Сообщение на педсовет "Воспитание инициативности дошкольника в условиях сотрудничества со сверстниками и взрослыми" (из опыта работы)
статья (подготовительная группа) на тему
В данном материале описывается опыт по развитию инициативности у старших дошкольников в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_pedsovet.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
СООБЩЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ:
«ВОСПИТАНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ»
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
КУРАКАЛОВА Л.С.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
В этом же документе указывается, что ребёнок должен проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании и др.
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Перед нами стоят задачи: формирования у детей определенного уровня самостоятельности и инициативности в разных видах деятельности. Мы организуем и создаем различные ситуации для того, чтобы побуждать детей к проявлению инициативы.
Что можно сказать о проявлении инициативности при общении со взрослыми и сверстниками про детей нашей группы?
Для проявления и поддержки детской инициативы у нас в группе используется утренний сбор, доска выбора, проекты.
Развитию детской инициативы способствует предметно - пространственная развивающая среда группы, чем чаще она обновляется, тем чаще, можно видеть, проявляется детская инициатива.
Мы в группе применяем такой прием: например, центр театрализации находиться немного выше детского роста, не все дети обращают на него внимание. Тогда мы выставляем на свободный стол, какой- то из театров. Дети его замечают и начинают использовать его в своих играх.
В уголок природы вывесили зимующих птиц, сразу несколько детей начали их рисовать, проявляя свою инициативу.
На утреннем сборе дети с удовольствием делятся своими новостями, рассказывают, что интересного у них произошло, или наоборот, что – то случилось нехорошее. Дети, слушая эти сообщения, радуются вместе с друзьями или сопереживают им. (например: когда Виолетта сообщила, что у нее родилась сестренка, дети стали ее расспрашивать о ней, или, когда Катя сказала, что у нее заболела улитка, дети стали ее успокаивать, и говорить, что все будет хорошо, и улитку вылечат).
Во время утреннего сбора дети сами выбирают того, кто будет считать детей. Дети в понедельник выбирают тему недели, мы не навязываем им свою тему, дети предлагают свои, потом, педагог предлагает голосование и по большинству голосов выбираем тему.
Заполняя паутинку, дети предлагают, что будем делать и в каком центре. Мы - воспитатели оказывает недирективную помощь (косвенную), то есть можем предложить, что именно почитать или какую игру провести по выбранной детьми теме, дети не всегда могут это предложить.
Однажды у нас в группе был такой случай: перед утренним сбором на место педагога сел Дима, я спросила: «Дима, ты хочешь провести вместо меня утренний сбор?» Он сказал, что да. Он начал утренний сбор, я потом его продолжила.
Дети проявляют инициативу, выбирая, в каком центре будут работать, воспитатель только контролирует, чтобы распределение было более, менее ровным.
Очень хорошо проявляется инициативность при подготовке центров к работе.
Дети сами, без напоминания начинают готовить оборудования, только надо им сказать, что приготовить для работы в каждый центр, а бывает, что дети самостоятельно находят нужное оборудование для работы в центре.
А бывает и так, я начинаю что – то делать, подходит ребенок и предлагает свою помощь. Очень часто предлагает помощь Артем Щ., при подготовке оборудования для работы в центрах.
Даша К., видя, что я начала оформлять группу по зимней тематике, подошла и предложила мне помочь.
Иногда я практикую такой метод, дети, которые закончили работу в своем центре могут пойти в другой центр и помочь тем, кто затрудняется. Дети сами выбирают к кому подойти и помочь. И дети принимают их помощь и прислушиваются к советам своих товарищей.
В самостоятельной игровой деятельности дети тоже проявляют инициативность. Сами выбирают себе занятие по интересам, объединяются в группы. В этих группах можно наблюдать, как появляется инициатор той или иной игры. Например: девочки начали строить из модулей дом, одна взяла одну часть, другая другую. Подошла Даша и сказала, что она знает, как правильно построить дом, девочки стали ей подавать части модуля, так они построили дом и стали в нем играть.
Мальчики строили из конструктора, кто, что хотел. Тут Дима предложил построить одну длинную дорогу с заправкой для машин, мальчики согласились, стали строить общую постройку.
Работая во время совместной образовательной деятельности, дети, отвечая на вопросы, тоже проявляют инициативу, желая ответить на поставленный вопрос.
Во время рисования или конструирования на свободную тему тоже проявляется детская инициативность. На нетрадиционном рисовании техникой «граттаж», детям были предложены несколько образцов рисования ночного леса. Даша К. и Василиса сразу проявили инициативу, сказав, что будут рисовать свою картинку. И у них были совершенно другие работы, не похожие на образцы.
Иногда предлагаю детям оценить работы товарищей, здесь тоже дети по своему желанию оценивают работы, не я назначаю, а дети сами по желанию это делают.
Дети проявляют инициативу, правда , не все, когда говорят, что дома сделают с родителями поделку, нарисуют картинку, изготовят книжку – малышку, принесут книгу по теме недели. Здесь заданий конкретных детям нет. Что хотите, то и принесите.
Готовя это сообщение, я нашла интересный прием для развития детской инициативы. Если какому то ребенку скучно, он не знает, чем заняться, то можно ему предложить «Коробочку идей». В этой коробочке лежат карточки с разными видами занятий для детей. Ребенку предлагается выбрать из коробочки три карточки и заняться тем, что он выберет. На этой неделе я попробовала этот прием, детям он понравился.
Инициативность проявляется и в хозяйственно – бытовом труде и в самообслуживании.
Я, заметив, что на цветке много сухих листьев, стала их убирать, тут же подошла Даша Т., спросила, что я делаю, и стала мне помогать, к ней присоединилась Настя, таким образом, девочки по своей инициативе осмотрели все цветы и навели в них порядок.
На утреннем сборе с детьми говорили о зимующих птицах, я обратила внимание детей на то, что по участку развешены кормушки для птиц. Данил сказал, что в кормушки надо насыпать корм для птиц. Что завтра он принесет для них семечки, все дети заговорили о том, что тоже принесут для птиц корм. Педагогом не было не сказано ни слова о корме, дети сами проявили свою инициативу по сбору корма для птиц.
Дети с удовольствием помогают няне накрывать на столы, снимать белье с постелей. С удовольствием предлагают свою помощь в поливе цветов или в наведении порядка в шкафах.
Детская инициатива проявляется во всех видах деятельности детей, главное – поддержать их, создать условия и творчески подойти к реализации детской инициативы.
Вот так у нас в группе проходит проявление детской инициативы в общении с детьми и взрослыми.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно, пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
6. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
7. поощрять различные начинания ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада (из опыта работы).
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым,...
Формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, эти правила называются этикетом.Для педагога знание и соблюдение правил этикета являются одними из обязательных элементов его професс...
Педагогические подходы к формированию умений у детей 5-7 лет строить диалог со сверстниками и взрослыми (из опыта работы воспитателей).
Работа была создана для выступления на педагогическом совете "Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста". Работа состоит из презентации в формате PowerPoint и доклада....
Особенности развития сотрудничества со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников с задержкой психического развития
В статье представлен опыт работы по развитию сотрудничества у детей с ЗПР...
Конференция для родителей "Формирование самостоятельности, инициативности дошкольников в условиях семьи и ДОУ через игру и творчество" из опыта семейного воспитания
Выступление Юрченко Оксаны Степановны, мама моих воспитанников, двух замечательных сыновей, поделилась своим опытом семейного воспитания на конференции для родителей....
Воспитание гуманных чувств у дошкольников в процессе общения со сверстниками и взрослыми
В последнее время воспитатели и родители все часще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило выражается в неумении находить подх...