Использование схем и моделей для развития речи детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Кочубеева Анжелика Владимировна

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ispolzovanie_shem_i_modeley_dlya_razvitiya_rechi_detey.ppt2.16 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование схем и моделей для развития речи детей старшего дошкольного возраста Из опыта работы учителя - логопеда Кочубеевой А.В. 2016г.

Слайд 2

Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Мы обратили внимание также на некоторые затруднения, которые возникают у детей при составлении описательных рассказов. Вот основные из них: - самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; - установить последовательность изложения выявленных признаков; - удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания. Актуальность

Слайд 3

В процессе обучения детей мы обратили внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Это наглядность и создание плана высказывания. Мы пришли к выводу, что использование схем и моделей наиболее отвечает этим требованиям. Как же помочь детям?

Слайд 4

1 этап: Использование предметных моделей Одной из главных задач обучения детей является формирование словаря, на базе которого будет в дальнейшем развиваться коммуникативная функция речи. Детям предлагается дифференцировать различные категории слов: - слова, обозначающие предметы или явления; - слова-признаки; - слова- действия.

Слайд 5

2 этап: Использование предметно-схематических моделей На этом этапе дети учатся по схематическим моделям: -составлять предложения и описательные рассказы; -пересказывать небольшие произведения; -заучивать стихотворения. Использование схем, мнемотаблиц облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Это приводит к тому, что дети более отчетливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Также модельные схемы и мнемотаблицы можно применять при загадывании и отгадывании загадок, пословиц, поговорок.

Слайд 6

3 этап: Использование графических моделей Данный этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя более сложные модели и схемы.

Слайд 7

4 этап: Модели, придуманные детьми По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию. Заключительным этапом работы является самостоятельное изображение модели на бумаге. Например, воспитатель читает литературный текст, а ребенок самостоятельно создаёт (рисует) элементы модельной схемы к произведению.

Слайд 8

Перспективы использования метода моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста Применять модельные схемы можно и на других занятиях: - конструировании - математике - экологии - лепке - аппликации и др. Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Слайд 9

1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! М., 2007. 2. Белоусова Л.Е. Раз, два, три, четыре, пять- начинаем мы играть. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003. 3. Большева Т.В. Учимся по сказке. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005. 4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009. 5.Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009. Используемая литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации для воспитателей по использованию дидактических игр для развития речи дошкольников...

«Вариативное использование нетрадиционных методов и приемов развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...

Самообразование "Использование схем и моделей для развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Самообразование и отчет "Использование схем и моделей для развития речи детей старшего дошкольного возраста"...

Тема самообразования: «Использование мнемотаблиц и мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

              Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь,...