Роль воспитателя в создании детского коллектива.
статья по теме
В ДАННОЙ СТАТЬЕ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О ТОМ,КАКУЮ РОЛЬ ДОЛЖЕН ИГРАТЬ ПЕДАГОГ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyaaf.odt | 5.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль воспитателя в создании детского коллектива
Абдрахманова Алёна Фёдоровна,
воспитатель МКДОУ д/с № 172
Детский коллектив- это основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Для формирования полноценного детского коллектива, способного влиять на развитие отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые условия:
-вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
-выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников, осуществляется им добровольно.
Решающим фактором является субъективное желание педагога к осуществлению этой работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности ребенка. Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении педагог может через:
-создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;
-создание "ситуации успеха" для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников;
-использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести ценный социальный опыт, пробуя себя в разных ролях.
Развитие детского коллектива педагогом представляет собой процесс организации последовательно сменяющих друг друга разновидностей совместной деятельности.
Лутошкин А.Н. выделяет пять стадий развития детского коллектива:
-"песчаная россыпь"- в таких группах отсутствуют авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребята;
-"мягкая глина"- в группе еще нет коллектива, нет опыта, нет дисциплины, ей(группе) особенно нужен хороший вожак, который смог бы повести за собой;
-"мерцающий маяк"- в таком коллективе есть на кого опереться;
-"алый парус"- товарищеские взаимоотношения и искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива сочетаются с взаимной требовательностью;
-"горящий факел"- дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.
Выбор ролевых позиций педагога напрямую зависит от его профессиональных качеств. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Одну из ведущих ролей в формировании детского коллектива играет стиль педагогической деятельности. От стиля зависит, каким будет коллектив. Существуют различные стили педагогической деятельности: авторитарный, попустительский, демократический, общение на основе вовлечения в совместную деятельность и другие, использование, которых в большей мере зависит от степени мастерства педагога и его личностных особенностей.
Для создания благоприятного психологического климата в детском коллективе использую интерактивные игры. Игра имеет большое значение для развития ребенка. В игре дети учатся осваивать новые для них социальные роли, познают окружающий мир, учатся взаимодействовать в нем с другими людьми. Но кроме этого игра выполняет еще и диагностические функции. Во время проведения игры, наблюдаю настоящий этико-психологический спектакль: вижу богатую палитру отношений. Рождающихся, развивающихся, противоборствующих. Наблюдаю субъектов и объектов отношений, выделяю лидера господствующих в группе отношений, обнаруживаю степень осмысления общепринятых отношений. Таким образом, воспитательное взаимодействие детей и педагогов имеет большое значение в становлении детской личности и индивидуальности. Оно не противостоит и не противоречит воспитанию в коллективе, а, наоборот, обогащает его, является его необходимым дополнением. Индивидуально-личностное взаимодействие обеспечивает индивидуализацию воспитания в целостном педагогическом процессе.
Литература
1.Гейхман Л.К.Коммуникативная компетентность профессионала.Профессиональное обр-е,2006г.
2.Белкин А.С. Основы возрастной педагогики:Учеб.Пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.М.:Издательский центр "Академия",2002.-192с.
3.Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать.Кн.для преподавателя и воспитателя.-М.:Издательский центр "Академия",1996.-384с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль воспитателя в создании условий для физического развития детей"
Роль воспитателя в создании условий для физического развития детей...
Статья воспитателя детского сада Кабановой Валентины Устиновны «Роль воспитателя в создании комфортной обстановки в группе»
Образ воспитателя для создания комфорта детей в группе....
Конспект лекции музыкального руководителя СМИЛГАИН ЛАРИСЫ ИВАНОВНЫ по теме: «ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В СОЗДАНИИ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ» (из опыта работы)
Праздники – это важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности ребенка, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят ...
Роль воспитателя в создании благоприятной обстановки в группе
Статья на тему "Роль воспитателя в создании благоприятной обстановки в группе"...
«Роль воспитателя в создании благоприятной обстановки в группе»
«Роль воспитателя в создании благоприятной обстановки в группе»Воспитатель – это не только специальность, это призвание и влечение, которым обладает не каждый человек, это призвание надо заслужено пол...
Статья "Роль воспитателя в создании эмоционально-благоприятной обстановки в группе детского сада"
Главенствующую роль в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста приобретает фигура взрослого - воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия эмоциональногоблагополучия ребенка....
Роль воспитателя в создании благоприятной атмосферы в детском коллективе
Успешное развитие личности ребёнка - дошкольника, повышение эффективности учебных и воспитательных задач, благоприятное, эмоциональное становление во многом определяется тем, насколько велика будет ро...