Консультация для воспитателей:"Использование игр на занятиях по экологии в детском саду"
консультация на тему
Консультация для воспитателей: " Использование игр на занятиях по экологии в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 16.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Использование игр на занятиях по экологии в детском саду»
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых.
В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены, прежде всего, в дидактических играх.
Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.
На занятиях по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д.
Классификация экологических игр:
• ролевые;
• имитационные;
• соревновательные;
• дидактические;
• игры-путешествия.
Особенности ролевых экологических игр.
В процессе ролевых экологических игр ребенок имеет возможность моделировать социальное содержание экологической деятельности: «Больница для животных», «Магазин «Фрукты и овощи»», «Лесная аптека» и др.
Например, целью ролевой игры «Строительство города» является формирование у детей представление о том, что строительство осуществляется только при условии соблюдения экологических норм и правил.
Особенности соревновательных экологических игр.
Соревновательные экологические игры такие как: КВН, конкурсы, «Поле чудес», экологические викторины стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.
Особенности экологических игр-путешествий.
В экологических играх-путешествиях дошкольники с помощью ТСО (технических средств обучения) попадают на морское дно или Северный полюс и т. д. Например:«Поездка в зоопарк», «Прогулка в лес», «Посещение выставки картин о природе»,«Поездка в деревню к бабушке» и др.
Особенности экологических дидактических игр.
Дидактические игры в экологическом воспитании занимают одно из главных мест в работе с дошкольниками: «Кто потерялся?», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «Две корзины», «Что будет, если?», «Птицы, рыбы, звери», «Цепочка», «Воздух, земля, вода», «Летает, плавает, бегает» и др.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
При использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии было отмечено, что дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования для детей старшей группы детского сада на тему: «Путешествие в зимний лес».
Занятие по экологии для детей старшей группы. Тема: "Путешествие в зимний лес". Автор Юрьева Елена Сергеевна.Программное содержание:• закрепить представ...
Конспект занятия по экологии в детском саду «Фея воды».
Конспект занятия по экологии в детском саду «Фея воды». О, земля муравейник людской,Дом родной без конца и без края.Ты нас кормишь и поишь водой,Как тебя не беречь, дорогая?- Сохраним...
Консультация для воспитателей "Использование техники сторителлинг в работе с детьми детского сада"
Данный материал рекомендуется, как ознакомительный с техникой сторителлинг. Возможно использование в своей работе в группе, в коллективе...
Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования для детей старшей группы детского сада «Путешествие в зимний лес»
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:бережного отношени...
Конспект занятие по экологии в детском саду Тема: «Зимующие птицы»
Знакомство детей с зимующими птицами и ролью человека в их жизни....
Использование нейробики на занятиях по физкультуре в детском саду
Использование нейробики на занятиях по физкультуре в детском саду...
Конспект занятие по экологии в детском саду Тема: «Зимующие птицы»
знакомство детей с зимующими птицами и ролью человека в их жизни....