Сообщение на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
консультация на тему
На современном этапе, когда происходят существенные изменения в социуме, одним из приоритетных направлений организации работы с подрастающим поколением является воспитание чувства патриотизма. Игра — это центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Первостепенное значение игры в развитии ребенка побудило ООН провозгласить ее универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра — это центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Первостепенное значение игры в развитии ребенка побудило ООН провозгласить ее универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Сюжетно-ролевая игра – это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому она актуальна для всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей. Сюжетно-ролевая игра – это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому она актуальна для всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovo_pedsovet_noyabr.docx | 56.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на педсовет на тему
«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
Воспитатель: Вавилкина Е.Е.
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию сообщение на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
На современном этапе, когда происходят существенные изменения в социуме, одним из приоритетных направлений организации работы с подрастающим поколением является воспитание чувства патриотизма.
Сейчас, в нестабильный период в обществе, остро возникает потребность вернуться к самым лучшим народным традициям, к вековым корням, к важным и вечным понятиям, как род, родство, Родина.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,
эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С.Лихачёв
Президент РФ Путин В. В. акцентирует особое внимание на воспитание патриотов в России. В Указе о государственной политике по патриотическому воспитанию отмечено: «Необходимо строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и ее будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит от морально-нравственного климата в обществе в целом».
В настоящее время патриотическое воспитание подрастающего поколения и молодежи является одним из важнейших направлений политики государства в образовании, ведь детство и юность - наилучшая пора для привития осознанного чувства любви к Родине. Воспитание патриотизма - это непрерывная работа по осознанию гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на период 2016 — 2020 годы» прописано, что «патриотическое воспитание, являясь одной из частей общего воспитательного процесса, представляет собой непрерывную и направленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у подрастающего поколения чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, высокого патриотического сознания».
Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года подчеркивает, «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию является «формирование общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных качеств».
В разделе «Социально-коммуникативное развитие» Образовательной программы дошкольного образования отмечено, что содержание образования должно быть «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых».
Можно с уверенностью утверждать, что воспитание патриотизма у детей является приоритетной задачей ДОУ.
Понятие «патриотизм»
Патриотизм – явление, которое имеет сложный комплекс свойств и характеристик, проявляющих себя на различных уровнях социальной системы.
Существует множество определений понятия «патриотизм». Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова выдает следующее определение: «Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».
В словаре по политологии под редакцией Ю.И. Аверьянова: «Патриотизм - эмоциональное отношение к Родине, которое выражается в готовности служить ей и защищать от врагов».
Словарь иностранных слов в русском языке даёт такое определение: «Патриотизм - это любовь к Родине, к Отечеству; одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями».
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста — это не только привитие уважения и любви к дому, семье, детскому саду, городу, природе, культурным достояниям своего народа, нации, но и формирование уважительного отношения к труду, родной земле, защитникам Родины, символике своего государства, его традициям и общенародным праздникам.
В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, М.Д. Маханева, Н.В. Алёшина, Ю.М. Новицкая и другие.
В их работах раскрываются цели и задачи, сущность и содержание нравственно-патриотического воспитания, основные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста.
Цель патриотического воспитания.
Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания.
1. Углублять и уточнять представления о Родине – России. Расширять представления о родном крае. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Расширять представления о Москве – столице России и знания о государственных праздниках.
2. Развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная, многонациональная страна. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
3. Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку и Родине. Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения друг к другу.
4. Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа.
5. Формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ней.
6. Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантное отношение к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, в условиях перехода дошкольных образовательных учреждений на инновационный режим в соответствии с ФГОС ДО, возможно через разные образовательные области.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Роль сюжетно-ролевой игры
Игра — это центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Первостепенное значение игры в развитии ребенка побудило ООН провозгласить ее универсальным и неотъемлемым правом ребенка.
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Именно сюжетно - ролевая игра вливает в духовный мир ребёнка живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, зажигает огонёк пытливости и любознательности.
Целью является развитие и создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников, посредством сюжетно-ролевой игры через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, уважения к ее историческому прошлому, к традициям своего народа.
Отечественные педагоги, психологи о роли игры в социализации дошкольников.
- Л.С. Выготский
- С.Л. Рубинштейн
- А.Н. Леонтьев
- А.П Усова
- К.Д. Ушинский
- П.П. Блонский
- Н.К. Крупская
- Д.Б. Эльконин
- А.С. Макаренко
- Ф.И. Фрадкина
- Д.В. Менджерицкая
Что такое игра?
Игра - это отражение ребенком окружающей реальности.
Игра – это импровизация.
Игра – это самостоятельная деятельность ребенка.
Игра - это школа воспитания чувств дошкольников.
Игра – это средство интеллектуального развития ребенка.
Игра – действенное средство коррекции нарушений.
Игра – это способ развития детского воображения и творческих способностей.
Игра – это подготовка ребенка к взрослой жизни.
Игра – это работа ребенка над самим собой.
Сюжетно-ролевая игра – это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Поэтому она актуальна для всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.
От правильно разработанных сюжетно-ролевых игр зависит, насколько эффективным будет патриотическое воспитание.
Что же включает в себя содержание работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Учитывая положение, что игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, для организации процесса патриотического воспитания предполагается использовать игровые приемы, что представляется важным как для повышения познавательной активности дошкольников, так и для создания эмоциональной атмосферы НОД.
Перспективный план включает следующие блоки.
1. Блок «Я и моя семья».
Цель: воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
Чувство Родины у ребенка-дошкольника начинается с отношения к собственной семье, к самым близким людям. В последние годы институт семьи переживает не лучшие времена – родители меньше внимания уделяют детям, увеличивается количество неблагополучных, неполных семей. Поэтому требуется создать у детей условия для формирования насыщенного положительными эмоциями образа родного дома. Детям нужно научиться заботиться о близких, быть внимательными друг другу, уметь не только брать, но и отдавать, помогать родным словом и делом. Эти задачи мы можем осуществлять через сюжетно-ролевую игру «Семья». Есть несколько вариаций развития этой игры. Это могут быть, например, «Наша дружная семья», «Семья в гостях у бабушки», «Семейные праздники». Каждая из сюжетно-ролевых игр требует первоначальной подготовки. Для более интересного развития игры «Семья» в старшей группе была организована выставка рисунков детей на тему «Моя семья», с детьми была проведена беседа о генеалогии, о семейных привычках и традициях, о родословной.
2. Блок «Я и мой детский сад».
Цель: формировать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения.
3. Блок «Я и мой родной город».
Цель: знакомить детей с историей родного города, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. Воспитывать любовь к родному городу.
Патриотизм, любовь к своей Отчизне всегда начинается с любви к месту, где родился человек – к своей малой Родине. Для того, чтобы любить родной город, нужно его знать. С этой целью проводятся экскурсии на природу, целевые прогулки по городу, наблюдения за трудом взрослых. Важно правильно отбирать объекты для наблюдения. Они должны быть понятными детям, яркими, интересными, выразительными. Если это экскурсии или целевые прогулки на природу, то необходимо способствовать видению красоты родного края, т.е. выбирать живописные места и показывать детям их в различные времена года. Если это экскурсия-наблюдение за трудом взрослых, то результат и процесс труда должны быть понятны детям. Внимание детей нужно привлечь к объектам, расположенным на ближайших улицах: библиотека, почта, аптека, кинотеатр, школа и т. д. Детям необходимо рассказать о назначении этих объектов и подчеркнуть, что они созданы для удобства людей. Полученные знания используются в таких играх, как «Школа» и др. Детям очень нравятся сюжетные игры-путешествия, поэтому после прогулки по улицам города была проведена сюжетно-ролевая игра «Путешествие по родному городу».
4. Блок «Я и родная природа».
Цель: формировать представления детей о родном крае, о малой родине. Воспитывать чувство любви к природе родного края.
Бережное отношение к природе родного края, любовь к ней также является проявлением патриотизма. Более детально познакомиться с родными местами позволяют целевые экскурсии в парк, в краеведческий музей. Встреча с работником МУП «Чистый город» помогает детям понять, кто и как заботится о чистоте на наших улицах. Родителям и детям было предложено расчистить от мусора дорогу от дома к детскому саду, поучаствовать в благоустройстве и озеленении участка в детском саду. С детьми была проведена сюжетно-ролевая игра «Мы пришли в музей».
5. Блок «Родная культура». Блок «Я служу Отчизне»
Цель: воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. Способствовать формированию у воспитанников чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, постоянно расширяется – это не только город в целом, но и его исторические места и памятники, достопримечательности. Детям объясняют, почему они созданы. Важно дать элементарное представление детям о том, как появился наш город; воспитывать интерес к истории области, к жизни земляков. Экскурсии к памятнику Погибшим воинам, к Вечному огню не только позволяют познакомить дошкольников с историей города, но и имеют большой воспитательный эффект. Благодаря экскурсиям и беседам популярные у детей сюжетно-ролевые игры «Служба в армии» и т.п. получили новое развитие. На прогулках и экскурсиях у детей постепенно появляется интерес к получению исторических сведений – дети спрашивают: «А что здесь было раньше?». У них появляется понимание смысла слов «теперь», «раньше», «сейчас», «давно», разграничение старого и нового. Возникает интерес к тому, как было «давно», что было «раньше». Приобщение детей к истории своей малой Родины не будет успешным, если семья и родители проигнорируют свою роль в воспитании патриотизма и не познакомят ребенка с этапом становления семьи в русле истории города и страны, если не покажут взаимную связь прошлого, настоящего и будущего. В ходе работы по патриотическому воспитанию родителей необходимо привлекать к организации фотовыставок, сбору познавательного материала, видеосъемке различных мероприятий, к участию в целевых прогулках экскурсиях, проведению совместных праздников и досугов. У родителей должна быть выработана активная позиция, чувство ответственности за духовно-нравственное воспитание своих детей.
6. Блок «Я и моя родная страна». Блок «Я и мой народ».
Цель: знакомить детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Формировать у воспитанников уважение и интерес к государственным символам России. Воспитывать правосознание, способность осознания своих прав и прав другого человека. Знакомить детей с бытом и традициями России. Знакомить с видами устного народного творчества, краеведением, народным искусством. Формирование социальных умений: умения чтить традиции своего народа, быть гордым за свой народ, уметь ощущать неразрывность с окружающим, сохранить и приумножить богатство своей страны; развитие ценностных ориентаций через раскрытие культурных традиций и обычаев и др.
На занятиях дети знакомятся с государственными символами России: гербом, флагом, гимном; получают географические сведения о территории России. Этим воспитывается уважительное отношение. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой, другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются основы гражданско-патриотических чувств: гордость и уважение к своей стране. к культуре страны; формируется представления о том, что Россия – многонациональная страна. Методы закрепления изучаемого материала – беседа, рассматривание иллюстраций, выполнение практических работ по изодеятельности (рисунки, аппликации, коллажи). На занятии «Герб нашего города» дети знакомятся с символикой города.
«Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения»
«Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира».
С.А. Шмаков.
Вывод.
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста находится в прямой зависимости от комплексных педагогических воздействий, осуществляемых в разных видах деятельности. Несомненно, ведущее значение при формировании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста имеет сюжетно-ролевая игра. Воспитательные воздействия должны быть направлены на обогащение и углубление знаний детей, введение значимых мотивов деятельности и формирование положительного эмоционального отношения к игре.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Сюжетно-ролевые игры патриотического содержания для детей старшего дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра «На боевом посту»
Задачи: формировать умение творчески развивать сюжет игры. Уточнить представления детей о Советской Армии, формировать у дошкольников конкретные представления о солдатах, развивать двигательную активность, выносливость. Знакомить и учить детей игровым действиям (наблюдать, охранять, защищать, преодолевать препятствия, оказывать помощь).
Игровой` материал: игрушки – пистолеты, автоматы; погоны: знаки различия, палатка (для оборудования санчасти), санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, бинокли, котел, кружки.
Подготовка к игре. Чтение рассказов о пограничниках. Рисование на тему «Граница». Разучивание и драматизация песен о границе. Изготовление атрибутов для игры (пилотки зеленого и синего цвета, сделанные из ватмана). В целях создания интереса к игре педагог может провести беседы с детьми на военную тематику, типа «Как пограничники охраняют границу?», «Что делает командир (разведчик, снайпер)?».
Следующим этапом при подготовке к игре может быть предложение провести военно-спортивную подготовку: метание в цель, изучение простейших топографических знаков, построение по сигналу тревоги, перевязку раненых, упражнения на наблюдательность, переход по бревну, ползание по-пластунски и т. п.). Сначала маневры проводятся в форме упражнений, затем воспитатель организует военно-спортивную эстафету. Ребята выполняют задания, соревнуются в силе, ловкости, меткости.
Игровые роли. Командующий армией, командир заставы и наряда, шпионы, разведчики, связные, снайперы, врач, санитарки, рядовые пограничники, повар и др.
Ход игры. Воспитатель может предложить детям провести соревнование двух «погранзастав» по выполнению заданий: «Обнаружить и задержать нарушителя границы», «Доставить срочный пакет», «Расшифровать срочное донесение» (в виде ребуса) и т. д. За день до игры распределяются роли, чтобы дети вместе с воспитателем могли подумать об игровом реквизите, подготовить все необходимое для разыгрывания ролей. Затем участники игры находят подходящее место на площадке детского сада для заставы, оборудуют штаб, санчасть, договариваются о том, где проходит граница. После того как намечен основной сюжет (с участием педагога), начинается игра. Воспитатель делит ребят на подгруппы: пограничный патруль, разведчики, снайперы, шпионы, санитарки. Пограничников командир выводит на открытое место рядом с границей (проведенная красным мелом линия на асфальте) и говорит: «Нам доверено охранять границу. Стало известно, что в нашу сторону идут несколько нарушителей. Наша задача — задержать их. Знайте: враг хитер, будет умело маскироваться». Затем вдоль границы зашагали патрули, они оглядываются по сторонам, прислушиваются к шорохам. У разведчиков свое боевое задание. Командир ведет их по дорожке и говорит: «Идите и все по пути запоминайте. Пройдете десять шагов и возвращайтесь обратно, чтобы доложить мне, что увидели и услышали. Потом снова идите той же дорогой и смотрите в оба: все ли на ней так, как было. Разведчику нужен зоркий глаз!». Снайперы в другой стороне площадки соревнуются в меткости. Педагог ставит щит-мишень. Каждый снайпер получает по полмешка боеприпасов - еловых шишек. Командир дает задание стрелять по-разному: с места, с разбега, лежа, с колена. Шпионы идут на свою территорию и выбирают место для вылазки. Санчасть готовится к приему раненых и отправляет несколько санитарок на границу - подбирать раненых и оказывать им первую помощь. Когда все участники игры займут свои места, воспитатель дает команду горнисту — это сигнал о том, что граница на замке. Нарушители могут начинать вылазку. После этого пограничники обнаруживают шпионов, начинается стрельба, погоня; появляются раненые – их подбирают санитарки и оказывают первую помощь. Пограничники ловят нарушителей границы, доставляют их в штаб к командиру, где он с ними беседует. По окончании игры командующий армией зачитывает приказ: «Всем бойцам, участвовавшим в боевой операции, за ловкость, смелость, находчивость объявляется благодарность. Приказываю всех без исключения бойцов наградить медалями». При последующем проведении игры можно расширять сюжет. Ребята могут изображать жизнь на пограничной заставе – дежурить в штабе, заниматься строевой подготовкой, осваивать бег с препятствиями, способы маскировки, переноса раненых, передвижение по-пластунски. Эта игра помогает и в повседневной жизни детей. Например, если дети медленно строятся, долго не могут встать с постели, педагог объявляет построение по тревоге, организует на пограничной заставе соревнование на самое быстрое построение взводов, объявляет в приказах благодарности лучшим взводам и пограничникам, назначает особенно отличившихся на командные должности. При обсуждении сюжетов проведенных игр педагог должен обращать внимание на умение детей самостоятельно описывать события, выражая собственное отношение к героям и их поступкам. При обсуждении ролевого поведения детей после игры также нужно обращать внимание на раскрытие образа персонажа. Например: «Света была смелой и заботливой медсестрой, она перевязывала раненых и доставляла их в госпиталь», «Пограничники оказывали помощь друг другу во время переправы через реку».
Игра «Российская Армия»
Цель. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков в родном городе. Расширение представлений детей о типах военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танк, десантный корабль. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей.
Игровой материал. Строительный материал, пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестер, мешочки с песком, шлемы, предметы-заместители.
Подготовка к игре. Экскурсии к памятникам, к местам боевой славы. Рассматривание иллюстративного материала по теме. Чтение произведений Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа», Я. Длугаленского «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя». Составление альбома о воинах-героях. Изготовление атрибутов для игр. Лепка танка, военного корабля. Конструирование из строительного материала боевой техники.
Игровые роли. Танкист, солдат, медсестра, капитан, матрос.
Ход игры. Данная игра может быть представлена в различных вариантах: «Танкисты», «Боевая пехота», «Военные корабли» и т. д. В первую очередь при подготовке к серии игр детей старшей группы необходимо познакомить с памятниками, которые увековечивают подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Это обелиски, монументы, памятники-пушки, памятники-танки, памятники-самолеты, памятники-корабли, установленные в честь освобождения родного края. С детьми педагог должен организовать экскурсии к местам боевой славы. После экскурсии воспитатель беседует с ребятами о Российской Армии, чтобы сформировать у них представление о том, что люди чтят память героев. Во время беседы педагог должен рассказать об улице родного города, которая носит имя героя-танкиста, героя-летчика, героя-матроса и др. Также воспитатель знакомит детей с изображением различных типов военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танко-десантный корабль и др. Затем педагог может прочитать детям рассказы Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа», Я. Длугаленского «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя». Совместно с воспитателем и с родителями ребята могут составить альбом о воинах-героях. Также педагог предлагает детям нарисовать танк, самолет, военный корабль, боевую машину, бинокли, слепить танк или корабль. Затем воспитатель может предложить коллективную постройку по выбору: танк, военный корабль и др. Во время постройки он должен обращать внимание на зависимость формы постройки от его назначения, учить детей совместно обсуждать план сооружения и организацию предметно-игровой среды. Совместно с педагогом и детьми подготовительной группы ребята могут подготовить атрибуты для игры: пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестер, мешочки с песком, шлемы. Затем воспитатель может организовать военно-спортивные игры, в которых дети отражают мирную службу солдат-пехотинцев, танкистов, ракетчиков, моряков. Детям предлагается выполнять то, что умеют солдаты: стрелять в цель, быстро переползать от куста к кусту, бегать. Эти упражнения педагог организует на участке детского сада. Воспитатель сначала берет на себя роль «Командира», он следит за правильным выполнением движений: метанием мешочков с песком, переползанием, перепрыгиванием и т. д. Отмечает лучшее исполнение роли, поощряет достижения нерешительных детей. Повторяет упражнения с тем, чтобы добиться нужного результата. Исполнение ролей «солдат» требует от детей и определенных действий, и проявления определенных качеств. Так, «командиру» обязательно надо наметить в игре задачу и проследить, как она выполняется, «солдатам» нужно отлично выполнить задание: далеко метнуть, быстро перебежать, ловко перепрыгнуть. «Медсестры» также должны быстро действовать, уметь выполнить задание. Перед каждой игрой воспитателю с детьми необходимо проводить разговор-обсуждение: кто какую роль берет на себя, как действует, чьи распоряжения выполняет. В таких играх в основном принимает участие довольно большое количество детей группы, при этом важное значение имеет согласование их действий. Общение со взрослым в игре помогает детям глубже осознать моральные качества воинов, роли которых они исполняют. Чтобы придать игре целенаправленный характер, педагогу можно разработать карту-схему и с ней ознакомить всех участников. Воспитатель изготовляет ее с детьми, намечает, где должны стоять часовые, где расположен медпункт, где стоянка корабля, и т. д. А затем дети уже самостоятельно намечают свои маршруты, вместе с «командиром» обсуждают их, чертят карту-план. На карте — штаб, госпиталь. Педагог выделяет на карте и те объекты, которые надо преодолеть: узкий мост (бревно), минное поле (перепрыгнуть через препятствие), проволочное заграждение (лестница). Под влиянием имеющихся у детей знаний о подвиге воинов в родном городе возникают сюжеты игр типа «Танкисты освобождают город», «Переправа через реку». Например, цель игры: «танкистам» и «пехотинцам» надо уничтожить вражеские танки. Педагог рассказывает, что путь труден и опасен. Бойцам надо перейти через речку по поваленному бревну, затем перепрыгнуть через ров, пройти вдоль озера, по кочкам перейти через болото и уничтожить вражеские танки. Танк тогда считается уничтоженным, если есть попадание в мишень. «Раненым» солдатам оказывают помощь «медсестры». После победы «солдат» радостно встречает население освобожденных городов и сел. Игра может повторяться в разных вариантах и проходить не только на территории детского сада, но и на берегу реки, в парке, сквере. Это дает возможность шире использовать природный материал и естественные преграды. В этой игре обязательно должна быть взаимосвязь творческой и спортивной игр. При последующем проведении игры педагог может предложить следующие сюжеты: «Шторм в море. У пассажирского судна потеряна связь с землей», «Аварийноспасательный отряд Черноморского флота», «Военный корабль защищает город», «Авианосец «Смелый» на учении» и др. Всегда после окончания игры педагог должен поддерживать разговоры детей о прошедшей игре, при этом отмечая ролевое поведение отдельных участников игры, их игровое взаимодействие и взаимоотношения, а также использование средств игрового замещения.
Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»
Цель. Способствование военно-патриотической подготовке дошкольников. Воспитание ответственного отношения к учению. Совершенствование физической подготовки. Обучение самостоятельно развивать сюжет игры.
Игровой материал. Строительный материал, эмблемы, игрушки, атрибуты для игры.
Подготовка к игре. Рассматривание иллюстративного материала. Чтение художественной литературы и очерков о космонавтах. Просмотр фильма о космонавтах. Рисование на тему «Космос». Разучивание песен о космонавтах. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры.
Ход игры.
Воспитатель беседует с ребятами о космических профессиях, о качествах, которыми должен обладать космонавт, обсуждает с детьми характеристики космонавтов.
Например, командир корабля, спокойный и уверенный – сообщает на Землю о результатах наблюдения в космосе; бортинженер внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полетом и стыковки; диспетчер зачитывает приказ о формировании экипажей космического корабля «Ракета», знакомит ребят с законами космонавтов: - только сильные ребята могут полететь в космос; - только умные ребята могут стать космонавтами; - только трудолюбивые могут отправиться в полет; - только веселые и дружелюбные могут полететь в космос.
После команды «смирно» командиры экипажей сдают рапорты командиру отряда (воспитателю): «Товарищ командир отряда юных космонавтов! Экипаж «Смелый» построен и готов для испытаний. Командир экипажа Александр».
Затем командир отряда приветствует космонавтов и предлагает им спеть песню, которая заранее разучивается детьми.
Начинается первый этап проверки — испытание силы. На этом этапе проверяют физическую подготовку экипажей. Космонавты бегают, упражняются на бревне, прыгают, выполняют гимнастические упражнения, соревнуются по метанию в цель. Командир объявляет о втором этапе испытаний.
Проводится конкурс на решение задач по математике, проверка знаний по развитию речи и др. В этот конкурс включают занимательные вопросы типа викторины в рамках программы детского сада.
Здесь можно провести космическую викторину, в которую войдут такие вопросы: «Кто первым полетел в космос? В каком году? Кто совершил первый выход в открытый космос? Назовите первую женщину, побывавшую в космосе» и т. д.
Следующий этап — конкурс на лучшую поделку из бумаги или картона (на космическую тему).
Заключительный этап конкурса — экипажи участвуют в космическом концерте, разыгрывают заранее отрепетированные в экипажах космические сценки (высадка на Венеру и Марс, прилунение). Командир отряда и жюри (другие воспитатели, дети из другой группы) подводят итоги конкурса, вручают медали, заготовленные заранее, — «Лучший космонавт», «Космонавт номер 1», «Космонавт номер 2», «Космонавт номер 3».
Далее космонавты идут на осмотр к врачу, затем производится запуск ракеты. Летят на Луну несколько человек, остальные ждут их возвращения на Земле.
Воспитатель дает ребятам самостоятельность в игре, стараясь не вмешиваться в ее ход. Он только вносит новое содержание в игру, например, полет нескольких экипажей и их совместная работа на орбите; в космосе проводится выход космонавтов в открытое пространство, стыковка кораблей.
В самостоятельной игре педагог призывает ребят моделировать отношения людей (трудовые и личностные), направленные на выполнение ответственного задания. Например, педагог сообщает детям, что одни люди создают корабли и ракеты, другие — испытывают их и готовят к полету, третьи — обеспечивают полет и приземление.
Литература.
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751).
2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. № 6. 1966. С. 48–57.
3. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
4. Проекты в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Международный студенческий научный вестник. — 2015. — № 5–3. — С. 354–355.
5. Педагогические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: диссертация... кандидата педагогических наук. — Липецк,2001. — 178 с.
6. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99483/#ixzz3VIKX51AY.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Пункт 1.6. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.ht.
8. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1984 г. С. 127.
9. Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lawmix.ru/prof/92129.
10. Федеральный закон об образовании в РФ (№ 273-Ф3).
11. Проект Федерального государственного образовательного стандарта.
12. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Реализация проекта «Юные патриоты», как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».
Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского обще...
Пение, как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Методическая разработка "Пение, как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста"....
Обобщение опыта «Народные промыслы как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Цель: личное повышение профессиональной квалификации по вопросу развития художественных способностей и формированию патриотических чувств детей у меня, как у педагога; расширение знан...
«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
Патриотизм – явление, которое имеет сложный комплекс свойств и характеристик, проявляющих себя на различных уровнях социальной системы....
Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...
Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
На современном этапе, когда происходят существенные изменения в социуме, одним из приоритетных направлений организации работы с подрастающим поколением является воспитание чувства патриотизма....
Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей " Сюжетно роливая игра как средство формирования патреотических чувств у детей дошкольного возраста", помогает в воспитание у ребенка чувств патриотизма т.к....