Инновационные технологии в ДОУ
учебно-методический материал на тему

Инновационные технологии, которые применяются в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_na_pedsovet_2.docx338.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновационные технологии в ДОУ»

В связи с введением ФГОС актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Единственно возможный путь -  инновационная деятельность детского сада в целом и каждого педагога в частности.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Сначала давайте вспомним, что же означает сам термин –«технология»?

- это оптимально подобранный комплекс методов, приёмов для решения определённой задачи.

Что такое педагогическая технология?

- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.

Чем технология отличается от методик?

Методика

Технология

Это совокупность методов

Общее направление деятельности

Ядро технологии, внутреннее содержание, сущность.

Трудно предугадать результат.

Оптимальный комплекс методов и средств

Подробный маршрут с чётко указанным

инструментарием

Инструментарий вокруг ядра, который может меняться, ускоряя процессы.

Гарантированное получение запланированного результата.

Педагогические технологии делятся на две группы: традиционные (объяснительно-иллюстративное обучение), инновационные (создание, освоение, использование, распространение нового.

 Какие инновационные технологии вы знаете и используете в своей работе?

 К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Современные образовательные технологии.

  • Здоровье - сберегающие
  • Технологии проектной деятельности
  • Технология исследовательской деятельности
  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
  • Личностно-ориентированные технологии
  • Технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • Игровая технология
  • Технология ТРИЗ
  • Технология развития критического мышления
  • Технология проблемного обучения
  • Кейс-технология
  1. Здоровье сберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.  Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

*  от типа дошкольного учреждения,

*   от продолжительности пребывания в нем детей,

*   от программы, по которой работают педагоги,

*   конкретных условий ДОУ,

*    профессиональной компетентности педагога,

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • Физкультминутки
  • Дыхательная гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Психогимнастика
  • Игротерапия
  • Ароматерапия
  • Цветотерапия
  • Музыкатерапия
  • Витаминотерапия
  • Физиотерапия
  • Песочная терапия

                Формыработы

  • Физкультурные занятия
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Подвижные и спортивные игры
  • Утренняя гимнастика
  • Двигательно-оздоровительные физкультминутки
  • Зарядка после дневного сна
  • Закаливающие процедуры
  • Физкультурные досуги
  • Спортивные праздники
  1. Технологии проектной деятельности.

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Классификация  проектов:

*«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

*«экскурсионные» - направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

 *«повествовательные» -   при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на музыкальных инструментах) формах;

 *«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Варианты проектов для дошкольников (развитие проектной деятельности на сегодня).

Веб-квесты – проектная деятельность детей и взрослых на основе ресурсов Интернета. Задача для ребенка вместе с родителем – найти нужную информацию по интересной или актуальной теме. Внутри проекта детям предлагаются следующиетипы заданий (задания-загадки, поисковое исследовательское задание, дизайн-задание, творческие задания).

  1. Технология исследовательской деятельности.

Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает использование педагогами так называемой исследовательской деятельности.

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

  • Наблюдения
  • Моделирование
  • Опыты
  • Постановка и решение вопросов проблемного характера
  • «Погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
  • Подражание голосом и звуком природы
  • Использование художественного слова
  • Дидактические игры
  • Трудовые поручения, действия.
  • Коллекционирование
  1. Информационно-коммуникационные технологии.

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

ИКТ – это технологии обмена информацией, коммуникации.

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

Подразумевается использование:                                                          

Информации в электронном формате

Текст, видео, аудио, анимация, изображения

Информационных носителях:

DVD,CD, флешь- памяти

Аудиовизуальное оборудование:

Компьютера, ноутбука, ЖК –телевизора, проектора, интерактивные доски

  1. Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

  1. Существует ряд функций портфолио:
  2. *диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
  3. * содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
  4. * рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Виды портфолио (электронное, портфолио раскраска, традиционное, в виде папки).

  1.  Технология «Портфолио педагога»

https://presentacii.ru/documents_2/4f9de0cad1428d2483c819f9cb0ecdbb/img1.jpg

https://presentacii.ru/documents_2/4f9de0cad1428d2483c819f9cb0ecdbb/img2.jpg

  1. Игровые технологии.

http://900igr.net/up/datas/188337/007.jpg

             Классификация игровых технологий.

http://900igr.net/up/datas/197786/010.jpg

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

  1. Технология ТРИЗ.

Триз - это теория решения изобретательных задач.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

         Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

  1. Личностно-ориентированные технологии

Цель – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем,  в результате которых обеспечиваются бесконфликтные, комфортные, безопасные условия для социального развития каждого ребёнка.  При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу воспитания и обучения.  Доказательством использования данных технологий служат карты индивидуальных маршрутов развития воспитанников, высокие показатели мониторинга,  положительный эмоциональный  настрой группы в целом и каждого отдельного ребёнка, дифференцированный подход на занятиях и в совместной деятельности. Кружковую  работу можно рассматривать и как показатель  личностно-ориентированного подхода,  и  как самостоятельной инновационной деятельностью. Ведь программа кружка всегда  нечто новое,  или, по крайней мере, шире  общеобразовательной программы.  

  1. Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)  

11. Технология критического мышления.

Актуальность технологии

состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления.

Приёмы развития критического мышления:

• ЗХУ (знаю, хочу узнать,узнал)

• Синквейн

• Корзина идей

Приём ЗХУ.

Пример: тема - дикие животные.

Спрашиваем у детей:

-А что вы знаете о диких животных? (за каждое высказывание  дается красная звездочка) -А что бы вы хотели узнать о диких животных (дети могут задать такие вопросы: почему летом заяц серый, а зимой белый, чем травоядные животные питаются зимой, почему медведь зимой спит, почему лисы едят зайцев) (за вопрос -желтая звезда)

Затем, постараться  дать ответы на вопросы детей. Дети могут задать и такие вопросы, на которые мы не знаем  ответа. В таких случаях говорим  детям, что обязательно об этом узнаем  и расскажем завтра.

Приём «Синквейн»

Что такое «синквейн»?. Это пяти строчный, нерифмованный стих, который позволяет в нескольких словах изложить учебный материал. «Синквейн» состоит из следующих этапов:

а) имя существительное, тема

б) признак предмета (подбираем прилагательные) – два слова

в) действие предмета

г) фраза, выражающая отношение автора к теме

д) слово-синоним

1. Клён.

2. Высокий ветвистый.

3. Растёт, радует, стоит.

4. Клён осенью сбросил листья.

5. Дерево.

2. Приём «Корзина идей»

«Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Мы эту корзину применяем при календарно-тематическом планировании. Например, мы вносим корзину в начале недели. И предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течении недели мы узнаем что-то новое и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги.

12 Кейс-технология.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Для чего нужен кейс?

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

        Виды кейсов.

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

 Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения).

 Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  искажение информации и ошибки).

Методы кейсов

  • Метод инцидента;
  • - Метод ситуационно-ролевых игр;
  • - Метод разбора деловой корреспонденции;
  • - Игровое проектирование;
  • - Метод дискуссии.
  •  - Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс-стади, фото-кейсы, кейс-иллюстрации);

Что может содержать кейс?

  • Текстовый материал– интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты)

  • Иллюстративный материл– фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи

Пример работы над фото-кейсом.

На первом этапе познакомить детей с фотографией. Предлагаем детям сформулировать проблему исходя из данной фотографии: Ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила дорожного движения. Какие последствия могут быть?

На втором этапе демонстрируем фото 2.

Задаём вопрос для проведения «мозгового штурма»: Что мальчик не учел, переходя дорогу в неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации? Дети проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в виде полных ответов на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные  технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...

«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей

Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

«Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках».

В сов   В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении ...

Описание инновационного опыта «Тестопластика, как одна из инновационных технологий арт-терапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Описание инновационного опыта«Тестопластика, как одна из инновационных технологий арт-терапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...