Инновационные технологии в ДОУ
учебно-методический материал на тему
Инновационные технологии, которые применяются в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_na_pedsovet_2.docx | 338.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инновационные технологии в ДОУ»
В связи с введением ФГОС актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Единственно возможный путь - инновационная деятельность детского сада в целом и каждого педагога в частности.
Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Сначала давайте вспомним, что же означает сам термин –«технология»?
- это оптимально подобранный комплекс методов, приёмов для решения определённой задачи.
Что такое педагогическая технология?
- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.
Чем технология отличается от методик?
Методика | Технология |
Это совокупность методов Общее направление деятельности Ядро технологии, внутреннее содержание, сущность. Трудно предугадать результат. | Оптимальный комплекс методов и средств Подробный маршрут с чётко указанным инструментарием Инструментарий вокруг ядра, который может меняться, ускоряя процессы. Гарантированное получение запланированного результата. |
Педагогические технологии делятся на две группы: традиционные (объяснительно-иллюстративное обучение), инновационные (создание, освоение, использование, распространение нового.
Какие инновационные технологии вы знаете и используете в своей работе?
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
Современные образовательные технологии.
- Здоровье - сберегающие
- Технологии проектной деятельности
- Технология исследовательской деятельности
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
- Личностно-ориентированные технологии
- Технология портфолио дошкольника и воспитателя
- Игровая технология
- Технология ТРИЗ
- Технология развития критического мышления
- Технология проблемного обучения
- Кейс-технология
- Здоровье сберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
* от типа дошкольного учреждения,
* от продолжительности пребывания в нем детей,
* от программы, по которой работают педагоги,
* конкретных условий ДОУ,
* профессиональной компетентности педагога,
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
- Физкультминутки
- Дыхательная гимнастика
- Пальчиковая гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Психогимнастика
- Игротерапия
- Ароматерапия
- Цветотерапия
- Музыкатерапия
- Витаминотерапия
- Физиотерапия
- Песочная терапия
Формыработы
- Физкультурные занятия
- Самостоятельная деятельность детей
- Подвижные и спортивные игры
- Утренняя гимнастика
- Двигательно-оздоровительные физкультминутки
- Зарядка после дневного сна
- Закаливающие процедуры
- Физкультурные досуги
- Спортивные праздники
- Технологии проектной деятельности.
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Классификация проектов:
*«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
*«экскурсионные» - направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
*«повествовательные» - при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на музыкальных инструментах) формах;
*«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Варианты проектов для дошкольников (развитие проектной деятельности на сегодня).
Веб-квесты – проектная деятельность детей и взрослых на основе ресурсов Интернета. Задача для ребенка вместе с родителем – найти нужную информацию по интересной или актуальной теме. Внутри проекта детям предлагаются следующиетипы заданий (задания-загадки, поисковое исследовательское задание, дизайн-задание, творческие задания).
- Технология исследовательской деятельности.
Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает использование педагогами так называемой исследовательской деятельности.
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- Наблюдения
- Моделирование
- Опыты
- Постановка и решение вопросов проблемного характера
- «Погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
- Подражание голосом и звуком природы
- Использование художественного слова
- Дидактические игры
- Трудовые поручения, действия.
- Коллекционирование
- Информационно-коммуникационные технологии.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
ИКТ – это технологии обмена информацией, коммуникации.
К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
Подразумевается использование:
Информации в электронном формате
Текст, видео, аудио, анимация, изображения
Информационных носителях:
DVD,CD, флешь- памяти
Аудиовизуальное оборудование:
Компьютера, ноутбука, ЖК –телевизора, проектора, интерактивные доски
- Технология портфолио дошкольника
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
- Существует ряд функций портфолио:
- *диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
- * содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
- * рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Виды портфолио (электронное, портфолио раскраска, традиционное, в виде папки).
- Технология «Портфолио педагога»
- Игровые технологии.
Классификация игровых технологий.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
- Технология ТРИЗ.
Триз - это теория решения изобретательных задач.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
- Личностно-ориентированные технологии
Цель – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, в результате которых обеспечиваются бесконфликтные, комфортные, безопасные условия для социального развития каждого ребёнка. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу воспитания и обучения. Доказательством использования данных технологий служат карты индивидуальных маршрутов развития воспитанников, высокие показатели мониторинга, положительный эмоциональный настрой группы в целом и каждого отдельного ребёнка, дифференцированный подход на занятиях и в совместной деятельности. Кружковую работу можно рассматривать и как показатель личностно-ориентированного подхода, и как самостоятельной инновационной деятельностью. Ведь программа кружка всегда нечто новое, или, по крайней мере, шире общеобразовательной программы.
- Технология проблемного обучения.
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)
11. Технология критического мышления.
Актуальность технологии
состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления.
Приёмы развития критического мышления:
• ЗХУ (знаю, хочу узнать,узнал)
• Синквейн
• Корзина идей
Приём ЗХУ.
Пример: тема - дикие животные.
Спрашиваем у детей:
-А что вы знаете о диких животных? (за каждое высказывание дается красная звездочка) -А что бы вы хотели узнать о диких животных (дети могут задать такие вопросы: почему летом заяц серый, а зимой белый, чем травоядные животные питаются зимой, почему медведь зимой спит, почему лисы едят зайцев) (за вопрос -желтая звезда)
Затем, постараться дать ответы на вопросы детей. Дети могут задать и такие вопросы, на которые мы не знаем ответа. В таких случаях говорим детям, что обязательно об этом узнаем и расскажем завтра.
Приём «Синквейн»
Что такое «синквейн»?. Это пяти строчный, нерифмованный стих, который позволяет в нескольких словах изложить учебный материал. «Синквейн» состоит из следующих этапов:
а) имя существительное, тема
б) признак предмета (подбираем прилагательные) – два слова
в) действие предмета
г) фраза, выражающая отношение автора к теме
д) слово-синоним
1. Клён.
2. Высокий ветвистый.
3. Растёт, радует, стоит.
4. Клён осенью сбросил листья.
5. Дерево.
2. Приём «Корзина идей»
«Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Мы эту корзину применяем при календарно-тематическом планировании. Например, мы вносим корзину в начале недели. И предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течении недели мы узнаем что-то новое и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги.
12 Кейс-технология.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Для чего нужен кейс?
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Виды кейсов.
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра → искажение информации и ошибки).
Методы кейсов
- Метод инцидента;
- - Метод ситуационно-ролевых игр;
- - Метод разбора деловой корреспонденции;
- - Игровое проектирование;
- - Метод дискуссии.
- - Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс-стади, фото-кейсы, кейс-иллюстрации);
Что может содержать кейс?
- Текстовый материал– интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты)
- Иллюстративный материл– фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи
Пример работы над фото-кейсом.
На первом этапе познакомить детей с фотографией. Предлагаем детям сформулировать проблему исходя из данной фотографии: Ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила дорожного движения. Какие последствия могут быть?
На втором этапе демонстрируем фото 2.
Задаём вопрос для проведения «мозгового штурма»: Что мальчик не учел, переходя дорогу в неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации? Дети проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в виде полных ответов на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»
Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...
«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.
Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...
Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей
Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...
Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...
Доклад из опыта работы использования инновационных технологий Этапы инновационной деятельности «Развитие познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой» младшей группы «Солнышко» МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»
Совместная деятельность воспитателей и родителей по приобщению детей младшего возраста к художественной литературе...
«Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках».
В сов В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении ...
Описание инновационного опыта «Тестопластика, как одна из инновационных технологий арт-терапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Описание инновационного опыта«Тестопластика, как одна из инновационных технологий арт-терапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...