программа "Ловкие пальчики"
рабочая программа (средняя группа) по теме

Мельничук Мария Сергеевна

Программа для кружковой работы , по развитию мелкой моторики пальцев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что  художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми,  далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

 Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник. 

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше  мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал   В.А. Сухомлинский.

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения. Содержание составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН .

Цель: 
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Задачи:

  • Развивающие: 
     Формировать  творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к  художественной деятельности;
  • -  Развивать  художественный  вкус,  фантазию,  изобретательность,  пространственное  воображение.
  • Формировать   умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих  работ

  • Развивать  желание  экспериментировать,  проявляя  яркие  познавательные  чувства:    удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового.

Образовательные: 

  •   Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного  творчества.
  • Знакомить  детей  различными  видами  изобразительной  деятельности,  многообразием  художественных  материалов  и  приёмами  работы  с  ними,  закреплять  приобретённые  умения  и  навыки  и  показывать  детям   широту  их  возможного  применения.
  • Воспитательные:
     Воспитывать  трудолюбие и  желание добиваться  успеха  собственным  трудом.
    Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую  самореализацию.

  

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.

Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Здоровье: физкультминутки.

Музыка: прослушивание музыкальных произведений.

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

 

Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:
1. Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала. 
2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.

3. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.

 

 

Структура занятия кружка «Цветные ладошки»

ЧАСТЬ 1. Вводная

Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Что бывает такого цвета», «Волшебные картинки», «Лабиринт» слушание песенок, и т.д.

ЧАСТЬ.2. Продуктивная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.

Элементы занятий:

  • элементы сказкотерапии с импровизацией – разыгрывание эпизодов, этюдов, основанные на упражнении чувств  с помощью мимики, движений, собственной речи (Короткова Л.Д., Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста);
  • игры на развитие мышления, воображения, памяти – Игры этого цикла включают в себя запоминание новых слов – понятий, фамилий, терминов (жанр, архитектура, скульптура). Умения выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи. Они проводятся с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Определи жанр», «Найди пару» и др.).
  • рисование, аппликация, коллаж – применяются нетрадиционные и традиционные виды рисованияиспользуя при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для нетрадиционного рисования, бросового.

ЧАСТЬ 3. Завершающая

Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка. по теме занятия.

В конце года проводится итоговое занятие с родителями детей.

 

Формы работы по платной образовательной услуге «Цветные ладошки».

1. Индивидуальная работа

Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях.

2. Работа с родителями

  • Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
  • Просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации.
  • Анкетирование.

План работы с родителями

Месяц

Темы

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация по теме: «Влияние нетрадиционных методов рисования на положительные эмоции детей»

Октябрь

Анкета для родителей «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Ноябрь

Семинар-практикум №1 «Знакомство со способами нестандартного раскрашивания»

Декабрь

Открытое занятие средний возраст «Я слепил снеговика»
Старший возраст «Разноцветная радуга» ( художественная викторина).

Январь

Фотовыставка

Февраль

Совместная выставка творческих работ детей

Март

Семинар – практикум №2» Сочетание техник нестандартного раскрашивания с элементами лепки и аппликации».

Апрель

Мастер – класс «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования
и их роль в развитии детей дошкольного возраста
»

Май

Творческий отчёт о работе кружка

Ожидаемый результат

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:
 - развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению  цветовосприятия;

 -  концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.
 -Расширение и обогащение художественного опыта.

    -Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

    -Сформируются навыки трудовой деятельности
     -активность и самостоятельность детей в изодеятельности; 
    -умение находить новые способы для художественного изображения; 
   -Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства

Тематический план работы в старшей группы

“Рисуем в нетрадиционной технике”

Основные требования к уровню подготовки детей

Требования к уровню подготовки детей по разделу “Изобразительная деятельность” представлены в таблице.

Воспитанник должен

Базовая программа

Компонент ДОУ

Знать

Различные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство

Теплые и холодные оттенки

Уметь

  • Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства.
  • Самостоятельно, активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.
  • Выделять особенности предмета; передавать в рисунке его форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.
  • Размещать изображение на листе бумаги, соблюдая перспективу (близко, далеко)
  • Передавать движения людей, животных.
  • Соединять в одном рисунке разные материалы, техники для создания выразительного образа.
  • Создавать фон для изображаемой картины различными способами.
  • Определять названия цветов, различных оттенков.
  • Смешивать краски, получая различные оттенки и использовать их в рисунке.
  • Создавать узоры по мотивам народных росписей на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек, используя характерные для того или иного вида народного искусства и цветовую гамму.
  • Использовать в рисунках различные техники ( по сырому, монотипия, пальцевая живопись, граттаж и т.д.).
  • Использовать различные материалы (гелевые блестки, воздушные фломастеры, зубные щетки, поролон, клей ПВА, свеча и др.).
  • Использовать в рисунке теплые и холодные оттенки, определенную цветовую гамму в соответствии с настроением, временем года, суток.
  • Рисовать самостоятельно, опираясь на схемы.
  • Стилизовать предметы, приукрашивая и обобщая особенности предметов.
  • Создавать “сказочных” героев.
  • Преобразовывать простые предметы (линии и др.) в определенные образы.
  • Передавать абстрактные понятия с помощью определенных форм, линий.

 

Список литературы

  • Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Рисование. Учебно-наглядные демонстрационные материалы для детей старшего дошкольного возраста. М., 1998.
  • Бурганова Р.А. Татарский орнамент в изобразительной деятельности. Казань. 2003.
  • Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (подготовительная к школе группа). – М.: ВАКО, 2005. – 192 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). Подготовительная к школе группа. М., 2005 .
  • Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
  • Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 176 с.– (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  • Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3 – е изд., испр.и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
  • Ремезова А.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 5 – 6 лет: Методика. – Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
  • Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: Клетки, точки и штрихи: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 96 с.: ил. – (Предшкольная пора).
  • Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: Анализ форм и создание образа: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 64 с.: ил. – (Предшкольная пора).
  • Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать:Графика, живопись и народные промыслы: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 96 с.: ил. – (Предшкольная пора).
  • Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации.– М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
  • Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1992. – 126 с., 16 л.ил.
  • Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк.учреждений. – М.: Гуманитар.изд.центр.ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
  • Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк.учреждений. – М.: Гуманитар.изд.центр. ВЛАДОС, 2003. – 176 с.

 

 

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1.Бумага разного формата и цвета.

2. Акварельные краски.

3. Тушь разноцветная


4. Пастель, сангина, уголь.

5. Гуашь.

6. Восковые мелки.

7. Трубочки для коктейля.

8. Ванночки с поролоном.

9. Баночки для воды.

10. Кисти круглые и плоские разного размера.

11. Салфетки.


12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.

13. Клей ПВА.

14. Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).

15. Кнопки.

16.Доски для росписи.

17.Папка для черчения.

18.Ватман.
19.Английская соль.

20.Заготовки пасхальных яиц.

21.Разноцветный скотч

Перечень основных средств обучения

  • Музыкальный центр.
  • Сиди - аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка».
  • Ноутбук.
  • CD-Плеер.
  • Телевизор.

Наглядный материал

  • Альбом «художники и их иллюстрации»;
  • Альбом «Рисуйте с нами»;
  • Альбом «Народный месяцеслов»;
  • Игры для восприятия цвета и развития руки;
  • Ватман;
  • Обои;
  • Фломастеры;
  • Акварель, гуашь, кисточки;
  • Печати – клише;
  • Трафареты;
  • «инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;
  • Бусинки, пуговицы;
  • Пробки;

Перспективный план занятий кружка «Цветные ладошки»

Старшая группа

N п/п

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Программное содержание

1

СЕНТЯБРЬ

2

Луг

Акварельные краски+восковые мелки

 Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете

3

Ваза для цветов

Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ»

Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы.   Развивать чувство композиции.

4

Бабочки

Монотипия

Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

ОКТЯБРЬ

5

Листопад

Тиснение

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.

6

Осенние листья

Тычкование

Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования . Развивать чувство композиции

7

Ковер из осенних листьев

Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати

8

Ежики на опушке.

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой».  Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

9

Осеннее дерево

Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия

Учить изображать изображаемого предмета, используя различные
нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками).  Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках

НОЯБРЬ

10

Кошечка

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном

Совершенствовать умение детей в различных  изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции

11

Снежок

Монотипия. Рисование пальчиками

Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

12

Красивая тарелочка

 

Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции.

ДЕКАБРЬ

13

Фантазии

Кляксография, «знакомая форма – новый образ»

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение

14

Вечер

Черно-белый граттаж

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого  гратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

15

Снежинки

 

Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

16

Волшебная птица

 

Продолжать закреплять знания детей о городецкой росписи. Познакомить с приемами изображения городецких птиц. Учить рисовать птицу  (из цветов и листьев городецкой росписи).

ЯНВАРЬ

17

Сказочный сад

Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету

Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету).

18

Любимый узор

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка)

19

Сова

Тычок полусухой жесткой кистью

Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться    выразительными средствами графики.

20

Волшебный цветок

 

Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы с пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие

ФЕВРАЛЬ

21

Подводное царство

Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки  + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции

22

Матрешка

 

Познакомить детей с семеновскими матрешками. Учить определять колорит, элементы росписи

23

Матрешки

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с семеновскими матрешками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие

24

Ваза с ветками

Оттиск печатками

Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.

МАРТ

25

Подарок маме

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Учить украшать цветами и рисовать пальчиками . Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по - разному

26

Платок для бабушки

 

Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие

27

Весенние цветы

Акварель + восковой мелок

Учить рисовать  цветы  восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие

28

Натюрморт

Восковые мелки + акварель

Продолжать учить составлять натюрморт  определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Упражнять в аккуратном закрашивании мелками создании созвучного тона с помощью акварели

АПРЕЛЬ

29

Роспись подноса

 

Познакомить с жостовским промыслом, рассмотреть выставку, выделить колорит  и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию.

 

30

Фантазия

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Учить создавать образ  используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник

31

Красивые цветы

 

Продолжать знакомить с росписью жостовксих подносов.  Развивать чувство ритма, композиции

32

Космос

Монотипия

Пастельные мелки, рисование ватными палочками

 

МАЙ

33

Мониторинг

 

 

 

34

Игрушки

 

 Совершенствовать умение украшать бумажный шаблон или бумажные тарелки подходящим рисунком. Развивать чувство ритма, композиции

 

35

Весеннее дерево

Рисование пальчиками, тычками

Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки

36

Пчелки

Восковой мелок+акварель, черный маркер+акварель

Совершенствовать умения в данных изобразительных  техниках.  Развивать чувство композиции

 

 

Итоговая выставка рисунков за год

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

СЕНТЯБРЬ

. Рисование. 
“Клубнички-невелички”

Создание образа клубничек. Получение оттенков розового цвета.

 

Гуашь белая, красная, зеленая

Рисование. 
“Огненные листочки”

Создание образа осенних листочков. Получение оттенков коричневого

Обучающая: учить смешивать краски, получать новые оттенки коричневого цвета из красной и черной краски; рисовать листья простейшей формы, прожилки. 
Развивающая: развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, контраста.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к живой природе.

Гуашь черная и красная

Рисование. 
“Волшебные облачка”

Создание образа ясного неба. Получение оттенков голубого цве-та.

Обучающая: учить рисовать причудливые облака; смешивать краски, получать новые оттенки голубого цвета из белой и синей краски. 
Развивающая: развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма.
Воспитательная: воспитывать наблюдательность, воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

Гуашь синяя и белая

“Волшебные облачка”

Создание образа пасмурного неба. Получение оттенков темно-синего

Обучающая: учить рисовать тучи, смешивать краски, получать новые оттенки из бирюзовой и черной краски. 
Развивающая: развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма.
Воспитательная: воспитывать наблюдательность, воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

Гуашь бирюзовая и черная

ОКТЯБРЬ

Тематичес-кое рисование. 
“В небе светит яркая луна”

Создание ночной композиции с ярко светящей луной.

Обучающая: учить смешивать белую и желтую краски, для создания светящейся луны и синюю, черную, красную, зеленую для создания ночного неба.
Развивающая: развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, контрастности цветов, творческих способностей.
Воспитательная: вызывать положительные эмоции от свечения луны, воспитывать аккуратность, наблюдательность.

 Гуашь

Рисование 
“Море”

Создание образа моря графическим способом.

Обучающая: учить рисовать графически волнистые линии.
Развивающая: развивать мелкую моторику, чувство ритма. 
Воспитательная: воспитывать аккуратность и усидчивость.

Черный маркер

Роспись хохломского подноса

 

 

Обучающая: закрепить умение украшать хохломским узором поднос. 
 Развивающая: развивать умение передавать колорит хохломсих  узоров, чувство композиции.

 

НОЯБРЬ

Рисование. 
“Золотые яблочки”

Создание образа золотых яблочек. Получение разных оттенков желтого цвета.

Обучающая: закреплять знания и умения, полученные детьми на предыдущих занятиях о смешивании цветов, получение множества оттенков желтого цвета. 
Развивающая: развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, колорита.
Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик, воспитывать аккуратность.

Гуашь 6

Тематическое рисование. 
“Золотая рыбка”

Создание образа золотой рыб-ки графическим способом. Разработка таблицы цветов.

Обучающая: учить рисовать рыбку, компонуя ее на весь лист, передавать ее графическими материалами, перевод цветов в графический орнамент. 
Развивающая: развивать мелкую моторику, чувство ритма, воображение, образное мышление.
Воспитательная: воспитывать аккуратность в выполнении работы.

Жатая бумага,акварель,восковые мелки,

Создание образа золотой рыб-ки живописным способом.

Обучающая: закреплять знания и умения, полученные на предыдущих занятиях, обогащать словарный запас, учить видеть красоту в окружающих предметах. 
Развивающая: развивать чувство цвета, ритма, творческие способности, воображение, образное мышление, чувство прекрасного.
Воспитательная: воспитывать чуткое и бережное отношение к живой природе и ее обитателям, аккуратность, усидчивость; вызывать эмоциональный отклик, создавать положительный настрой.

Гуашь 11

Тематическое рисование. 
“Аленький цветочек”

Создание образа аленького цветочка живописным способом.

Обучающая: закреплять знания и умения, полученные на предыдущих занятиях, учить самостоятельно находить живописные способы и приемы для решения поставленной задачи.
Развивающая: развивать чувство цвета, ритма, мелкую моторику, воображение, образное мышление.
Воспитательная: воспитывать чуткое и бережное отношение к живой природе, вызывать желание, смешивая краски.

 

Гуашь 12

ДЕКАБРЬ

Тематическое рисование

“Волшебный замок”

Создание образа  вол-шебного замка графическим способом.

Обучающая: Обогащение словарного запаса; знакомство с  видом изобразительного искусства – архитектурой; учить рисовать постройки графическими материалами. 
Развивающая: развивать мелкую моторику, художественное восприятие, 
Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма, вызывать желание создавать и придумывать собственные образы. воображение.

Пр. карандаш, черный маркер, фломастеры, гелиевые ручки, цв. карандаши.


Тематическое рисование. 
“Птички на ветке”

Создание ком-позиции с двумя птичками графи-ческим способом.

Обучающая: учить рисовать птиц, закрепление художественно-графических навыков. 
Развивающая: развивать чувство ритма, воображение, эстетическое восприятие, мелкую моторику рук.
Воспитательная: создавать положительный настрой, воспитывать чуткое и бережное от ношение к птицам, вызывать желание помочь им зимой.

Пр. карандаш, черный маркер, фломастеры, гелиевые ручки, цв. карандаши.


Тематическое рисование. 
“Синяя птица”

Создание образа синей птицы живописным способом.

Обучающая: закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях, обогащение словарного запаса, учить композиционно заполнять лист. 
Развивающая: развивать чувство цвета, ритма, воображение, образное мышление, художественное восприятие, живописные навыки.
Воспитательная: воспитывать чуткое отношение к живой природе, аккуратность, усидчивость; вызывать эмоциональный отклик, желание нарисовать сказочного персонажа.

Гуашь 12, пр. карандаш.

ЯНВАРЬ

Праздничная неделя

Роспись подноса круглой формы на тему "Фрукты".

 

Учить расписывать поднос круглой формы по мотивам жостовской росписи. Размещать в центре крупные фрукты, дополнять композицию листьями. Накладывать цвет на цвет, воспитывать интерес к народному творчеству.

 


Тематическое рисование.

“Жар-птица”

Создание образа жар-птицы в теплых цветах.

Обучающая: Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях, обогащение словарного запаса, учить композиционно заполнять лист. 
Развивающая: развивать чувство цвета, ритма, воображение, образное мышление, художественное восприятие, живописные навыки.
Воспитательная: Воспитывать чуткое отношение к живой природе, аккуратность, усидчивость; вызывать эмоциональный отклик, желание нарисовать сказочного персонажа.

Гуашь 6

 ФЕВРАЛЬ

“Барашек”

Создание образа барашка из пластилиновых шариков.

Обучающая: учить лепить барашка рельефным способом, обогащать интеленктуальную сферу. 
Развивающая: развивать мелкую моторику, логическое мышление, художественное восприятие.
Воспитательная: обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями; воспитывать бережное и чуткое отношение к живой природе; вызывать желание создавать образ.

Цв. картон, пластилин

 

Создание образа барашка из гречки.

Обучающая: знакомство с новой техникой изображения из крупы; учить приклеивать крупу, создавать образ из различных материалов.
Развивающая: развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, образное мышление, эстетическое восприятие, креативность.

Цв. картон, клей ПВА, гречка, гуашь

 «Я слепил снеговика»

Обрывание и скатывание бумаги

Упражнять детей в комбинировании двух различных при объёмном изображении выразительных образов снеговиков. Развивать воображение, чувство композиции.

Плотная бумага серого, голубого цвета, салфетки белого цвета, клей,

 МАРТ


“Цыплята”

Создание образа цыплят  ватными палочками

Обучающая: знакомство с новой техникой изображения из крупы; учить приклеивать крупу, создавать образ из различных материалов. 
Развивающая: развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, образное мышление, эстетическое восприятие, креативность.
Воспитательная: воспитывать аккуратность и усидчивость, вызывать положительный настрой, желание создавать образ из разнообразных материалов.

Цв. картон, гуашь, ватные палочки, гуашь

 
“Подснежники”

Создание подснежникаи использован. подручного материала.

Обучающая: знакомство с новой техникой изображения из крупы; учить приклеивать крупу, создавать образ из различных материалов. 
Развивающая: развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, образное мышление, эстетическое восприятие, креативность.
Воспитательная: воспитывать аккуратность и усидчивость, вызывать положительный настрой, желание создавать образ из разнообразных материалов.

Цв. картон, пластилин, палочки.


“Ёжик”

Создание образа ёжика из рваных газет.

Обучающая: учить создавать образ при помощи отрывной аппликации, обогащать интеллектуальную сферу. 
Развивающая: развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, креативность, эстетическое восприятие.
Воспитательная: воспитывать аккуратность и усидчивость, вызывать положительный настрой, желание создавать образ из разнообразных материалов.

Газета, цв. бумага, клей ПВА


«Артемон”

Создание образа пуделя Артемона из ватных ша-риков.

Обучающая: знакомство с новой техникой, учить детей создавать образы из разнообразных материалов, самостоятельно анализируя методы работы с ними.. 
Развивающая: развивать образное и логическое мышление, креативность мысли.
Воспитательная: воспитывать аккуратность и усидчивость, вызывать положительный настрой, желание создавать образ из разнообразных материалов.

Цв. картон, клей ПВА, вата, гуашь

АПРЕЛЬ


“Хрюшка” или “Жираф”

Создание образа животного из яичной скорлупы.

Обучающая: знакомство с новой техникой. 
Развивающая: развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, креативность, эстетическое восприятие.
Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Цв. картон, яичная скорлупа, калька, клей ПВА


 “На дне морском”

Создание пейзажа из природных материалов.

Обучающая: знакомство с новой техникой исполнения. 
Развивающая: развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, креативность, эстетическое восприятие.
Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, желание анализировать и самостоятельно выбирать материалы для работы, усидчивость и аккуратность.

ДВП, клей ПВА, клей универсальный, песок, ракушки, корешки


«Весенние цветы”

Создание образа весен.цветов из опилок от карандашей.

Обучающая: знакомство с новой техникой. 
Развивающая: развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, креативность, эстетическое восприятие.
Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик

Цв. картон, клей ПВА, клей опилки от карандашей

МАЙ


Могитогринг

 

 

 


“Дом в котором я хочу жить”

Создание образа архитектурного сооружения из шер.ниток и меха.

Обучающая: знакомство с новой техникой; обогащение интеллектуальной сферы. 
Развивающая: развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, креативность, эстетическое восприятие.
Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Цв. картон, клей ПВА, нитки шерстяные, мех, ножницы.


“Терем-теремок”

Создание образа терема из пластилина.

Обучающая: закрепление знаний и умений работы с пластилином, полученных на предыдущих занятиях 
Развивающая: развивать мелкую моторику, логическое мышление, художественное восприятие.
Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Цв. картон , пластилин

“Фантазия”

Создание композиции из опилок.

Обучающая: знакомство с новой техникой; обогащение интеллектуальной сферы. 
Развивающая: развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, креативность, эстетическое восприятие.Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

ДВП, клей ПВА, опилки, гуашь



Предварительный просмотр:

Программа кружковой деятельности

по развитию мелкой моторики

«Ловкие пальчики» для детей 4-5 лет.

 

 Педагог  -  Мельничук Мария Сергеевна

 

 «01»  октября 2018г.

 

Программа кружковой деятельности по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» для детей 4-5 лет.

Актуальность.

Истоки способностей и дарования детей - на кончиках, их пальцев.

               Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкоймоторикинапрямую зависит подготовленность руки к письму» работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать,сравнивать, классифицировать и тем самым: позволяют ему лучшепонять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формироватьмеханизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

               Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головногомозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитиепознавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

               Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникация с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов» служит одним из важнейших, источников при подготовке детей к начальному школьному обучению: Практическиенавыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой: моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, итехнические навыки, приобретенныена занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики: должна начаться задолго до поступленияв школу.

Пояснительная записка.

               Данная программа направленана всестороннее развитие ребенка, на развитие осязанияи мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, и не утомляться за счет постояннойсмены видов деятельности и переключения вниманий. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики.

               Программа позволяет посещать занятия нетолько здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии.

Занятия по данной программе проводятсяв игровой форме. Во время игры, максимально реализуетсяситуация успеха, и, следовательно,работа происходит естественноне возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.  

               Педагогическая целесообразность заключается в том, чтодети работаютпластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами. Учатся владеть ножницами,развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.

               Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста 4-5 лет. В ДОУ ведется кружковая работа по данной теме. Составлена с учетом методических пособий:

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.

Сахарова О. М. Готовим руку к письму.

Рымчук Н. А. Пальчиковые игрыи развитие мелкой моторики.

Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.

Соколова С.В. Оригами для самых маленьких.

А. Никитина. Поделки в детском саду.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут. Всего 30 занятий. Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).                                                                                           

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитиемелкой моторики, ручной умелости: через выполнение предметно- практических действий.

Задачи:

 Обучающие:

1. Учить детей владеть графическими, навыками: а) штриховка в разных направлениях, б) обводить контуры предметов, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не захода за контур, не оставлять не закрашенных мест.

2.  Учить работатьс бумагой, осваивать различные виды, сгибания (оригами).

3.  Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.

4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.

Развивающие:

1.  Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3.    Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения: в процессе предметно практических действий.

Воспитывающие:

1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.

2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений:

Пальчиковый игротренинг:

- массаж кистей рук;

- пальчиковая гимнастка, физкультминутки.

Ручная умелость:

- рисование пластилином;

- конструирование из бумаги в технике оригами;

- аппликация;

- развитие графических навыков;

- рисование по трафаретам, вырезывание ножницами;

Игры и действия с мелкими предметами:

- работа с крупой, фасолью, горохом;

- нанизываниебус, пуговиц на проволоку;

- выкладывание фигур изгеометрических фигур, палочек, семян.

               В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражненийкоторые дают пальцам полноценней отдых, развивают ловкость,подвижностьНа пальцахи ладонях «активныеточки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

              В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации.

Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.

              В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.

              В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственными представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Результатом работы по данной программе должно стать:

1. Развитие мелкой моторки и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.   Овладение разными видами ручной умелости.

3.   Овладение приемами работы с разными инструментами.

4. Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5.  Овладение нормами этики поведения.

Перспективный план кружка «Ловкие пальчики», для детей среднего дошкольного возраста.

Сентябрь

1неделя 1. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

2. Массаж ребристым карандашом между ладонями

3. Рисование ладошками «Наша семья» Развивает мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность.

2неделя 1. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

2. Игра«Найди, что спряталось в фасоли» (поиск в фасоли мелких предметов).

3. Раскрась по образцу (штриховка) Развивать мелкую моторику пальцев;

обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

3неделя 1. Пальчиковая гимнастика «С добрым утром», м. п. игра «Бабочка».

2. Пальчиковая игра «Кто в кулачке».

3. Аппликация из пшена «Солнышко» Развивать мелкую моторику пальцев;

4неделя 1. Пальчиковая гимнастика«С добрым утром».

2. Игра«Быстрые ножки»«ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки.

3. Игра«Наведем порядок». Продолжать работать над развитием мелкой моторики;

группировка предметов по признаку.

Октябрь

1неделя 1. Пальчиковая гимнастика «Колобок рукой катаю» (массаж мячиком)

2. «Что спряталось в комочке» -разглаживание смятых в комочек трафаретов из бумаги.

3. Пластинография «Мой веселый звонкий мяч». Развивает мелкую моторику пальцев; учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура

2неделя 1. Пальчиковая гимнастика «Колобок рукой катаю» (массаж мячиком)

2. Игра «Что это?» Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамида.

3. «Браслет для мамы» (нанизывание предметов)

Развивать мелкую моторику пальцев;

Стимулировать тактильные ощущения.

3неделя 1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

2. «Листопад» -лист желтой, оранжевой бумаги. Порвать на мелкие кусочки

3. Аппликация «Осеннее дерево» Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

4неделя 1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи

2. Пальчиковая игра «Капуста»

3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи» Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Ноябрь

1неделя 1. Пальчиковая гимнастика «Колобок рукой катаю»(массаж мячиком)

2.«Сушка фруктов» нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине

3. Работа с трафаретом Развивает мелкую моторику пальцев.

2неделя 1. Пальчиковая гимнастика «Дом»

2. Выложи дом пластилиновыми жгутиками по контуру.

3. Игра «Узнай предмет на ощупь» Развивает мелкую моторику пальцев. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри.

3неделя 1. Пальчиковая гимнастика «Дом»

2. Пальчиковое упражнение «Прятки»

3. Выложи дом из геометрических фигур.

Развитие мелкой моторики пальцев.

4неделя 1. Пальчиковая игра «Дружно маме помогаем»

2. Упражнение «Помогаем маме» - развешиваем вещи на веревку, закрепляя прищепками.

3. Самомассаж пуговицами разного размера и формы Развивает мелкую моторику рук, координацию движений.

Декабрь

1неделя 1. Пальчиковая гимнастика «Попьем чай».

2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» -собрать сервис.

3. «Склеим чашку» -собрать картинку из 4-ех частей. Развивает мелкую моторику рук. Стимулировать тактильное ощущение.

Учиться соотносить предметы со словесным обозначением.

2неделя 1. Пальчиковая гимнастика «Новый год!»

2. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочек.

3. Массаж пальчиков «Сильные пальчики»(с силой сжимать резиновый мячик). Развивать мелкую моторику рук. Развивать умение сматывать клубочки.

3неделя 1. Пальчиковая гимнастика «Новый год»

2. «Бусы на елку» -выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности.

3. Самомассаж камушками Развивает мелкую моторику рук. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур.

4неделя 1. Пальчиковая гимнастика «Слепим снеговика» (из цикла Зимние забавы)

2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

3. «Наряжаем елку» -нарисовать пластилином елочные игрушки. Развивает мелкую моторику. Стимулировать тактильные ощущения. Учить детей работать с пластилином, способом размазывания на листе.

Январь

1неделя 1. Пальчиковая игра «Снегири»

2. Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох.

3. «Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях. Развивает мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

2неделя 1. Пальчиковая игра «Снежинки»

2. Обвести снежинку по точкам и штриховать мелкими штрихами.

3. Упражнение «Прядки» (сухой бассейн) Развивать мелкую моторику. Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умением обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами.

3неделя 1. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

2. «Мой дом» -выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты.

3. Упражнение «Шишки и орешки для белочки» -положить в одну коробку сосновые шишки, в другую- орешки (каштан) Развивает мелкую моторику рук. Ориентировку на плоскости. Стимулировать тактильное ощущения.

Февраль

1неделя 1. Пальчиковая гимнастика «Мышка»

2. Дидактическая игра «Магазин» - сортировать овощи, фрукты в разные витрины магазина.

3. Самомассаж граненым карандашом Совершенствовать мелкую моторику рук. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

2неделя 1. Пальчиковая игра «Солдаты»

2. Штриховка «Танк»

3. Из риса выложить салют по нарисованному контуру Продолжать развивать зрительно-моторную функцию. Учить штриховать в разных направлениях.

3неделя 1. Пальчиковая игра «Солдаты»

2. Упражнение «Сложить из бумажного квадрата конверт», вложить в него «письмо», склеить.

3. Упражнение «Посылка» -определить на ощупь, что находится в ящике-посылке. Совершенствовать мелкую моторику и рук. Продолжать учить работать с бумагой. Стимулировать тактильные ощущения.

4неделя 1. Пальчиковая гимнастика «Мышка»

2. «Вырежи по кругу»(спираль)

3. Самомассаж крупами. Совершенствовать мелкую моторику рук;

Учить работать ножницами.

Март

1неделя 1. Пальчиковая игра «Дружно маме помогаем»«Цветы»

2. «Смотать клубок для бабушки»,

3. «Завязываем бантик на подарки» Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

2неделя 1. Пальчиковая игра «Дружно маме помогаем»«Растет цветок»

2. Обрывание цветка по контуру

3. Штриховка цветка продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить штриховать в разных направлениях.

3неделя 1. Пальчиковая игра «Насекомые»

2. Игра «Кто, где живет?» -обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда где он живет.

3. Игра «Кто, чем питается?» -в сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это есть. Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами.

4неделя 1. Матем. игра «Запретное число»

2. Упражнение «Солнце светит ярко» -выложить из спичек солнечные лучи вокруг солнечного круга.

3. Пальчиковая гимнастика «Насекомые»«Бабочка» Показ чисел на пальцах; развитие зрительно-моторных функций

Апрель

1неделя 1. Пальчиковая гимнастика «Что делать после дождика».

2. Упражнение «Погуляем»-двумя пальцами ходить по столу в разном темпе по хлопку.

3. Пластилинография «Гусеница» Развитие мелкой моторики. Продолжить работать с пластилином.

2неделя 1. 1. Пальчиковая гимнастика «Что делать после дождика»«Рыбки весело резвятся».

2. Упражнение «Водопой»-ложкой наливать воды из стакана в тарелочку.

3. Вырезание по контуру и наклеивание «Чудесные пузыри».

Развитие внимания, мелкую моторику.

3неделя 1. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»«Рыбки».

2. Изобразить пальцами рук животных (и другие предметы)

3. Коллективная работа «Рыбки в аквариуме». Продолжать учить работать пластилином;

продолжать работу над развитием мелкой моторики.

4неделя 1. Пальчиковая гимнастика под музыку «Вот это мой зонтик»«Маленькая мышка».

2. Упражнение «Лошадка на лугу»-обвести по контуру лошадь, заштриховать, вокруг приклеить «траву» из мелко порванной цветной бумаги.

3. Самомассаж резиновым мячиком. Продолжать учить обводить изображения по контуру; Продолжать учит координировать движения с речью под музыку.

Май

1неделя 1. Пальчиковая гимнастика под музыку «Вот это мой зонтик»«Маленькая мышка».

2. Оригами «Мышка»

3. Пальчиковое упражнение «Надуй шарик» Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2неделя 1. Пальчиковая игра «По ягоды»,м. п. игра «Бабочка»

2. Самомассаж камушками

3. Пластилинография «Клубничка»

Развивает мелкую моторику пальцев. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри.

3неделя 1. Пальчиковая игра-сказка «Теремок»

2. Вырежи любую картинку и наклей

3. Игра«Найди, что спряталось в фасоли» (поиск в фасоли мелких предметов).

Продолжать развивать мелкую моторику; учить работать ножницами.

4неделя 1. Пальчиковая игра-сказка «Теремок».

2. игра «Театр теней» (эффект тени:голубь,бабочка,коза,щука и т. д.)

3. Коллективная аппликация «Лето»

Развитие мелкой моторики, координации движений.

Источник используемой литературы

  1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
  2. Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.
  3. Сахарова О. М. Готовим руку к письму.
  4. Рымчук Н. А. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.
  5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.

    6. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких.

     7. А. Никитина. Поделки в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...