Педагогический совет
методическая разработка

Акопян Алина Спартаковна

«Познавательно-речевое развитие дошкольников в процессе формирования связной речи и речевого творчества»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2_as_2018.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет

Тема:

«Познавательно-речевое развитие дошкольников в процессе формирования связной речи и речевого творчества»

Слайд 2-3

Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка.

Гердер, Иоганн Готфрид

Цель:

Систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей, актуализация проблемы проведения занятий в режиме диалога, апробация полученных   знаний в практической деятельности.

 План проведения педсовета:

Теоретическая часть:

1.Результаты анкетирования самооценки компетентности  педагогов в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста .
2. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

3. Анализ и итоги тематического контроля.
4. Анализ открытых просмотров «Речевое развитие».
5. Анкетирование педагогов «Выявление уровня мотивации педагогов участия в методической работе в ДОУ».

Практическая часть:

Семинар практикум

 «Игры и игровые упражнения для речевого развития»

Слайд 4
Ход педсовета

Теоретическая часть.

1. Результаты анкетирования самооценки компетентности  педагогов в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста .

Уважаемые коллеги, начнем мы с результата анкетирования самооценки компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Проанализировав ваше анкеты, я сделала некоторые выводы, что педагоги нехорошо осведомлены в области речевого развития и не только! Не все знают основную цель работы по развитию речи у детей дошкольного возраста и это огорчает!

Сводная мониторинга анкетирования показала, что педагоги недостаточно владеют знаниями организации образовательной деятельности.

А теперь еще раз повторим какая цель и какие задачи стоят для    речевого развития детей дошкольного возраста.

Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейшей образовательных областей. Можно возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей не возможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.
Согласно ФГОС содержание образовательной области «Речевое развитие направлено» на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.


Задачи речевого развития:
- Овладение речью, как средством общения.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие звуковой культуры речи.
- Развитие связной речи.
- Развитие речевого творчества.
- Знакомство с художественной литературой.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности.

В анкетах многие из вас путали виды занятий с формами.

Не знали формы организации работы по ознакомлению детей с художественной литературой. (Шпак, Пучкова, Шавырина)

Некоторые вообще не ответили на вопрос – Какие формы работы мы используем для закрепления у детей вашей группы знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. (Шпак, Пучкова)

На вопрос- Какие виды занятий по развитию речи проводятсяв вашей возрастной группе не ответило два педагога. (Шавырина и Шиврина)

Я подготовила вам памятки, предлагаю вам ознакомиться.

 Слайд 5. Памятка 1.

Виды занятий по развитию речи

Слайд 6. Памятка 2.

Формы организации образовательной деятельности – чтение художественной литературы.

Слайд 7. Памятка 3.

 Формы организации обучения.

Старший воспитатель раздает каждому педагогу.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Слайд 8.

 

  1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

Проблема развития речи является одной из актуальных.

Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

 Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

-речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;

-в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Слайд 9.

  1. Анализ и итоги тематического контроля.

 По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы:

•Работу педагогического коллектива детского сада по речевому развитию дошкольников считать удовлетворительной.  Грубых нарушений не выявлено. Имели место небольшие недочеты организационного характера.

•Игровые образовательные ситуации по речевому развитию проводятся в соответствии с ФГОС ДО.

•Оценка условий, созданных в группе для речевого развития детей, показала, что условия созданы во всех группах ДОУ. В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал.

•Однако необходимо: обратить внимание на использование в практике работы моделей и схем по развитию связной речи дошкольников, на воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание оптимальных условий в процессе игровых образовательных ситуаций для проявления познавательной и речевой активности детей и использование новых технологий (интерактивные доски), способствующие развитию детей во всех пяти областях ФГОС.

Слайд 10-11

       4.Анализ открытых просмотров «Речевое развитие»


Поставленные цель и задачи – 80% педагогов

Единство дидактических, развивающих и воспитательных целей и задач, доступность.

Реализация содержания образовательной области – 75%

Соответствие содержания занятия:

- программным требованиям;

- типу занятия;

- возрастным и индивидуальным возможностям;

- способностям и потребностям воспитанников.

Владение методами и приемами организации образовательного процесса- 70%

Эффективность и целесообразность выбранных методов и приемов:

- словесных, наглядных, практических, игровых;

- приёмов привлечения и сосредоточения внимания детей, обеспечения их эмоционального интереса;

- приемов, направленных на формирование предпосылок учебной деятельности (старший дошкольный возраст).

Организация деятельности воспитанников- 70%

Обеспечение педагогической поддержки воспитанников, создание ситуации успеха для каждого.

Вовлечение воспитанников в образовательный процесс, их активность, заинтересованность.

Организованность, эффективность взаимодействия детей со сверстниками.

Результативность– 70%

Оценка воспитателем индивидуальной, групповой и коллективной деятельности воспитанников.

Оценка результатов деятельности детей на разных этапах занятия и качество оценки; использование самооценки (старший дошкольный возраст).

Профессиональные и личностные качества педагогов- 80%

Соблюдение нормативных требований к организации образовательного процесса.
Стиль общения, техника речи, коммуникативные качества педагога.

Умение творчески использовать план-конспект занятия, вносить необходимые изменения с учетом реальной ситуации.

Слайд 12

5.Анкетирование педагогов

«Выявление уровня мотивации педагогов участия в методической работе в ДОУ»

Цель проведения данного анкетирования– выявление уровня сформированности базовых компетентностей педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность.

Вопросы анкеты отражают компетентность педагога:

1. Личностные качества.

2. Постановка целей и задач педагогической деятельности.

3. Мотивация образовательной деятельности.

4. Информационная компетентность.

Слайд 13

Практическая часть.

Семинар практикум

«Игры и игровые упражнения для развития звуковой культуры речи»

Задание 1. «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей»

Я предлагаю вам разделиться на две команды.

Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы будите на них отвечать.

По три вопроса каждой команде

1. К.  Назовите формы речи(диалогическая и монологическая)

2. К.  Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

1 К. .Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

2. К.  Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)

1. К.  Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

2. К.  Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

По три вопроса команде

1. К.  Рассказ, сюжет которого развертывается во времени. (рассказ повествование)

2. К.  Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

1. К. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи(средняя группа)

2. К.  Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

1. К.  Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)

2. К. Ведущий прием для активизации речи и мышления(вопросы педагога)

Юмористическая пауза. Упражнение "Шушаника Минична"

Содержание. Упражнение выполняется в кругу. каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Шушаника Минична". В ответ на это первый участник должен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева "представьтесь, пожалуйста" и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Глориоза Провна,  Эннафа Варсонофьевна,   Вивиана Ионична

Маркелина Ермилинична, Феосения Патрикеивна, Геновефа Иркнеевна

Беата Нифонтовна, Домитилла Ювенальевна, Антигона Маевна

Препидигна Аристидовна

Задание 2. Переведите пословицы на русский язык

Пословицы для первой команды

Сын леопарда - тоже леопард (Африка).

/яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

/шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)

/В тихом омуте черти водятся/

Пословицы для второй команды

Молчаливый рот - золотой рот (Германия)

/Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)

/Язык до Киева доведет/

Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)

/Обжегшись на молоке, дует на воду/

Задание 3. «Прилагательные ассоциации»

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное экспериментатором, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол - круглый; пруд - большой.

Список - Критика -

Звезда - Книга - Кругозор - Закон - Лекция – Счастье-   Дом - Пища -

Воззвание - Дефицит - Действие Шрифт - Интерес - Убеждение -

Библиотека Музей- Страна - Пример .

Задание 4. "Подбор антонимов, синонимов"        

Для 1 команды - подбор антонимов.

Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.

Анто́нимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5. Нерадивый. 6.Эксцентричный. 7. Импорт. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий. 11. Неряшливый. 12. Объективный. 13. Макро. 14. Старательный. 15. Плотный. 16. Прозрачный. 17. Арьергард. 18. Упитанный. 19. Опрятный. 20. Субъективный. 21. Медленный. 22. Лживый. 23. Концентричный. 24. Мутный.

Для 2 команды - подбор синонимов

Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.

Сино́нимы (от др.-греч. σύν «вместе» + ὄνομα «имя») — слова одного и того же языка, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по произношению и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

  1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора. 17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин. 22. Действительный. 23. Настороже. 24. Скорый.

 А.С.

И в заключении я прочитаю умную мысль Дмитрия Ивановича Писарева.

Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку.  

Д.И. Писарев

Решение педсовета

1. Использовать создание проблемных ситуаций, побуждающих детей к активизации мыслительной деятельности, развитию связной речи.

Ответственные: педагоги

Срок: постоянно

2. Для развития познавательно-речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарно-поисковой деятельности.

Ответственные: педагоги

Срок: по мере необходимости

3. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

- пополнить группы дидактическими играми и материалами по речевому

развитию детей;

- оформить стенды для родителей "Развитие связной речи"

Ответственные: педагоги

Срок: по мере необходимости

• Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей.

Ответственные: педагоги

Срок: в течение года

• Для повышения профессиональной компетенции педагогических работников подготовить и провести серию консультаций-практикумов по теме: «Искусство говорить красиво», «Практикум общения».

Ответственный: заместитель заведующего, логопед.

Срок: декабрь

Литература.

1. Голицина Н. С. "Система методической работы с кадрами в ДОУ" - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.

2. Елжова Н. В. "Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ" - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.

3. Ребенок в детском саду №3 2010 г.

4. Ребенок в детском саду №5 2004 г.

Материал:

1. Мультимедийное устройство

2. Раздаточный материал для работы в группах, буклеты

3. Бумага, фломастеры

4. Две вазочки

5. Конфеты

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Протокол педагогического совета №1 «Установочный» Заседания педагогического совета МКДОУ Детский сад №196 «Подснежник» от 26.08.2017г.

1Анализ летней оздоровительной работы ДОУ.2 Задачи и мероприятия работы ДОУ на новый учебный год.Утверждение годового плана, распорядка дня, расписание НОД. 3 Организация образовательного процесс...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....