями своего народа, великими представителями своей страны и вкладом в совместное дело и общие победы. Опыт народного воспитания характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения - приобщение к культуре, к труду, любовь к Родине, традициям, этике. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками.
4.Методическая часть
Мой проект предполагает знакомство с историей русского народа, начиная с простого - знакомства с фольклором, и, прежде всего, со сказкой. С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Сказки, загадки, пословицы формируют начала любви к своему народу, своей Родине. В рамках нашего проекта дети также знакомятся с историей возникновения народных праздников, игр, забав.
Цель проекта: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
Задачи:
Познакомить детей с предметами русского быта и их назначением, с материалами, орудиями и результатами труда мастеров.
Знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству.
Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.
5.Практическая часть. Материалы предлагаемых разработок.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:
Заучивание потешек, прибауток, закличек;
Использование пословиц, загадок, поговорок;
Чтение художественной литературы;
Использование русских народных песен и танцев;
Проведение русских народных игр;
Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности:
Применение игрушек и изделий народных промыслов;
Представление кукольного театра;
Разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
Рассказ о народных обычаях и традициях;
Рассматривание иллюстраций о русском быте;
Беседы, вопросы, разъяснения;
Формы образовательной работы с детьми:
Организованные занятия;
Совместная деятельность;
Праздники и развлечения;
Наблюдения в быту и природе;
Организация конкурсов рисунков, поделок, посещение тематических выставок;
Просмотр видеофильмов, слушание музыки;
Встреча с интересными людьми;
1 этап. Знакомство с русским фольклором.
Целью знакомства детей с русским фольклором является формирование интереса у детей и родителей к традициям русского народа средствами народного искусства (поэтического, музыкального, танцевального).
Задачи знакомство детей с жанрами речевого фольклора (потешки, заклички, дразнилки, пословицы и др.), видами декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома, городец), жанрами музыкального фольклора (хороводные песни; календарные и земледельческие песни; лирическая песня), народными музыкальными инструментами, народным танцем (пляска, виды хоровода и др.)
Беседы.
1. «Осень, осень в сени просим».
Цель: познакомить детей с традиционными осенними праздниками; историей их возникновения и особенностями празднования. Приобщать к народной культуре, воспитывать чувство патриотизма, любви к своему народу через историю.
2. «Ты моя коса – русская краса».
Цель: познакомить детей с обрядовыми обычаями при заплетении кос в старину, воспитывать интерес к истории нашего народа.
3. «Колыбельные песни»
Цель: знакомить детей с колыбельными песнями, объясняя назначение и особенности колыбельных песен; разучивание текста песен, учить петь ласково и протяжно
4. «На окошке два цветочка…»
Цель: знакомить детей с частушками, запевками, прибаутками, как особым жанром русского фольклора.
5. «Копилка сказок»
Цель: познакомить детей с величайшем богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание читать их, знать наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки.
Фольклорные праздники: «Широкая масленица», «Покров», «Веснянка», «Рождественские святки», «Троица»
Задачи:
Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
Расширять представления детей о жизни в старину.
Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.
Работа с родителями.
Консультации: «Что такое фольклор», «Детский фольклор», «Фольклор в воспитание детей».
Совместная работа детей и родителей: конкурс «Колобок на новый лад», «Выставка: «Русские народные сказки».
Интегрированные занятия с детьми.
1. «В гости к Бабушке-Забавушке»
Образовательные области:
Физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Задачи:
- Приобщение детей к различным видам искусства, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
- Развитие двигательной активности детей;
- Расширение кругозора детей в образовательной области художественно-эстетическое развитие.
- Развитие игровой деятельности
- Развитие связной речи, творчества, смекалки, эмоциональной отзывчивости; воспитание интереса к русской бытовой культуре, национальным традициям и обычаям.
2. «Народные чудеса»
Образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Задачи:
- Формировать представление о народном творчестве.
- Расширить представление о многообразии народных ремесел, жанров народного искусства;
- Закрепить знания детей городецкой росписи: элементы, колорит, композиция, понятие «фольклор», «частушки», «хоровод», «плясовая»;
- Развивать интонационную выразительность речи, формировать умения отвечать полным ответом, использовать в речи прилагательные, сравнения;
- Способствовать развитию певческих навыков, работать над четкостью артикуляции;
- Развивать двигательную активность;
- Воспитывать у детей творчество, умение создавать свою композицию, любовь к русскому народному творчеству.
3. «Чудесный сундучок»
Цель:
Приобщать детей к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности (двигательной, игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, изучение произведений русского фольклора).
Разучивание русских народных игр: «Молчанка», «Петух», «Веселые ребята», «Горелки», «Зайка», «Бабка Ёжка», «Воробушки», «Мороз-Красный нос», «Лягушки в болоте», «Курочка-хохлатка».
2 этап Знакомство с историей возникновения вещей и утвари.
Цель: знакомство детей с народным промыслом России, развитие эмоционально-познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей Родины, дать детям представление о жизни людей в старину.
Задачи:
расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси;
способствовать формированию эстетически-нравственных представлений о Родине средствами народно-прикладного искусства;
закреплять знания о наиболее известных видах декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, богородской, филимоновской и др, их истории, назначении предметов, их названия;
знакомить с разнообразием народных игрушек, народных музыкальных инструментов;
знакомить с традиционными видами женского рукоделия – прядением, вышиванием, вязанием.
Воспитывать эстетическую отзывчивость.
Беседы.
1.«Славься, Россия, чудо-мастерами»
Цель: расширение представлений детей о народных промыслах: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, богородской, филимоновской и др. Привить любовь и интерес к русской старине.
«Русская изба»
Цель: Знакомство детей с бытом и нравами русского народа
«Лапти мои – лапти лыковые».
Цель: познакомить детей со старинной обувью лаптями, их изготовлением.
2.«Печка – каменное сердечко».
Цель: закрепить знания детей о русской печке, рассмотреть ее строение и внешний вид.
«Прялочка - выручалочка».
Цель: знакомство детей с предметами старины: русской прялкой, веретеном.
«Дудочка - погудочка».
Цель: познакомить детей с русским народным инструментом – дудочкой.
«Эх, балалайка».
Цель: познакомить детей с русским народным инструментом – балалайкой.
«Игрушечных дел мастера»
Цель: познакомить детей с русской старинной игрушкой – нитяной, тряпичной, деревянной куклой.
Развлечения.
«Как у нас на Руси веселились от души».
Задачи:
Формировать представление о том, как играли дети на Руси.
Познакомить с народными играми.
Воспитывать патриотические чувства, доброжелательное отношение друг к другу, уважение к национальной культуре.
«Украшение пряника».
Задачи:
воспитывать у детей любовь к искусству;
познакомить с народными художественными традициями;
учить украшать силуэт пряника, используя элементы росписи фигурного пряника: линии, мазки, точки;
закреплять навыки аккуратного рисования красками; формировать умение использовать тычок для создания узора.
«Русская ярмарка»
Цели и задачи:
Развивать у детей интерес к народно-прикладному искусству.
Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного посредством музыки, движения и поэтического слова.
Русский сувенир «Чайный сервиз»
Цель: закрепить цикл занятий, посвящённых ознакомлению детей с народно-прикладным искусством (хохлома, дымка, гжель)
Народные игры: «Селезень утку догонял», «Дударь-дударь-дударище» «Плетень», «Кружева», «Прялица».
3 этап Знакомство с фольклором и традициями других национальностей, живущих в нашей стране.
Цель. Приобщение детей к культуре разных народов нашей страны. Воспитание у детей толерантного отношения к людям разных национальностей через традиции и обычаи разных народов страны. Показать детям преемственность поколений, смену эпох, изменения в традициях людей, быте, стиле одежде, речи и т.д. с течением времени.
Задачи.
Объяснить детям уникальность каждой культуры, традиций определённого народа, раскрыть мысль об относительной общности, целостности нашего мира, о человеческом социуме как одной большой семье.
Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей
Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к людям, к обычаям разных народов, гордость за свой детский сад, сплоченность и дружбу в детском коллективе.
Беседы.
- «Наша страна».
- «Что значит дружить».
- Серия бесед: «Приглашаем в путешествие».
Задачи
формировать интерес к национальностям, проживающим в нашей стране;
воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям жителей того или иного края;
развивать интерес к художественной литературе народов, населяющую нашу страну;
формировать эстетическое отношение к окружающей природе того или иного края нашей страны;
развивать эмоционально-эстетические чувства, создавать условия для ценностного, социокультурного развития личности.
Развлечения.
- «Я, ты, он, она вместе дружная семья».
Задачи:
познакомить детей с национальными костюмами проживающих в селе народов,
приобщать детей к истокам народной культуры,
объяснить, как важно жить в мире.
воспитывать чувство уважения друг к другу.
формировать интерес к народной музыке,
расширить представления о людях разных национальностей в селе.
Заключительный
Организация выставки - фотогалереи «Национальными костюмами проживающих в селе народов»;
Организация и проведение праздничного концерта, посвященного Дню Единства силами педагогов и воспитанников детского сада с приглашением сотрудников музыкальной школы и родственников воспитанников детского сада;
Пополнение книжного уголка иллюстративным материалом о нации нашего села;
Картотека стихов о старинной посуде;
Результативность.
Я своего проекта, считаю, что его результатом станет: воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, которое должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть.
6.Список литературы.
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Конвенция ООН о правах ребенка.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
4. http://nsportal.ru. Социальная сеть работников
5. http://www.maam.ru. МааМ.ру
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная работа "Русская изба"
Конспект занятия – развлечения в подготовительной к школе группе «Во горнице, во широкой», направленный на стимулирование интереса к русской национальной культуре и на возр...
конкурсные работы квиллинг
МОИ ЗАНЯТИ В СВОБОДНОЕ ОТ РАБОТЫ ВРЕМЯ...
Нетрадиционное рисование. Пейзаж и Весенний букет. Индивидуальная конкурсная работа по просьбе мамы ребенка
Весенний букет. Оттиск листа пекинской капусты (зелень) , штампирование картофелем (подснежники, листья), тычкование поролоном (верба)Весений пейзаж. Нетрадиционное рисование с помощью пекинской капус...
Исследовательско – творческий проект "Знакомство с Черным морем" (конкурсная работа-диплом фестиваля)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.Познакомить детей...
"Путешествие в новогоднюю сказку" Конкурсная работа
Новогодний сценарий для старшей и подготовительной группы. Разработан музыкальным руководителем МДОУ № 198...
Сюжетно-ролевая игра "Космическое путешествие" ("У Светофора каникул нет") - конкурсная работа
Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения....
Конкурсная работа Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ "Моя Россия"
Биография участика Великой Отечественной войны Кошевых Алексея Кирилловича...